Главная страница


«Каждый человек имеет право на достойное качество жизни»



Скачать 55.15 Kb.
Название«Каждый человек имеет право на достойное качество жизни»
Дата18.04.2016
Размер55.15 Kb.
ТипУрок

Тема урока: «Каждый человек имеет право на достойное качество жизни»

Урок проведён учителями ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

учителем географии Ермолаевой Ольгой Львовной и учителем биологии Беляевой Ириной Ильиничной с учениками 10 класса.

Дата проведения: 21 октября 2013 года
Цели урока: Подвести учащихся к выводу о том, что устойчивое поступательное развитие общества зависит от качества жизни каждого отдельно взятого человека.

Задачи:1Показать, как оценивается в международной практике качество жизни.

2Научить объективно оценивать свой образ жизни, уметь делать выводы и сравнения

      1. Продолжать формировать умения работать с картой ,учебником.

      2. Развивать творческий потенциал учащихся. Умение прогнозировать и формировать цели своего будущего и гражданскую ответственность.



Организационный момент: Объявление темы и целей урока, эпиграфа урока

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим, по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.
Вступительное слово учителя

В настоящее время проблемы окружающей среды в мировом сообществе рассматриваются в единстве с проблемами социальными, экономическими, технологическими, духовно-нравственными. Только комплексный подход может обеспечить становление устойчивого развития общества и природы.

На Всемирном саммите по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 2012 году «Рио+20» было отмечено, что семимиллиардная семья людей, вероятно, увеличится к 2050 году до 9 млрд. Растет спрос на истощающиеся природные ресурсы. Увеличивается разрыв в уровне доходов. Устойчивое развитие требует достойного уровня жизни для всех сегодня без ущерба для потребностей будущих поколений.

Актуализация знаний:

Вопросы к учащимся: Как вы думаете, о чём эти стихи?

Что вы понимаете под этими словами-Уровень жизни?

Чем определяется уровень жизни?

ВВП-? Что это такое?

Работа с учебником географии, стр.11 Найдите определение

В презентации анализируем слад- карту: «Страны с разным уровнем развития». Делаем вывод: чем богаче страна по ВВП, тем выше уровень жизни.Но можно ли только этот показатель учитывать? В последнее время страны ООН стали использовать другой показатель. Вопрос ученикам-Какой? Ответ: ИЧР. Найдите это определение в учебнике

географии на стр.11

Качество жизни человека – это «совокупность важнейших жизненных ценностей. Как живется человеку, как удовлетворяются его потребности высших порядков, во имя чего он живет, каков смысл его жизни, удовлетворен ли он своей жизнью». Так просто и образно определил данное понятие академик И.В. Бестужев-Лада.

Качество жизни в международной практике оценивается индексом человеческого развития (ИЧР), включающим три показателя:

здоровья (средняя ожидаемая продолжительность жизни, СОПЖ);

 образования (охват всех ступеней образования);

 внутреннего валового дохода на душу населения (ВНД).

При определении качества жизни также «имеются в виду такие ценности человеческого существования, как чувство уверенности людей в завтрашнем дне, сознание своей необходимости обществу и возможность самим определять его развитие, способность и готовность общества откликаться на нужды и запросы личности» – так отметил академик И.В. Толстых.

Именно по показателю ИЧР выстраиваются рейтинги стран по качеству жизни.

По данным ООН в 2012 году Россия по качеству жизни занимает 55 место, а в 2010 году наша страна занимала 60 место.

Вопрос к классу: А кто же является лидером по этому показателю?

Найдите на карте: Норвегия

Австралия

США

Нидерланды

Германия

Самые низкие показатели:

ЧАД, Мозамбик, Буркина-Фассо, Конго,Нигер.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала новый показатель, который. Образно говоря, был назван ИНДЕКСОМ СЧАСТЬЯ.

Вопрос учащимся: Какие индикаторы, или показатели вы, ребята, включили бы в Индекс счастья? (Предложения учащихся записываются на доске)

-А теперь давайте сравним ваши индикаторы с индикаторами ОЭСР

Слайд презентации:1)Жилищные условия.

              1. Доходы,

              2. Занятость

              3. Образование

              4. Здоровье

              5. Эффективность управления

              6. Экология

              7. Общественная жизнь

              8. Безопасность

              9. Удовлетворённость условиями жизни

              10. Баланс между рабочим временем и досугом.

При сравнении мы видим, что большинство из этих индикаторов указали учащиеся.

Некоторые индикаторы зависят лично от каждого. Например, экология. Возьмём и проанализируем итоги анкетирования
Итоги анкетирования:

Анкета для школьников

Оцените свое отношение к предлагаемым положениям по 5-балльной системе



Положение

1

2

3

4

5

1

Я согласен, что ресурсы надо потреблять так, чтобы их хватило для жизни будущих поколений

0

1

1

6

12

2

Я готов сократить свои потребности, чтобы ресурсы остались и будущим поколения

0

0

3

7

10

3

Я готов принимать участие в различных экологических акциях, общественном экологическом контроле

6

5

4

5

0

4

Если бы в регионе была создана молодежная общественная экологическая организация, я стал бы ее членом

1

2

8

2

5

5

Я оцениваю свой образ жизни по экологическим правилам на оценку

0

5

10

4

1


Результаты анкетирования родителей:





1

2

3

4

5

Вопрос: Как Вы оцениваете качество жизни своей семьи?

0

5

8

5

2


Вывод: от каждого из нас зависит состояние экологии, от правильного экологического поведения в природе, Соблюдения простых правил по сбору отработанных батареек и т. д.

Следующий показатель, который зависит от каждого - это правильное распределение времени труда и отдыха. И вот какую закономерность обнаружили ученики вашего класса: Франгу Маша и Бесчастная Маша. Исследовали причины утомляемости у учащихся старших классов и выявили прямую зависимость: Чем позже школьники ложатся спать, тем выше утомляемость. ( Демонстрация слайдов с диаграммами)

А теперь ещё одно творческое задание: Если рассматривать школу, как маленькую модель общества, то можно определить некоторые показатели, характеризующие качество жизни школьников, педагогов, родителей в школьной среде.

Ученики называют свои показатели, которые определят индекс счастья в школе.

В заключение урока учащимся предлагается обдумать вопрос: А что для вас будущее, которого вы ждёте?

Заканчивая урок, ученики составляют свои синквейны по предложенной схеме.

Природа!

Живая, удивительная.

Увядает, засыпает, оживает.

Я очень люблю природу!

Мир!

Карева Е.

Будущее!

Неизбежное, непредсказуемое…

Создаем, изменяем, улучшаем.

Наше будущее за нами!

Только вперед!

Бесчастная М.

Окружающий мир!

Добрый, опасный,

Рождающий, дающий, дарящий.

Счастливая жизнь – в его руках…

Человек!

Ермолаева О.Л

Человек!

Умный, добрый.

Создает, творит, озаряет.

Будущее за хорошими людьми!

Счастье!

Беляева О.Л.