Главная страница


Методические рекомендации для учащихся 11 классов Пояснительная записка



Скачать 183.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учащихся 11 классов Пояснительная записка
Дата16.03.2016
Размер183.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации

МБОУ «СОШ№1 им.М.А.Бухтуева» Республика Тыва г. Кызыл

Элективный курс Решение расчётных задач»

г. Кызыл 2012 год

«Решение расчётных задач»

программа элективного курса и методические рекомендации для учащихся 11 классов

Пояснительная записка
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так
как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается
более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы
научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с
систематическим использованием решения различных задач. В школьной
программе существует эпизодическое включение расчетных задач в
структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных
закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение
основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний,
развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти

учащих химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение
задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между
явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить
логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать
задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данная программа элективного курса предназначена для учащихся
классов химико-биологического профиля и рассчитана на 35 часов.
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит
восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.

Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задач, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:

- Совершенствование подготовки учащихся с повышенным
уровнем мотивации к изучению химии;

- Сознательное усвоение теоретического материала по химии,
умение использовать при решении задач совокупность приобретенных
теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение
необходимых навыков работы с литературой.

Цели курса:

- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудолюбия и добросовестности;

- развитие учебно-коммуникативных умений.
Задачи:

- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;

- решение расчетных задач повышенной сложности;

- формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:

- использование знаний по математике, физике, биологии;

- составление авторских задач и их решение;

- использование местного материала для составления условий задач.
Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом:

по итогам элективного курса учащиеся должны знать:

-химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;

- признаки, условия и сущность химических реакций;

-химическую номенклатуру.

По итогам элективного курса учащиеся должны уметь производить счеты:

- по формулам и уравнениям реакций;

-определение компонентов смеси;

-определение формул соединений;

-растворимости веществ;

-вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных; .

-энтальпии веществ;

-переход от одного способа выражения концентрации к другому.

Содержание программы
Тема1: Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.
Тема2: Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следственный; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема3: Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли(кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема4: Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Расчеты на основе использования графиков растворимости. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема5:Задачи по органической химии. Задачи с использованием схем превращений органических соединений. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента».


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Практич. Занятия

Формы контроля

11

Ведение.

1

1

Отчет. Контрольная и домашние работы.

12

Задачи на газовые законы

10

10

Отчет. Контрольная и домашние работы.

3

3

Расчеты по уравнениям реакций

8

8

Отчет. Контрольная и домашние работы.

44

Решение задач на растворы

9

9

Отчет. Контрольная и домашние работы.

45

Задачи по органической

химии

6

6

Отчет. Контрольная и домашние работы.

56

Итоговое занятие. Защита авторских задач.

1

1

Защита творческой работы. Зачет
Учебно-тематический план

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

Образовательный Продукт




1

Введение. Общие требования к решению задач по химии. Использование знаний физики и математики. Способы решения задач.

Правила решения и оформления задач.




2

Задачи на соотношение основных характеристик газов.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление основных газовых характеристик: молярная масса, плотность, относительная плотность и др.

3

Задачи на нахождение молярной массы смеси газов.

Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе.

Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятий: средняя молекулярная масса смеси, нормальные условия и условия отличные от нормальных.

4

Задачи на смеси газов.

Отчет о самостоятельном решении задач.

5

Задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.

Алгоритм решения. Отчет. Конкретизация понятий: массовая доля, объемная и мольная доли.

6.

Задачи на нахождение состава газовой смеси после реакции.

Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятия: объемы реагирующих и получающихся газов пропорциональны коэффициентам в уравнении реакции.

7

Задачи на изменение объёма газовой смеси в результате реакции.

Отчет о самостоятельном решении задач.

8

Задачи на озонированный кислород.

Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний о свойствах озона.

9

Задачи на горение топлива.

Домашняя контрольная работа.

10

Смешанные задачи

Отчет о самостоятельном решении задач.

11

Контрольная работа.

Контрольная работа.

12

Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в

избытке.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.

13

Задачи на металлические пластинки.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.

14

Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей двухосновных кислот.

Алгоритм решения. Конкретизация знаний о свойствах основных классов неорганических соединений.

15

Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей фосфорной кислоты.

Отчет о самостоятельном решении задач. Составление уравнений химических реакций и их объяснение.

16

Задачи на определение состава солей при реакциях самоокисления-самовосстановления.

Отчет о самостоятельном решении задач. Домашняя контрольная работа. Составление уравнений реакций раствора щелочи с хлором, серой, фосфором, оксидом азота (IV).

17

Расчёты по термохимическим уравнениям.

Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний об энтальпии, термодинамических представлениях. Усвоение закона Гесса.

18

Решение задач на электролиз расплавов и растворов солей.

Отчет о самостоятельном решении задач. Написание и объяснение уравнений реакций.

19.

Смешанные задачи.

Отчет о самостоятельном решении задач.

20.

Контрольная работа.

Контрольная работа.

21.

Решение задач на молярную концентрацию.

Отчет. Закрепление понятий: растворы, концентрация раствора, молярная концентрация.

22.

Задачи на вычисление рН.

Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: рН, ионное произведение воды.

23.

Задачи по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.

Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: кристаллогидраты, кристаллизационная вода, соотношение количества вещества безводной соли, воды и кристаллогидрата.

24.

Задачи, на растворение веществ, реагирующих с водой.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений.

25.

Задачи на насыщенные растворы.

Отчет о самостоятельном решении









задач. Усвоение понятий: растворимость, насыщенный раствор, зависимость растворимости веществ от температуры.

26.

Задачи на олеум.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах конц. серной кислоты, оксида серы (VI).

27.

Контрольная работа

Контрольная работа.

28.

Задачи по органической химии. Нахождение формул, если известны массовые доли элементов.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: количество вещества, молярная масса, молярные соотношения, простейшая формула, истинная формула.

29.

Задачи на определение формул, если и известны массы или объемы продуктов

сгорания.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: молярный объем, молярные соотношения, простейшая и истинная формулы.

30.

Задачи на углеводороды.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения.

31.

Задачи на кислородсодержащие органические соединения.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий о генетической связи.

32.

Задачи на азотсодержащие органические соединения.

Отчет о самостоятельном решении задач.

33.

Смешанные задачи.

Отчет о самостоятельном решении задач.

34.

Защита авторских задач.

Авторские задачи.

35.

Зачет.





Методические рекомендации
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он
предназначен для учащихся 11 класса. К этому времени пройдена программа
общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже
ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает
возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее
сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения
задач. Уровень химической грамотности учащихся должен лежать в основе оценки их знаний.

При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание па типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.

Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по
образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.

Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как
динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся,
интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).

Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).