Главная страница


Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель



Скачать 69.51 Kb.
НазваниеНаблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель
Дата07.07.2016
Размер69.51 Kb.
ТипДокументы

Наблюдение за сезонными

изменениями в природе.

Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях

Ход наблюдения.

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и рощах пусто и уныло

Птички улетели.

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны – темны ночи.

Загадки. Висят на ветке, золотые монетки(осенние листья). Без рук, а холст ткет(паук)

Наблюдение за цветником.

Цель: формировать представление о том,

что цветы – живые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Вопросы.

  • Какими стали цветы на клумбе?

  • Почему они завяли?

  • Что надо сделать, чтобы цветы весной снова выросли?(собрать семена)


Наблюдение за вороной.

Цель: расширять знания о вороне, воспитывать

любознательность и интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения

  • Как выглядит ворона?

  • Чем она питается?

  • Зимующая или перелетная эта птица?

  • Как ворона кричит?


Наблюдение за погодой.

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.

Ход наблюдения

  • Какое сейчас время года?

  • Как вы догадались?

  • А знаете, куда мы сейчас пойдём?

  • Что растёт в огороде?

  • Как это можно назвать одним словом?

  • Кто из вас знает загадки про овощи?

  • Где растут овощи?


Наблюдение за воробьём.

Цель: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений, активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения:

  • Как выглядит воробей?

  • Чем он питается?

  • Как передвигается?

  • Как поёт?


Наблюдение за берёзой.

Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения:

  • Какой высоты берёза?

  • Где ствол у берёзы широкий, а где узкий?

  • Ветки у березы толстые или тонкие?

  • Какого цвета ствол у березы?

  • Как можно сказать про берёзку?

  • Какого цвета листья у берёзки?

Предложить детям полюбоваться красотой берёзы. Можно её обнять, погладить и сказать: « Расти милая берёзонька ,радуй добрых людей».
Наблюдение за собакой.

Цель: формировать представления о внешнем виде собаки, воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Ход наблюдения

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперёк.

Две медали на груди, лучше в дом не заходи (Собака)

  • Как выглядит собака?

  • Где она живет?

  • Чем питается?

  • Кто ухаживает за собакой?


Наблюдение за листопадом.

Цель: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад», воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

Полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое?

Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды,

И не видно радуги, и не слышен гром,

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём.

  • Почему осень называют золотой?

  • Какое явление называют листопадом?

  • Как вы думаете, что будет снится осенним листьям?

Наблюдение за погодой.

Цель: обращать внимание на то, как изменилась природа, учить сравнивать природные изменения, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик,

Заготовлены дрова

На зиму для печек. С. Маршак.

  • Какие изменения произошли в природе?

  • Какое стало небо?

  • Как часто светит солнце?

  • Идёт ли дождь?


Наблюдение за перелётными птицами.

Цель: расширять представление о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода.

Ход наблюдения:

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в тёплые края.

  • Какие птицы улетают в тёплые края?

  • Зачем они это делают?


Наблюдение за птицами.

Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Ход наблюдения:

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек – пташка,

Серая рубашка.

Откликайся воробей

Вылетай – ка, не робёй.

  • Какая птица больше – голубь или воробей?

  • Как передвигается воробей?

  • Как передвигается голубь?

  • Как кричат воробей, голубь?


Наблюдение за птицами.

Цель: уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции.

Ход наблюдения:

Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе крошки на моей ладошке.

  • Сколько лап у птиц?

  • Чем они отличаются от лап животных?

  • Для чего нужны птицам лапы?

  • Чем заканчиваются лапы у птиц?

  • Сколько пальцев на их лапах?



Наблюдение за рябиной.

Цель: закрепить знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время гола.

Ход наблюдения: Уже клич отзвенел журавлиный,

Давно уж осыпался сад.

А яркие гроздья рябины

Всё также, свисая, горят.

Рябина спасает от голода многих птиц и животных (медведь, лось, снегири, свиристели).

Наблюдение за елью.

Цель: познакомить с особенностью ели, по которым её легко выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения: Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Ель похожа на пирамидку, веточки её короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелёными иголками. Она зелёная зимой и летом. А ещё ёлочка пахнет.

Наблюдение за сорокой.

Цель: обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.

Ход наблюдения: Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась и в лес.


  • Чем она питается?

  • Нужна ли помощь птицам осенью?

  • Чем покрыты туловище и голова сороки?

  • Что помогает сороке перелетать с места на место?

  • Сколько у неё лапок?

  • Чем она питается в лесу?


Наблюдение за рябиной.

Цель: познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев, воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения: Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.


  • Какие части рябины вы знаете?

  • Какой формы листья?

  • Какого они цвета?

  • Ягоды нужны только для красоты или ещё чего – то?

  • Каковы они на вкус?

  • Какого они цвета и формы?


Наблюдение за осенним дождём.

Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе(небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь)

Ход наблюдения:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле.

  • Когда идёт моросящий дождь, затяжной?

  • Какое настроение он вызывает?

  • Как природа реагирует на дождь?

  • Что такое лужи?

  • Как выглядят облака и небо?


Наблюдение за осенними листьями.

Цель: показать многообразие красок золотой осени.

Ход наблюдения:

Сидит – зеленеет,

Упадёт – пожелтеет,

Лежит – почернеет.

Когда это бывает? (осенью)

  • Почему желтеют листья?

  • Какого цвета они ещё могут быть?

  • Что с ними происходит и почему?


Летом в листьях есть специальное вещество – хлорофилл, которое придаёт листу зелёную окраску, когда лист опадает это вещество распадается.
Наблюдение за кошкой.

Цель: закрепить представление о характерных особенностях кошки.

Ход наблюдения: Острые ушки,

На лапках подушки.

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Днём спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит.


  • Где живёт кошка?

  • Кто ухаживают за ней?

  • Как выглядит кошка, каковы её повадки?

  • Чем питается кошка?


Наблюдение за синицей.

Цель: знакомить с синицей, её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения: Синица расписная , свистит не уставая.

  • Что это за птица?

  • Как она выглядит? Какого она цвета?

  • Чем питаются синицы?

  • Как люди заботятся о них?

  • Как люди заботятся о них?


Наблюдение за погодой.

Цель: учить самостоятельно выделять и называть сезонные изменения в природе зимой.

Ход наблюдения:

Он к бровям моим прирос,

Он залез мне в валенки.

Говорят, он – Дед Мороз,

А шалит, как маленький.

  • На улице тепло или холодно?

  • Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице?

  • Как были одеты люди летом?


Наблюдение за берёзой и рябиной.

Цель: формировать знания о жизни растений зимой, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

  • Какие деревья и кустарники вы знаете?

  • По каким характерным особенностям можно узнать берёзу и рябину?

  • Как чувствуют себя деревья зимой?

  • Для чего нужен снег деревьям?

  • Что может произойти, если много снега на ветках или он очень влажный?

  • Что делают зимой деревья?


Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять наличие и направление ветра.

Ход наблюдения:

Ветер – ветерцо,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

  • Есть ли ветер?

  • Откуда он дует?

  • Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легко?


Наблюдение за вороной.

Цель: продолжать знакомить с вороной, углублять знания о её обитании, внешнем виде, питании, размножении, воспитывать гуманные чувства к птицам.

Ход наблюдения:

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

И зовут её…(ворона)

  • Какие у вороны клюв, хвост, крылья?

  • Эта птица улетает в тёплые края или нет?

  • Чем питается?

  • Где живёт?

  • Есть ли у неё враги?