Главная страница


«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Подгруппа кислорода»



Скачать 59.52 Kb.
Название«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Подгруппа кислорода»
Дата18.04.2016
Размер59.52 Kb.
ТипДокументы

Игра «Химический брей-ринг» в 9-х классах по теме:

«Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Подгруппа кислорода».
Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о кислороде и сере, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.________________________________________________

2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства кислорода, серы, их соединений; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.___

3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме».____________________________________________
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.__________
Методы: урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач._____
Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Черный ящик» с предметом СПИЧКИ, две мини лаборатории, две кассеты с пронумерованными склянками, в которых следующие вещества: серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия.


Ход урока.

Методич. приемы.

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие друг друга, проверка готовности к уроку.
II. Вступительное слово учителя.

  1. Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться две команды – команда 9«А» класса и команда 9»Б» класса (команды заранее придумывают название своей команды и небольшое приветствие).

  2. Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.


III. Игра «Брейн-ринг»

Мы живем в 21 веке и сейчас огромное значение имеют деньги. Сегодня мы тоже будем играть на деньги, но непростые, а химические – химы. Это конвертируемая валюта и в конце урока вы сможете обменять заработанные деньги на оценки.

Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».

За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.

  1. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне каждого элемента подгруппы кислорода?

  2. Кроме кислорода и серы, в главной подгруппе 6-ой группы какие еще сходные с ними имеются элементы?

  3. Какую степень окисления в большинстве соединений проявляет кислород?

  4. Какие степени окисления может проявлять сера?

  5. Почему кислород проявляет постоянную валентность, а сера нет?

  6. Как называется явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ?

  7. Назовите аллотропные модификации кислорода и серы.

  8. В реакциях с какими веществами сера проявляет окислительные свойства?

  9. Перечислите природные соединения серы.

  10. Какая аллотропная модификация серы наиболее устойчивая?

  11. Что представляет собой «греческий огонь», с помощью которого защитники Константинополя сожгли арабский флот в 670 г?

  12. Что нельзя делать при работе с концентрированной серной кислотой? Почему?

  13. Какую соль серной кислоты используют в борьбе с вредителями и болезнями растений?

  14. Что является качественной реакцией на сульфат-ионы?


2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу).

S→ SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4 → BaSO4

Для 1 и 2 указать переход электронов, окислителя, восстановителя

Для 4 и 5– записать полное и сокращенное иное уравнение.
3 тур. Конкурс капитанов. (3 хима).

Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:

Задача для 1 команды: При обжиге цинковой обманки (ZnS) массой 64,7 г, содержащей 10% примесей, на практике собрали 12 л сернистого газа. Определите объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (в %).

Задача для 2 команды: При взаимодействии 228 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 20% с достаточным количеством цинка получили газ объемом 8 л. Вычислите объемную долю выхода продукта от теоретически возможного (в%).
Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные химы в свою копилку.
«Черный ящик»: в этом ящике находится некий предмет, который имеет непосредственное отношение к теме нашей игры. Первую подсказку я зачитываю бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу о чем идет речь, то последующие подсказки вы покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный предмет команда получит 5 химов.

Подсказки: 1. Впервые этот предмет сделал в 1805 г французский химик Шансель. Основным компонентом была смесь серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой.

2. В середине 19 века в смесь для основного компонента добавляли белый фосфор – очень ядовитое вещество. И такие предметы были крайне вредны для здоровья. К тому же стоили очень дорого и были доступны далеко не всем.

3. Позднее для производства этих предметов стали использовать смесь серы, красного фосфора, бертолетовой соли и некоторых других хорошо воспламеняющихся реагентов. Эти предметы получили название «шведские» и в нашей стране выпускаются практически без изменений до сих пор.

4. Часто используются как объект для сравнения размера при фотографировании небольших предметов.
Проверка решений задач на доске капитанов.

Задача 1

описание: g:\dcim\101msdcf\dsc00077.jpg

Задача2 описание: g:\dcim\101msdcf\dsc00078.jpg
И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом».

Распознать предложенные вещества:

серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия.

На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. (в склянке №1 –сульфат натрия, в склянке №2 – хлорид натрия, в склянке №3 – серная кислота). В ожидании – игра с болельщиками.
IV. Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок.

2 мин.


1-2 мин.

30 мин.

Устно с места команды отвечают на вопросы

По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение.
Капитаны решают задачу на доске.

Команды угадывают предмет по подсказкам.

Команды выполняют опыты по распознава-

нию в-в.

3 мин.

1 мин.




ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ.
А это что за элемент?

В нем изменений нет,

Ты измени в нем только ударенье

Построишь ты сооруженье. (платина)
Он яркой звездой загорается,

Белый и легкий металл,

Он в 13 клетке таблицы

Почетное место занял (алюминий)
Летучий, темный, кристалличный

Он мало растворим в воде,

Раствор спиртовый столь типичный

В аптеке встретится везде (Йод)
Хранят обычно в керосине

И бегает он по воде

Отныне знай – в свободном виде

В при роде нет его нигде. (Натрий)
В воде обычно он хранится,

Свет излучает в темноте,

Искать в природе лучше не трудитесь,

Свободным нет его нигде, (Фосфор)
Давно известна человеку,

Она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она,

С горячей серной кислотою дает нам синий купорос! (Медь)
Прославлен всеми именами

Металл испытанный огнем,

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил мечтой о нем. (Золото)
Ослепительным пламенем ярким

Как звездочка, чудо горит,

Металл тот и белый и легкий

В двенадцатой клетке стоит (Магний)
Достоин газ тот удивленья,

Его применяют сейчас

Для резки металлов и сталеваренья,

И в доменных разных печах,

Ведет его летчик в небесные дали,

Подводник с собою берет,

Вы верно уже догадались,

Что газ этот (Кислород)