Главная страница


Организация игровой составляющей урока биологии посредствам применения современных компьютерных средств обучения



Скачать 29.98 Kb.
НазваниеОрганизация игровой составляющей урока биологии посредствам применения современных компьютерных средств обучения
Дата15.02.2016
Размер29.98 Kb.
ТипДокументы

Организация игровой составляющей урока биологии посредствам применения современных компьютерных средств обучения
Корягин Д.А.

IV курс д/о, биолого – химический факультет

Научный руководитель: к.п.н., доцент Швецов Г.Г.
В реализации традиционных методов обучения биологии во все времена важным и существенным является так называемый «игровой момент». Сам термин несет в себе информацию об отдельной составляющей структуры урока, направленной на развитие познавательного интереса учеников к предмету. Большое внимание данному структурному компоненту образовательного процесса уделяли многие ученые-методисты, среди которых Н.М. Верзилин, Д.И. Трайтак. Но, тем не менее, неоднократно подчеркивали важность и необходимость сбалансированного применения игрового материала, для достижения необходимого результата – интереса к изучению биологии. Основной проблемой данного вопроса следует считать процесс смены занимательного и образовательного материалов, так как чрезмерное увлечение учеников игрой, решение развивающей задачи урока, может отстранить на второй план все остальные задачи ставящиеся перед учителем. Кроме того, частая смена деятельности может вызвать утомление детей. Не менее серьезной проблемой можно считать и формирование неподдельного интереса к предмету биологии. Соблюдение гигиенических норм и учет методических особенностей интеграции игровой составляющей, являются залогом успешности запланированного урока.

Говоря о современном состоянии средств обучения, следует остановиться на компьютеризации образовательных учреждений и повсеместное внедрение техники в процесс образования. Важным будет отметить и роль персонального компьютера в обеспечении досуга учеников, во внешкольное время. Многие педагоги – классики, уделяли игре особое место в процессе становления мышления ребенка. Задача учителя, преподавателя состоит в том, чтобы уловить тонкую границу перехода игры в обучение. Набор популярного на сегодняшний день игрового программного обеспечения, несомненно, вызывает интерес у детей, но, как правило, не несет никакой образовательной нагрузки. Отсюда возникает противоречие: использование компьютерных игр наносит вред процессу обучения.

Абстрагировавшись от общепринятых в обществе понятий, о том, что интерес ребенка к компьютерным играм обучающего характера на несколько порядков ниже чем к широко распространенным 3D экшнам, обратимся к практике и опыту, как бытовому, так и научному, который доказывает следующее: ученику интересен сам факт работы за персональным компьютером, а не состав программного обеспечения. Возможность манипуляции интерфейсом программы дает возможность ребенку почувствовать свой контроль над процессом, полностью углубиться в изучение темы, а уже затем думать об игре. Особенно необходимо прибегать к игровым моментам с использованием компьютера, при переходе от изучения пропедевтических курсов к разделу «Растения, бактерии, грибы, лишайники». Обусловлено это тем, что первые уроки данного раздела призваны адаптировать ребенка к углубленному изучению окружающего мира, не исключая психологических особенностей этого периода, в частности повышенной предрасположенности к игровой деятельности. В этом могут благоприятно поспособствовать компьютерные средства обучения, как неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Игровое программное обеспечение следует моделировать таким образом, чтоб с момента первого этапа использования шло постоянное преобразование материала от пассивного восприятия к непосредственному участию ребенка в игровом процессе. Соблюсти важно и тенденцию к усложнению предоставляемого материала. Кроме того – теоретически предполагается внедрение в игровую программу контролирующих модулей, что позволит в русле ее использования осуществлять контроль знаний учеников. Либо по завершению игры рассчитанной на пять – десять минут урока, программа может предоставлять небольшое тестирование, акцентированное на мониторинг усвоения материала урока, который содержала в себе игровая составляющая.

На сегодняшний день известно достаточно большое количество фирм – разработчиков обучающих компьютерных программ по биологии, которые возможно применять в образовательном процессе. Но основной задачей настоящего времени является факт сотрудничества педагогов-методистов и разработчиков программного обеспечения, с целью повышения качества визуального материала и возможности, с его помощью, грамотно осуществить внедрение игрового компонента в структуру урока биологии.