Главная страница


Памятка для логопеда и воспитателя логопедической группы «Как правильно сочинить сказку»



Скачать 64.07 Kb.
НазваниеПамятка для логопеда и воспитателя логопедической группы «Как правильно сочинить сказку»
Дата14.04.2016
Размер64.07 Kb.
ТипПамятка


Методические рекомендации
к проведению артикуляционной гимнастики
с использованием сказок о Весёлом Язычке

МДОУ ДС № 25 г.Будённовска

Учитель - логопед: Шевченко С. В.
Памятка
для логопеда и воспитателя логопедической группы
«Как правильно сочинить сказку»


  1. Главный герой сказки - язычок ребёнка или предмет, игрушка его заменяющая.




  1. Неизменными компонентами в сказке являются сказочные помощники, необычные герои (ветер, солнышко, лопатка и др.).




  1. Эти необычные персонажи, объекты в сказке могут быть «живыми» и всегда связаны одним сюжетом.




  1. Сюжет сказки – яркое, увлекательное действие.




  1. Так как сказка нужна, чтобы помочь ребёнку справиться с конкретной проблемой, то и главный герой (Язычок) по сюжету должен оказаться в подобной ситуации.




  1. Все проблемные ситуации в сказке характеризуются педагогом образно, красочно, чтобы получить эмоциональный отклик ребёнка и вызвать у него необходимые действия.




  1. Сказка может быть представлена в стихотворной, текстовой или чаще всего в смешанной форме, а также сопровождается рисунками, картинками, музыкой.




  1. Подбор артикуляционных упражнений для сказки осуществляется в соответствии поставленных задач.




  1. Объём сказки можно сокращать или, наоборот, увеличивать с учётом возраста, состояния здоровья и произносительных возможностей ребёнка.




  1. Конец сказки всегда должен быть положительным и вызывать у ребёнка удовлетворение от своих даже небольших успехов (успехов своего языка).


Модель
«Структура сказки о Весёлом Язычке»


I

часть


Начало сказки
Цель: открыть сюжет и раскрыть главную проблему;







I I

часть


I I I

часть


Основное развитие сюжета
Цель: предложить ситуации, с которыми сталкивается

Язычок и средствами, с помощью которых может решить эти ситуации;

дать возможность ребёнку осознать трудности и ошибки «Язычки»;

научить ребёнка правильно взаимодействовать со своим Язычком и персонажами, другими героями сказки;

Конец сказки
Цель: оценить действия языка и сориентировать ребёнка на успех;

предоставить ребёнку возможность позаботиться о языке, дать ему отдохнуть, расслабиться (релаксация).


Библиотека сказок о Весёлом Язычке:



  1. А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика», издательство «Астрель», 2008г.




  1. Е.М. Косинова «Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких», издательство «Эксмо», 2008г.




  1. О.Е. Громова «Инновации - в логопедическую практику», издательство «Линко - пресс», 2008г.




  1. Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.




  1. М.А. Поваляева «Сказки о Весёлом Язычке», издательство «Феникс», 2003г.




  1. Е. Карельская. Опыт работы логопеда. Журнал «Дошкольное воспитание»

№ 5, 1998г.
7. Н.А. Новоторцева. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «ш», «ж»,

издательство «Академия развития», 1999г.

Логосказки
в системе коррекции речевых нарушений
Логосказка - это сказка, способствующая коррекции речевых нарушений детей и активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения)
Виды сказок:


  1. Артикуляционные (развивают дыхание, артикуляционную моторику).

  2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).

  3. Фонетические (уточняют артикуляцию звука, автоматизацию, дифференциацию звука).

  4. Лексико - грамматические (обогащает словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).

  5. Сказки для формирования связной речи.

  6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).



Логосказка может представлять собой целое занятие, часть занятия, а может носить и интегрированный характер. Это когда несколько логосказок объединяются в одну. Как правило, это чаще всего происходит на итоговых занятиях.
К артикуляционным сказкам относятся известные нам всем сказки о Весёлом Язычке. Чаще всего мы берём их из методических пособий (Библиотека сказок о Весёлом Язычке). Но нередко сказки о Весёлом Язычке мы сочиняем сами. Как правильно их сочинить? (Памятка для логопеда и воспитателя логопедической группы «Как правильно сочинить сказку», модель «Структура сказки о Весёлом Язычке»)

Последовательность работы

над артикуляционными упражнениями

с использованием сказок о Весёлом Язычке


Рассказ педагога с использованием игровых приёмов


Показ педагогом упражнения


Выполнение упражнения детьми перед зеркалом


Проверка правильности выполнения, указание на ошибку




Выполнение упражнения без зеркала (если это возможно)


Основные принципы

отбора артикуляционных упражнений


  • Характер дефекта




  • Подбор упражнений




  • Индивидуальность




  • Точность движения




  • Плавность и лёгкость движения




  • Темп




  • Устойчивость конечного результата




  • Переключение




  • Дозировка


Эффективность

логопедической работы в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики зависит от:


- участие ребёнка в процессе её проведения;
- роль ребёнка;
- степень его инициативности;
- систематичность повторения;
- благоприятные условия;
- эмоциональный настрой;
- интересная форма;
- элемент игры, сказки;
- новизна;
- оформление;
- использование картинок, сказочных героев, игрушек;
- обмен ролями (ребёнок – взрослый);
- умение видеть и называть ошибки.