Главная страница


Педагогика оздоровления в системе логопедической коррекции обучающихся школы с системным недоразвитием речи



НазваниеПедагогика оздоровления в системе логопедической коррекции обучающихся школы с системным недоразвитием речи
Дата08.04.2016
Размер48.4 Kb.
ТипДокументы

Педагогика оздоровления в системе логопедической коррекции обучающихся школы с системным недоразвитием речи
Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:

- сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;

- нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

- коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

- успешная социализация детей с дефектами речи.

Для обучающихся школы с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства обучающихся речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

Комплексный подход педагогов к данной проблеме, использование ими в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий обеспечивают интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми, имеющими нарушения речи. Цель совместной работы: развитие психофизических возможностей, связной речи, эмоционально-личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи; сенсомоторных возможностей.

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые специалистами школы разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное.

Логопедическое направление коррекционного воздействия педагогики является одним из ведущих. Логопед принимает участие в медико-педагогических консилиумах, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, активизирует обмен информацией, практическим опытом.

На уроках учителя систематически развивают у детей мелкую моторику кистей и артикуляционного аппарата, применяя пальчиковую гимнастику, различные игры, кукольные театры.

Для достижения положительных результатов в коррекционно-логопедической работе с обучающимися школы используется сочетание традиционных методик обучения с новейшими и нетрадиционными педагогическими здоровьесберегающими технологиями такими как:

- кинезиологические упражнения, необходимые для становления многих психических процессов во время организационного момента в начале занятия и в качестве динамических пауз в ходе всего занятия.

Целью кинезиологических упражнений является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия.

Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи, благодаря чему помогает в коррекции дислексий, дисграфий. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка с ограниченными возможностями и расширить границы возможностей его мозга.

На занятиях используются такие упражнения, как «Колечко», «Скрещивающееся движение», «Перекрестное марширование», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Паровозик» и т.д. Упражнения просты и выполняются не только на логопедических занятиях, но и дома с родителями и на уроках с учителями.

Нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

- биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка.

Этот прием способствует достижению лучших результатов в работе по постановке звуков, создает условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, заикание). Для успешного восприятия материала созданы специальные комплексы упражнений, сопровождающиеся красочными иллюстрациями. Такой занимательный комплекс может чередоваться с массажем или заменять его.

- При организации физкультминуток на логопедических занятиях используются элементы логоритмических упражнений без музыкального сопровождения, которые нормализуют темп и ритм речи, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизартрией и алалией. «Рассказывание» стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус. Например:

Насекомые над лугом

«Жу-жу-жу, - жужжит пчела. – Я лечу издалека».

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут как крылышками.

«Зу-зу-зу», - комар пищит.

Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед.

«Уф-уф-уф», - как паровоз

Шмель пыхтит: пыльцу повез.

Ритмично притопывают ногами.

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу».

Ритмично хлопают в ладоши.

На фронтальных занятиях с обучающимися 1-го класса при знакомстве со звуками и буквами используются элементы

- алфавита телодвижений, состоящих из двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседания, приседания. Такие упражнения улучшают показатели двигательной сферы, осанки, двигательной памяти и фонематического слуха. Двигательное изображение букв: «Боксер» - сжать пальцы в кулак и кулаком вырисовывать букву за буквой, «Голубь» - скрестить кисти рук, взмахами ладоней нарисовать букву, «Пропляши букву» - по снегу, песочку или на полу, узнай букву написанную на спине, ладони, в воздухе, на столе (дермалексия).

Каждое логопедическое занятие начинается с массажа биологически активных точек на руках при помощи

- шариковых массажеров Су - джок для развития мелкой моторики и пальцевого праксиса. Стимуляция точек массажерами эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей, пальцев рук заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.

Индивидуальные логопедические занятия начинаются с элементов логопедического массажа, который представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

В результате использования на логопедических занятиях системы здоровьесберегающих технологий, у обучающихся исчезает чувство неполноценности, улучшается звукопроизношение, фонематическое восприятие, языковой анализ, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль.

Помощь обучающемуся может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она не была своеобразна, принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.