Главная страница


Планирование образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с фгт



НазваниеПланирование образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с фгт
Дата18.04.2016
Размер62.9 Kb.
ТипДокументы

Планирование образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ

В настоящее время у педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений возникает множество вопросов при составлении календарных и перспективных планов образовательной работы. Анализ психолого-педагогической литературы и практики работы ДОУ показывает, что современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми недостаточно разработаны на научном и методическом уровнях. Педагоги-практики сталкиваются с отсутствием обоснованных принципов рационального планирования образовательной деятельности дошкольников, единых требований к содержанию и оформлению планов.
Как показывает практика, значительные трудности возникают у педагогов с распределением деятельности дошкольников «вне занятий», планируемой в режиме дня. Значимость данного направления работы ощутимо возросла, что нашло отражение в последних нормативно-правовых документах. Подтверждением тому служат следующие положения ФГТ: основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Кроме того, требуется сопоставить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, заявленных в ФГТ, с традиционной деятельностью педагогических коллективов по реализации программных задач дошкольного образования.
В связи с вышеизложенным можно выделить основные этапы корректировки действующих планов воспитательно-образовательной работы ДОУ в соответствии с современным законодательством.
1. Соотнесение образовательных областей, заявленных в ФГТ с образовательной программы каждого ДОУ, с видами детской деятельности, организуемыми педагогом. В соответствии с основными направлениями развития дошкольника можно выделить приоритетные виды деятельности для решения задач той или иной образовательной области. Физическое направление развития дошкольников («Физическая культура», «Здоровье») – двигательная деятельность детей; познавательно-речевое («Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы») – познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы; социально-личностное («Социализация», «Труд», «Безопасность») – игровая, трудовая; художественно-эстетическое («Художественное творчество», «Музыка») – продуктивная, музыкально-художественная.
Задачи образовательных областей «Здоровье» и «Безопасность» должны решаться во всех видах деятельности детей.
2. Выявление места организуемых педагогом видов деятельности детей, форм работы в режиме дня в течение недели. Спектр детских видов деятельности и определение регулярности обращения к каждому из них зависят от:
- видового разнообразия учреждений;
- наличия приоритетных направлений деятельности (в детском саду с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению чаще будет использоваться продуктивная и музыкально-художественная деятельность);
- специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

Отбор видов деятельности и их количество в режиме дня должен осуществляться с учетом колебания работоспособности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Для разных видов детской деятельности существуют оптимальные формы работы. В организации трудовой деятельности подойдут поручения (в том числе подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные проекты и пр. Для музыкально-художественной – слушание, исполнение, музыкально-дидактические и народные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации и т.д.
В свою очередь, одни и те же формы работы могут быть использованы для организации различных видов детской деятельности. В игровой форме может проходить двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность. Успех воспитательно-образовательной работы во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение недели. Так, в понедельник дети наименее собраны. Это связано с тем, что в выходные дни родителями, как правило, не поддерживается строгий распорядок дня. Поэтому в понедельник ребенок перестраивается, постепенно включается в выполнение режимных моментов. В связи с этим виды деятельности, требующие повышенной умственной нагрузки, в первый день недели не планируются. Максимальная нагрузка допускается только в дни высокой работоспособности детей – в середине недели (вторник, среда). К пятнице у детей накапливается утомление, поэтому число мероприятий вновь снижается.
3. Распределение общего объема обязательной части образовательной программы в режиме дня в соответствии с новой структурой, заявленной в ФГТ. Среди принципиальных отличий новой структуры от действующей можно выделить следующие:
- замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей (в том числе в ходе режимных моментов);
- увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей;
- «привязанность» планирования видов детской деятельности и форм работы с детьми к содержанию психолого-педагогической работы по реализации образовательных областей;
- возрастание роли семьи и социума в решении образовательных задач.
Учебный блок в прежнем его виде не может и не должен сохраняться в практике детских садов. В ФГТ он заменен на блок «Совместная деятельность педагога и детей», которая должна быть организована в различных формах в режиме дня (утром, после завтрака, на прогулке, вечером), в том числе в процессе проведения режимных моментов (организация приема детей, питания, умывания, дневного сна, специальных закаливающих и оздоровительных процедур и пр.). Итогом работы на данном этапе становится разработка последовательности и содержания планируемых мероприятий. При этом основными требованиями к планированию продолжают оставаться наглядность, компактность, отражение всех значимых компонентов образовательного процесса (целей и задач, форм и методов, участников работы, места проведения мероприятия) и др.
Выбор педагогом вида самостоятельной деятельности детей должно быть актуальным на данный день (неделю), учитывать цель и задачи образовательной работы в режиме дня, а также ранее запланированных видов совместной деятельности, чтобы не нарушить сбалансированность образовательного процесса (например, во избежание излишнего увлечения двигательной или, наоборот, познавательной нагрузкой). Традиционно же планирование этого блока осуществляется с опорой на предметно-развивающую среду. Это факт находит свое отражение в плане при указании зон, в которых педагог организует деятельность детей («Работа в уголке сенсорного (физического, музыкального, трудового) воспитания»), при описании материалов и оборудования, предлагаемого описанию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм.
Основные положения ФГТ подводят к необходимости включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей и социумом. Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям выделяют формы совместного творчества детей, родителей и педагогов. Среди самых распространенных форм совместного творчества выделяют:
- семейные клубы по интересам;
- студийные занятия родителей и детей;
- семейные встречи;
- «гостиные»;
- спортивные праздники (в помещении и на улице), занятия совместно с родителями, досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности.
Для реализации комплексно-тематического принципа планирования подойдут такие формы организации детской деятельности, как тематические дни, творческие проекты и др. Практика проведения тематических дней позволяет обеспечить рассмотрение определенного вопроса, проблемы средствами различных образовательных областей, с использованием разнообразных форм работы. При этом применяется метод погружения, что позволяет детям и взрослым не просто познакомиться с новыми для себя культурными явлениями, информацией, а прожить день в атмосфере определенного события, праздника, проникнуть в суть явления.
В планировании образовательной деятельности дошкольников в режиме дня должны найти свое отражение ключевые мероприятия по реализации проектов, осуществляемых в совместной деятельности детей, педагогов и родителей воспитанников. Нередко в плане отражаются такие моменты работы над проектом, как его реализация и презентация итогов.
Следование единой системе планирования призвано обеспечить грамотную организацию педагогического процесса, способствуя тем самым реализации принципа интеграции образовательных областей, комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, решению программных задач в совместной деятельности педагога и детей в режиме дня.