Главная страница


По красной дорожке с «великим, могучим» (Проблемы современного русского языка)



Скачать 93.21 Kb.
НазваниеПо красной дорожке с «великим, могучим» (Проблемы современного русского языка)
Дата13.04.2016
Размер93.21 Kb.
ТипУрок

Урок русского языка в 11 классе

Тема: По красной дорожке с «великим, могучим» (Проблемы современного русского языка)

Методическая база

Концепция

Нередко можно слышать от учащихся: « Какая разница, как произносить то или иное слово, строить фразу, всё равно другого можно понять»А бывает, одиннадцатиклассники, готовясь к экзамену, вовсе удивляются, узнавая, что правильно «фОрзац», а не «форзАц», «газопровОд», а не «газопрОвод». Стараются убедить учителя, что все говорят «звОнят», так что скоро это станет нормой.

На каждом уроке приходится доказывать, как важно правильно говорить и писать. Конечно, проще сказать, что это нужно, чтобы хорошо сдать ЕГЭ. Но жизнь не заканчивается экзаменами, поэтому в начале урока стараемся выяснить, зачем нужны знания данной темы в дальнейшей жизни, так как грамотная речь – залог успешности человека в современном мире.

Данный урок готовит учащихся к написанию сочинения по тексту о проблемах современного русского языка. Как правило, в сочинениях на подобные темыучащиеся испытывают затруднения и с составлением комментария к проблеме(К-2), и с подбором литературных аргументов (К- 4).

Преподавание русского языка ведётся по УМК Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.. Целесообразно этот урок запланировать на конце учебного года, подводя тем самым итоги изучения курса русского языка.

Личностно-ориентированная технология позволяет организовать процесс мотивации для каждого и на каждом этапе урока. Проблемно-поисковые методы в качестве ведущих наиболее оптимальны на данном занятии, так речь пойдёт о неоднозначном решении проблемы. Форма урока-диалога наиболее подходит для старшеклассников и для решения именно этой темы. К тому же эта форма позволяет провести урок на высоком эмоциональном уровне, что важно для общего развития старшеклассников математического класса.

Технология: личностно-ориентированная

Методы: проблемно-поисковые

Форма урока: урок-диалог

Цели:

Образовательная: формирование языковых компетенций (овладение морфологическими, офоэпическими, синтаксическими нормами), подготовка к написанию сочинения о проблемах современного русского языка в формате ЕГЭ

Развивающая: развитие речевых навыков ( устной и письменной речи, работы с текстом), коммуникативной культуры учащихся

Воспитательная: формирование потребности речевого самосовершенствования как важного жизненного принципа

Оборудование: мобильный класс (1 ученик -1 компьютер), текст № 28 из сборника Н.А. Сениной ЕГЭ-2012, с. 478

Этапы урока

  1. Установка. Создание ситуации общения

Учитель предлагает ученикам самостоятельно определить тему занятия, опираясь на предложенный текст

  1. Погружение в тему. Актуализация

Ученики формулируют проблемы текста, определяют степень их актуальности

  1. Целеполагание

Ученики определяют задачи урока

  1. Эмоциональная разрядка

Ученики смотрят фрагмент кинофильма «Моя прекрасная леди»

  1. Проработка темы




  1. Подведение итогов

Ученики предлагают своё решение предложенной проблемы

  1. Рефлексия

Самоанализ работы на уроке

  1. Домашнее задание

Ученики самостоятельно формулируют домашнее задание

Сценарий урока

  1. Установка. Создание ситуации общения.

Обычно на занятии тему объявляет учитель. Сегодня я попрошу вас определить тему урока самостоятельно. Поможет вам в этом текст.

Тексты разложены на столах учащихся.

М. Кронгауз

Я в принципе не против…

   Пожалуй, этих примеров более чем достаточно (на самом деле таких ситуаций было намного больше). Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на свой язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть, похожие, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).

   Итак, как же все-таки сформулировать эту самую мою обывательскую позицию и суть моих претензий?

   Я, в принципе, не против сленга (и других жаргонов). Я просто хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. Ну, я-то, скажем, это понимаю, потому что раньше, когда я еще только овладевал языком, сленг и литературный язык «жили» в разных местах. А вот, как говорится, «нонешнее» поколение, то есть люди до двадцати пяти, не всегда могут их различить и, например, не понимают языковой игры, основанной на смешении стилей, которая так характерна для русской литературы.

   Я, в принципе, не против брани. То есть если мне сейчас дать в руки волшебную палочку и сказать, что одним взмахом я могу ликвидировать брань в русском языке или, по крайней мере, русский мат, я этого не сделаю. Просто испугаюсь. Ведь ни один язык не обходится без так называемой обесцененной лексики, значит, это кому-то нужно. Другое дело, что чем грубее и оскорбительнее брань, тем жестче ограничения на ее употребление. То, что можно (скорее, нужно) в армии, нельзя при детях, что можно в мужской компании, нельзя при дамах, ну и так далее. Поэтому, например, мат с экрана телевизора свидетельствует не о свободе, а о недостатке культуры или просто о невоспитанности.

   Я, в принципе, не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать, я хочу знать, где в них ставить ударение и как их правильно писать.

   Я, в принципе, не против языковой свободы, она способствует творчеству и делает речь более выразительной. Мне не нравится языковой хаос (который вообще-то является ее обратной стороной), когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость.

   Кроме сказанного, у меня есть одно важное желание и одно, так сказать, нежелание.

   Главное мое желание состоит в том, что я хочу понимать тексты на русском языке, то есть знать слова, которые в них используются, и понимать значения этих слов. Грубо говоря, я не хочу проснуться как-то утром и узнать, что, ну, для примера, слово стул модно теперь употреблять в совсем другом смысле. Увы, но пока я часто при чтении сегодняшних текстов использую стратегию неполного понимания, то есть стараюсь уловить главное, заранее смиряясь с тем, что что-то останется непонятным. Что же касается «нежелания», то о нем чуть дальше.

  1. Чтение текста (1 ученик читает вслух)

  2. Работа в парах (Определение проблем текста – постановка проблемы урока)

  3. Фронтальная беседа (Определение актуальности проблемы и важности темы урока для каждого из учеников)

В ходе беседы составляется таблица ( на доске и в тетрадях учащихся)

Актуальность проблемы

Актуальность темы

1.Стёрты границы между сленгом и литературным языком. Публичные люди позволяют себе такое «смешение», которое по-разному воспринимается в обществе.

1. Тема готовит к выполнению части С на ЕГЭ.

2. Нецензурная лексика и СМИ- вещи несовместимые.

2. Каждый стремится к грамотному владению языком.

3.Неуместность заимствований, не освоенных языком.

3.Речевая культура – одна из составляющих общей культуры человека.

4.Негативные процессы в языке ведут к проблемам в общении и расслоению общества

4.Грамотная речь – один из ключей к успешной жизни.

  1. Работа в парах ( Конкурс на лучшую формулировку темы урока)

  • Фронтальная беседа (Определение задач урока)

  • Упражнения на правильное владение языковыми нормами

  • Поиск аргументов к сочинению по исходному тексту

  • Отработка навыков редактирования текстов

  1. Просмотр кинофрагмента из фильма «Моя прекрасная леди» по книге Б.Шоу «Пигмалион»

Учитель знакомит учащихся с кратким содержанием пьесы Б. Шоу, подчёркивая то, что положение в обществе обязывает человека соблюдать не только дресс-код, но и умение вести беседу, соблюдая орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы.

Фрагмент просматривают в режиме он-лайн.

https://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BC%D0%BE%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE&where=all&id=27029533-02-12

  1. Индивидуальная работа (Тренировочные упражнение по тестам, задания А1 – А6)

Работу выполняют в режиме он-лайн на сайте ЕГЭ( 18 вариантов), у каждого свой вариант , выполняют только 6 первых заданий, анализируют свои ошибки.

Итак, чтобы быть принятым в обществе образованных, высококультурных людей, надо не только выглядеть должным образом, но и говорить грамотно, безупречно.

Как минимум, надо владеть орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими нормами языка.

https://ege.yandex.ru/russian

  1. Фронтальная беседа (Аргументация собственного мнения по проблеме).

Подумайте, какие произведения можно привести в качестве аргументов? Вспомните и расскажите, какие цитаты, стихи о языке вы знаете.

  1. Презентация книг о языке современных филологов М. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва. 3D”/.-М.: Астрель: CORPUS, 2012 – 480с./ и И. Левонтиной «Русский со словарём»/М.: Издательский центр «Азбуковник», 2010. 335 с. : ил./

Сообщения по книгам готовят победители районной олимпиады по русскому языку, ребята с гуманитарными способностями.

К. Г. Паустовский когда – то написал: «С русским языком можно творить чудеса». Мог ли он предположить, что спустя чуть более полвека его слова приобретут иронический смысл? Современный язык ежедневно удивляет не только лингвистов, но и обычных граждан нашей страны. Максим Кронгауз, профессор, долгие годы занимающийся вопросами современного языкознания, написал книгу с красноречивым названием «Русский язык на грани нервного срыва. 3D” Отвечая своим оппонентам, бьющим тревогу по поводу порчи «великого и могучего», ставит перед читателем вопрос: «Кто же - русский язык или мы сами – находится на грани нервного срыва?» Ответ на него становится ясным каждому, кто прочитает эту книгу и немного поразмышляет над написанным. Катастрофы нет, язык не погибнет, он, как и все надстроечные вещи, является отражением нашей жизни. Как считает М. Кронгауз, и с ним нельзя не согласиться, проблемы не в языке, а в нас самих, в нашей жизни, новой российской действительности, в том, как мы относимся к себе. Так, например, автор книги размышляет о том, что самым заметным изменением языка является появление новых слов. Учёный рассказывает о трёх словесных волнах, которые пережило наше общество после перестройки: бандитскую, профессиональную и гламурную. Слова «этих волн» поселились в нашем языке, но употребляющие их волей-неволей причисляют себя к этим категориям. Так что прежде чем «слово молвить», стоит подумать, чем оно отзовётся.

Книга лингвиста Ирины Левонтиной «Русский со словарём» посвящена новым явлениям в русском языке, речи представителей разных поколений и социальных слоев, забавным случаям, связанным с проговорками политиков, "перлам" языка рекламы, — словом, живой жизни современного русского языка. Для лингвистов и широкого круга читателей, интересующихся русским языком.

Жизнь в эпоху перемен, кроме всех прочих ее особенностей и свойств, сопряжена с резкими и чувствительными изменениями в лексике. И люди реагируют на эти языковые инновации весьма болезненно. Легко заметить, что в любой радио- или телепередаче, где говорят о языке или культуре, кто-нибудь обязательно начинает причитать: “Как мы стали говорить! Посмотрите, какое появилось ужасное слово такое-то! Зачем столько заимствований таких-то, когда есть хорошие слова такие-то? Мы их забываем, мы теряем духовность… Скоро мы вообще не сможем читать Пушкина без перевода!” Оно и понятно. Когда окружающая действительность стремительно и не всегда ко всеобщему удовольствию меняется, язык именно в силу своей стабильности остается один поддержкой и опорой, позволяет сохранять собственную идентичность и культурную преемственность. Поэтому, когда еще и он оказывается переменчивым и пугающе незнакомым, люди нередко воспринимают это как утрату последнего прибежища и окончательный крах.

Между тем оснований для таких панических настроений в общем-то нет. Язык — организм очень живой и живучий. Он чрезвычайно чувствителен и восприимчив, но ему не так-то просто что-нибудь навязать. Если в языке прижилось новое слово или новое значение у старого слова, значит, это зачем-то языку нужно: в нашем сознании, в культуре появился новый смысл, новое понятие, для которого недостает словесной оболочки. А если нет потребности в такой оболочке — как новое слово ни насаждай, язык его либо отторгнет, либо переосмыслит и вложит в него то содержание, которое ему нужно.

(Данные тексты раздаются учащимся для выполнения сочинения дома)

  1. Подведение итогов урока

Как вы считаете, можно ли говорить о грядущей гибели русского языка?

Ученики отмечают, что речь о гибели не идёт, но о бережном отношении к языку говорит необходимо. Нельзя превращать в норму неграмотность, невежество, бескультурие. Всё зависит от нас самих. Надо «вводить в моду» грамотную речь, тогда Мы действительно «сохраним..русскую речь, и внукам дадим, и от плена спасём».

  1. Рефлексия

Что сегодня на уроке было полезным? Что заинтересовало? Каким будет домашнее задание? Сложно ли его теперь выполнить?

  1. Формулировка домашнего задания.

Д.з. Сочинение в формате ЕГЭ по предложенному тексту

Литература и интернет-ресурсы

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979

  2. Песняева Н.В. Учебный диалог как средство развития речевой деятельности младших школьников. – Москва, 2004

  3. Русский со словарём/И. Б. Левонтина. М.: Издательский центр «Азбуковник, 2010. 335 с. : ил.

  4. Русский язык на грани нервного срыва. 3D”/Максим Кронгауз. -М.: Астрель: CORPUS, 2012 – 480с.

  5. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие/ Н. А. Сенина. –Ростов н/Д : Легион, 2011. – 524 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

  6. https://bestreferat.ru/referat-214240.html

  7. https://vvvahrameev.ucoz.ru/index/pedagogicheskij_opyt/0-8