Главная страница


Практикум Цель: воспитание экологической культуры учащихся, познание законов природы



Скачать 57.67 Kb.
НазваниеПрактикум Цель: воспитание экологической культуры учащихся, познание законов природы
Дата18.04.2016
Размер57.67 Kb.
ТипПрактикум

Экологический практикум

Цель: воспитание экологической культуры учащихся, познание законов природы.

задачи:

  • закрепить и углубить знания, полученные на занятиях в школе;

  • показать биоразнообразие беспозвоночных животных и растений;

  • познакомить с местными представителями, имеющих значение для лесного и сельского хозяйства, медицины и ветеринарии, продемонстрировать многообразие экологических связей животных с условиями их обитания;

- на конкретных примерах изучить адаптивные способности организации и поведения животных, обитающих в различных экологических условиях;

  • ознакомить с основными методами изучения беспозвоночных животных и растений;

  • овладеть методами сбора и камеральной обработки собранного материала;

  • привлечь школьников к самостоятельной, в том числе научно-исследовательской работе.
    Полученные в процессе практики знания позволят:




  • обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных
    зооценозов.

При прохождении практики школьники приобретают:

  • навыки натуралистической и природоведческой работы,

  • расширяют и углубляют знания по ботанике, полученные зимой,

  • закрепляют навыки правильного поведения в природе и бережного отношения к ней,




  • навыки флористической работы,

  • осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.

Работа школьников складывается из экскурсий в природу и обработки собранного материала в лаборатории. На экскурсиях школьники знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов. При работе в природе школьники должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенное внимание следует уделить редким и исчезающим видам растений. Необходимо уметь пользоваться определителем непосредственно в природе, описывать и зарисовывать растения и животных на месте обитания, не нанося им ущерба.

Летняя практика способствует развитию у школьников

  • наблюдательности,

  • умения ориентироваться в природе,

  • вызывает у них повышенный интерес к ботанике, зоологии и обеспечивает более
    эффективное их усвоение.

  • мышления и практических умений.

В программе предусмотрены экскурсии в лес, к водоему, на поле, школьный учебно-опытный участок. Полученные в процессе практики знания позволят оценить взаимоотношения, возникающие в естественных сообществах, определить роль антропогенных факторов в динамике наземных и водных биоценозов, обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных зооценозов.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ
1. Комплексные и тематические экскурсии в природу под руководством преподавателя или самостоятельные, на которых школьники знакомятся с представителями различных систематических групп беспозвоночных животных, методами учета животных и растений, принадлежащих к разнообразным жизненным формам.

2. Камеральная обработка собранных материалов.

3. Самостоятельное выполнение индивидуальных тем, взятых по выбору.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ
1. Альбом с зарисовками 20 видов наземных и водных беспозвоночных животных и растений, определением систематического положения каждого вида. Рисунки сопровождаются описанием морфологии животных и растений.

2. Сводная таблица видов собранных животных по следующей схеме:




Тип,

Клас

Отряд

Семе

Род

Вид

Жизнен

Положение в

п/н

подти

с




йство







ная

трофической




п
















форма

цепи





























3. Знание латинских названий определенных животных, растений и особенностей их строения.

4. Коллекция собранных животных.

5. Гербарий собранных растений

6.Знание теоретического материала, читаемого на вводной лекции и помещенного в данных методических указаниях.

7. Представление оформленной самостоятельной работы по выбранной теме, доклад на конференции или реферативное сообщение.

Планирование

1 день

  1. Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы.

  2. Изучение видового состава сорной растительности пришкольного учебно-опытного участка

  3. Камеральная обработка и определение растений.

2 день

  1. Изучение флористического состава лекарственных растений окрестностей школы.

  2. Изучение деятельности листогрызущих насекомых в биотопе школы.

  3. Камеральная обработка и определение растений.

  4. Определение повреждений насекомыми.

3 день

  1. Экскурсия в еловый лес

  2. Опыты со мхами в природе.

  3. Изучение видового разнообразия мхов и папоротников нашей местности.

  4. Сбор растений для определения.

  5. Закладка гербария.

4 день

  1. Экскурсия в лес.

  2. Изучение зависимости активности земляных муравьев от времени суток и состояния

погоды.

  1. Изучение состава пищи земляных муравьев.

  2. Наблюдение в природе.

5 день

  1. Экскурсия на стоячий водоем.

  2. Изучение беспозвоночных животных разных экологических групп.

  3. Изучение высших водных растений.

  4. Сбор растений для гербария.

6 день

  1. Экскурсия в лес.

  2. Растения елового леса.

  3. Сбор растений для гербария.

7 день

  1. Экскурсия - Болотные экосистемы.

  2. Изучение видового разнообразия животных и растений болота.

  3. Наблюдение за животными в природе.

8 день

  1. Изучение охраняемых растений в нашей местности.

  2. Оформление фотовыставки.

9 день

  1. Монтирование коллекций.

  2. Оформление гербария.

  3. Оформление отчета о проделанной работе.

10 день

  1. Закрытие интеллектуального лагеря.

  2. Презентация своей деятельности.