Главная страница

Представление собственного инновационного педагогического опыта



Скачать 168.6 Kb.
НазваниеПредставление собственного инновационного педагогического опыта
Дата16.03.2016
Размер168.6 Kb.
ТипДокументы

Представление собственного

инновационного педагогического опыта
За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.

Жить — вот ремесло, которому я хочу учить
его (воспитанника)…и, как бы судьба не перемещала
его с места на место он всегда будет на своём месте.

Ж. Русо

Меня зовут Антонова Лариса Вячеславовна. Вот уже 16 года я работаю учителем химии в Муниципальном Образовательном Учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8» Рузаевского муниципального района. В 2006 году прошла аттестацию на первую квалификационную категорию. Преподаю химию в своем классе, где я являюсь классным руководителем.

Моя позиция

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем химии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.

1.Условия обеспечения качества образования


Качество образовательных программ

Наиболее перспективной в реализации школьного химического образования я считаю является программа и учебно-методический комплект автора Габриеляна О.С. Указанная программа отвечает обязательному минимуму содержания основного и среднего образования и построена по концентрическому принципу, который находит отражение не только по ступеням обучения, но и по изложению содержания в каждом классе. Достоинством этого учебно-методического комплекта являются пособия: «Настольная книга для учителя» и «Настольная книга для учащихся». Пособие для учителя содержит систему заданий, развивающих приемы умственной деятельности учащихся в процессе обучения химии, что важно в рамках подготовки выпускников к ЕГЭ. Пособие для учащихся содержит контрольные и проверочные работы, используемые для самопроверки и проверки со стороны учителя или родителя.

Мультимедийные пособия: «Органическая химия 10-11 класс», «Химия общая и неорганическая», «Самоучитель «Химия для всех», «Виртуальная лаборатория», «Уроки Кирилла и Мефодия», неотъемлемой частью проведения уроков химии на современном уровне.

Итак, важным условием обновления содержания школьного химического образования, становления старшеклассника как самостоятельного субъекта своего образования является компетентность учителя:

  • его умение осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы;

  • умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

  • умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося.

Качество ресурсного обеспечения

Важное значение в обучении химии имеет  химический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Учебное оборудование представлено наглядными пособиями: 1.Химические реактивы, химическая посуда, лабораторные принадлежности , приборы; 2.Модели объектов; 3. Печатные пособия; 4. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер(всегда доступен в использовании учителю химии в кабинете информатики). Благодаря победе школы в приоритетном национальном проекте «Образование» в 2008 году, дало возможность оборудовать кабинет в соответствии с требованиями, создать комфортные учебные условия для учащихся.

2.Качество проектирования и реализации процесса обучения


Актуальность. Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

МОУ СОШ №8 – школа, в которой осуществляется построение целостной системы творческого образования. Основной идеей программы развития школы является создание образовательного учреждения, которое реализует гуманистические ценности, ориентированного на подготовку образованных и творческих людей, обладающих высокими моральными принципами и способных к решению сложнейших экономических и социальных проблем. Требования к образовательным результатам Школы, определяют и требования к учителю, который должен быть не просто специалистом в преподавании учебного предмета, а педагогом-профессионалом, способным проектировать ситуации развития для учащихся и созданию условий для творческого развития личности ученика.

Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году, представленными в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко) стало основой становления моего педагогического опыта «Использование ИКТ-технологий на уроке химии».

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности.

Практическая необходимость и значимость педагогического опыта, на мой взгляд, заключается в ответах на следующие вопросы

  • Почему у детей пропадает интерес к учебе?

  • Какой заказ должна выполнять современная школа с учетом требований информационного общества?

  • Как меняется в настоящее время парадигма образования?

  • Как организовать деятельность учеников    по использованию в учебном      процессе информационных    технологий?

  • Может ли образование быть индивидуализированным, функциональным и эффективным?

  • Как учесть в обучении послешкольные жизненные планы учащихся?

  • Как разработать дидактическую систему урока индивидуализированного обучения?

Объект исследования: самостоятельная учебная деятельность с использованием ИКТ.

Предмет исследования: персонификация образования и связана с ней реализация идеи свободы и духовного развития человека, приобретения им опыта самовыражения, в том числе эмоционального опыта осознания собственной индивидуальной ценности и ценности других мировоззренческих систем.

Гипотеза: Внедрение новых технологий, ориентированных на формирование основных механизмов мыслительной деятельности даст нам ученика способного мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, т.е. свернуто, имеющего хорошо развитые аналитико-синтетические способности, т.е. обратимый мыслительный процесс, обладающего гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющего умственную самостоятельность.

ЦельРазвитие творческих способностей учащихся через использование ИКТ и проектной деятельности  на уроках химии

Задачи:

  1. Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

  2. Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

  3. Формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся,

  4. Формировать навыки работы в команде по разработке минипроектов,

  5. Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения с использованием ИКТ,

  6. Формировать навыки самоконтроля при работе с ПК.

Теоретическая база опыта

В построении схемы работы я опиралась на понятие субъектного опыта, введенного И. С. Якиманской, принципы личностно ориентированной технологии образования, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А. А. Плигиным, принципы демократизации, дифференциации, гуманизма. Мною также использованы материалы следующих литературных источников:

  1. Гааг, Н.А. Как привить интерес к уроку химии./Н.А.Гааг // Химия в школе.- 1991.- №3.

  2. Габриелян, О.С., Остроумов И.Г. Пропедевтический курс«Старт в химию» /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. // Химия в школе. – 2005. - № 8.

  3. Гладкая, И.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учеб. – метод. пособ. для учителей /И.В.Гладкая, С.П.Ильина, С.В.Ривкина; Под ред.проф. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.

Технология опыта

Для решения поставленных задач использую ИКТ, ведь изучаемый в школе предмет может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, понятной школьникам.

Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения химии – это овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности.

Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.

На уроках по химии и при подготовке к урокам учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:

  • создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу химии 8 – 11 классов:
    созданы презентации по темам - «Основные классы неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Азот», «Природные источники углеводородов», «Карбоновые кислоты», «Химия и повседневная жизнь человека», «Решение расчетных задач по теме: «Приготовление растворов заданной концентрации»;


  • использование готовых мультимедийных пособий на уроках по химии: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа; электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для гуманитариев»; дидактический и раздаточный материал 10 – 11 классы;

  • использование Интернет-ресурсов:
    Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
    Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
    Мир химии
    Chem Net: портал фундаментального химического образования
    Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: химия
    Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
    Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова
    Школьная химия
    Электронная библиотека по химии и технике
    Органическая химия: электронный учебник для средней школы;

  • использование виртуальных экскурсий;

  • проведение виртуального химического эксперимента;

  • моделирование химических процессов и явлений;

  • решение расчетных и экспериментальных задач;

  • осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ.

Урок-презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах. Ряд презентаций, созданных мною были размешены на сайте НУМИ СМИ. (Свидетельства прилагаются).

Виртуальный эксперимент:

Ученики, работая с CD «Виртуальная химия», моделируют процессы и явления, изменяя параметры, влияющие на поведение объекта. Работа происходит в индивидуальном режиме. (Приложение 1)

Урок-исследование:

Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.

Электронная лабораторная работа:

Эта форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.

Тематический проект:

Коллективная работа учащихся по созданию сайта, посвященного отдельной теме или объекту. Например, сайт по итогам проекта «Вода, вода, кругом вода».

Электронная викторина.

Организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий. Благодаря сотрудничеству с Ярославским центром информационных технологий и коммуникаций мною осуществлено 9 телекоммуникационных проектов, в которых я участвовала вместе с детьми.

Дистанционное обучение:

В режиме дистанционного обучения работаю первый год, поэтому для меня это новая ступенька в освоении ИКТ. Это уроки, организованные для учеников средствами удаленного доступа с использованием сетевой формы обучения. В такой форме представлено обучении по элективному курсу «Введение в органическую химию» для учащихся 9-10 классов. Мне интересно работать в дистанционной школе.

Электронный урок:

Это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника. Такую форму работы я практиковала при обучении учащихся 7 класса и 9 классов.

В 7 классе мною был апробировании пропедевтический курс «Старт в химию», автор О.С.Габриелян. им же разработан электронный учебник. В 9 классе мною разработан электронный учебник по элективному курсу «Введение в органическую химию».

Электронное тестирование:

Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов». В прошедшем учебном году удалось обучить моих коллег работе с данным программным продуктом. В результате примерно половина учителей школы стала эффективно использовать такую форму организации контроля знаний.

Организация индивидуального обучения:

Это комплекс доступных электронных материалов по школьной программе, которыми можно воспользоваться в медиатеке школы. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.

Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных web-страниц, которые должны содержать разработки таблиц, схем, графиков, задач по изучаемому на уроках теоретическому материалу. Учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе 8 – 11 классов и создать мини-презентацию по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому они не боятся отвечать на уроках, имея такие «шпаргалки».

Например, при изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Металлы», «Неметаллы», учащиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат таблицы и схемы по вопросам:

  • определение для класса неорганического соединения, примеры формул и названий веществ этого класса;

  • классификация оксидов, оснований, кислот, солей по различным признакам;

  • физические свойства веществ данного класса неорганических соединений (с картинками, фотографиями этих веществ);

  • химические свойства веществ, с уравнениями реакций;

  • значение веществ, относящихся к тому или иному классу соединений, в жизни человека (с картинками, фотографиями);

  • нахождение веществ в природе;

  • получение веществ в лаборатории и в промышленности;

  • интересное и необычное о данных веществах (это тот материал, который нашёл сам учащийся и который его заинтересовал в дополнительной научной литературе, о веществе, и о чём ничего не было сказано во время урока).

То есть при создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.

Использование ИКТ на уроках химии позволяет:

  • сделать урок более интересным, наглядным;

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

  • вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

  • способствует стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;

  • работать в интерактивном режиме;

  • визуализировать учебную информацию;

  • визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;

  • осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию;

  • проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.

3. Качественный уровень результативности реализации профессионального опыта


Позитивная динамика/стабильно высокий уровень обученности

Учебный год

% качества

2007-2008

41

2008-2009

47

2009-2010

49

Наблюдается стабильное  качество обученности по химии.

3.1 Достижения учащихся

Доля учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, акциях растет.

Доля участия в олимпиадах и по химии среди старшеклассников

2007-2009 уч.год - 3 участников (12%)

2009-2010 уч.год - 5 участников (15%)

3.2 Достижения аттестуемого

В настоящее время имею первую квалификационную категорию. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов:

  • http://hemi.wallst.ru/

  • http://barsic.spbu.ru/lab/lab.html

  • http://www.mmlab.ru/products/chemlab/chemlab.shtml

  • http://torrents-ru.com/showthread.php?t=14794

Размещаю свой опыт работы на страницах мини сайта и на странице портала СМИ НУМИ:

http://nsportal.ru/antonova-larisa-vyacheslavovna - адрес моего мини-сайта

http://numi.ru/13789 - моя страница

Интерес к предмету химия, напрямую зависит от организации внеклассной работы.

С целью формирования единого научного мировоззрения я со своими ученика начала работу над интегрированными проектами и исследовательскими работами. Процесс оказался очень интересен и увлекателен и для меня, и для учеников. От учителя требуется смена педагогической позиции: с одной стороны не давать в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, с другой – помогать детям выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Третий год такие проекты учеников признаются лучшими на конкурсах «Ученик года» и получают высокую оценку на Республиканской научно-практической конференции «Интеллектуальное будущее Мордовии». Грамоты прилагаются).

В 2009 году мы с ученицей 9 класса Бокатиной Мариной приняли участие в республиканской школьной олимпиаде антинаркотической направленности и заняли III место в муниципальном туре.

Уверена, учитель в одиночку овладеть ими не сможет. Необходимо творческое сообщество учителей единомышленников, каким и является коллектив нашей школы. Именно поэтому сайт нашей школы является одним из лучших в муниципальном районе (я являются редактором сайта).

Мною разработан курс выступлений по проблеме «Формирование компетентностей учителя в области информационных и коммуникационных технологий», цель которых – помочь педагогам овладеть средствами ИКТ и научить их создавать и использовать УМК.

- «Правила создания электронного учебника. Требования к электронному учебнику»;

- «Использование ИКТ на уроках естественно-научной направленности»;

- «Правила создание мультимедийных презентаций» и другие.

Как учитель, я продолжаю создавать свой УМК. Мною разработаны:

  • «Сборник разноуровневых заданий по химии 8 класс»;

  • «Сборник тестовых задний для учащихся 9 -10 классов»;

  • «Методическое пособие по работе с компакт-дисками по химии».

Одним из самых трудных и всегда востребованных аспектов деятельности педагога не только химии является планирование своей работы. Для педагога очень важна технология проектирования педагогической деятельности. Учесть надо многое. В тематическом планировании обязательно прослеживается деятельность учителя и ученика, учтены дополнительные средства, повышающие мотивацию обучения. Дидактические задания к уроку должны быть разноуровневыми, контрольные работы многовариативными.

Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является создание УМК по предмету. Учебно-методический комплект включает в себя традиционный учебник, электронный учебник, методическое пособие, дидактические материалы. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как составную часть информационного пространства школы. Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.

Все авторские учебно-методические, аналитические, и информационные материалы и являются основой формирования единой информационной образовательной среды, над формированием которой я работаю вот уже несколько лет.

И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.

«Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее».

Льюис Кэрролл

«Алиса в стране чудес»