Главная страница


Приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких



НазваниеПриподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких
страница2/5
Дата14.04.2016
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

3). Упражнения, сидя на полу.

Сесть на полу, скрестив ноги, спина прямая. Схватитесь руками за голени. Вдыхая через рот, выгнитесь вперед, одновременно выставляя вперед нижнюю челюсть. С выдохом через рот опустите нижнюю челюсть на грудь, выгните спину назад. Голова при этом по возможности остается на одном уровне. Сесть со стопами, сложенными вместе; захватить сложенные стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер по возможности расслаблены (поза «бабочки»). Движение бедрами ног, подобно взмахам крыльев бабочки. Сесть с вытянутыми вперед ногами, наклониться вперед с прямой спиной и захватить большие пальцы ног. При этом указательный и средний пальцы обхватывают большой палец ноги, а большой надавливает на ногтевую пластинку. Обязательно колени держать прямыми (если не получается схватиться за пальцы ног, возьмитесь за щиколотки или за икры). Сидя на коленях и пятках, немного наклонитесь вперед, опираясь на руки. Широко открыть рот, максимально высунуть язык наружу и издать громкий и страшный «львиный рык». Сидя, скрестить ноги, спина прямая; привести руки к плечам (четыре пальца направлены к шее, большой палец назад, плечи параллельны полу). Выполняем свободные повороты налево-направо. Желательно по возможности максимально скручивать позвоночник; голова также поворачивается налево и направо, сначала в одну сторону с телом, затем — в противоположную. Сесть на ягодицы так, чтобы на колено правой руки легла левая пятка, упор на пальцы левой руки. Правая рука держится за левое плечо. Смотрим за левое плечо, разворачиваясь всем туловищем. То же — в другую сторону. Сидя, скрестить ноги; взмахивать руками подобно крыльям птицы (спросить у ребенка, какую птицу он изображает). Важно держать спину прямой. Сидя на коленях и на пятках, схватиться за голеностопные суставы или пятки, подать таз вперед и вверх, голова свободно откидывается назад. Облегченный вариант, с которого можно начинать это упражнение: стоя на коленях (колени по ширине плеч), поставьте ладони на поясницу и постепенно откидывайтесь назад, поднимая таз как можно выше вперед и вверх. Сесть на колени и на пятки (а не между ними), наклонитесь вперед, пока лоб не будет лежать на полу. Руки вдоль туловища, кисти рук рядом со стопами, ладони смотрят вверх. Другой вариант положения рук: руки вытянуты вперед, ладони вместе. Сидя на коленях и на пятках, постепенно опуститься назад, сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища. Выходить из позы также постепенно, в обратном порядке. Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук, руки между коленей — как лягушки. Подпрыгнуть высоко вверх и опуститься обратно на корточки. Другой вариант прыжков — вперед (чем дальше, тем лучше). Сидя на ягодицах, слегка наклонитесь назад и обопритесь на согнутые в локтях руки, поднимите согнутые в коленях ноги. Перебирая руками и покачиваясь вперед-назад, крутитесь вокруг своей оси.

4). Упражнение стоя.

·  Потягивание. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней. Кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, сто вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Вернуться в исходное положение, выполняя движения в обратном порядке.

·  Перекаты головы. Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание сосредоточено на мышцах шеи с намерением как можно больше их расслабить. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Затем наклоните голову назад и снова делайте перекаты из стороны в сторону.

·  Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание сосредоточено на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления:

—  выполнить контрастное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса;

—  поднять и опустить, отвести назад, затем вперед плечевые суставы ч0151 одновременно и попеременно;

—  вращать плечами вперед и назад, прогибая спину назад и вперед;

—  поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватите правую надостную мышцу и на выдохе опустите плечо. Разминайте захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и смотря как можно дальше за спину. То же — с левым плечом.

·  Разминка и расслабление рук:

—  встряхнуть руки, как будто стряхиваете воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук;

—  вращение рук в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах (вперед и назад; обе руки в одну сторону, в разные стороны); все внимание должно быть обращено на ощущения в разминаемых суставах;

—  растирание и разминка пальцев рук, вращение в пальцевых суставах — последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой);

—  поднимите правую руку вверх; разминайте правую руку, двигая ее в четырех направлениях (вперед, назад, от себя и к себе), левая рука при этом придерживает плечо правой руки и оказывает сопротивление ее движению (на выдохе); то же — с левой рукой.

·  Одна нога вперед, согнута в коленном суставе, пальцы смотрят прямо вперед. Другая нога вытянута назад, стопа повернута под углом 90 градусов вовне. Вес тела должен быть смещен на выставленную вперед ногу. Рука, одноименная с ногой, стоящей впереди, вытянута вперед, как будто держит лук, другая рука — максимально отведена назад, как бы натягивает тетиву лука. Руки растягивают воображаемый лук так, чтобы в груди чувствовалось напряжение. Повторить в другую сторону.

·  Встать прямо, ноги шире плеч; поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз:

—  медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении пять секунд и вернуться в И. п. Не сгибать ног и рук при наклоне вниз и подъеме из него. То же выполнить для правой руки и ноги;

—  медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой. Остаться в этом положении пять секунд и вернуться в И. п. Не сгибать ног и рук при наклоне вниз и подъеме из него. То же выполнить для левой руки и правой ноги;

·  Повороты в стороны. Ноги на ширине плеч, поворот влево — левая рука движется назад, правая рука лежит на области сердца: поворот вправо — правая рука назад, левая на сердце и т. д. Движения свободные и размашистые. Голова также поворачивается вместе с туловищем.

·  Скручивание корпуса. Ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, стопы параллельны друг другу. Руки полностью расслаблены. Скручивать тело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Следите за тем, чтобы подошвы ступней всей плоскостью касались пола и не отрывались от него на поворотах; поддерживайте позвоночник вертикальным, представляя его неподвижной осью вращения, и максимально расслабляйте мышцы корпуса.

1.5.  Повышение устойчивости.

Повышение устойчивости связано с развитием равновесия, т. е. чувства опоры или «заземления». Основным здесь является привлечь внимание к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.

·  Для того чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчивость, ребенку предлагается встать в свободной позе; перенести вес тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения; приподнять левую ногу, не теряя равновесия; вернуться в исходное положение. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле.

·  Растереть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки и ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног.

·  Упражнение на развитие устойчивости и раскрепощение суставов (внимание направлено на ощущения в разминаемом суставе):

—  И. п. — встать на одну ногу, согнув другую в тазобедренном и коленном суставах так, чтобы бедро было параллельно полу. Вращать бедром сначала по часовой стрелке, потом против (глень и стопа при этом расслаблены). Сменить ногу;

—  И. п. то же. Жестко фиксируя положение бедра и колена, описывать стопой горизонтальные круги, вращая голень сначала по часовой стрелке, потом против (стопа при этом расслаблена). Сменить ногу;

—  Встать на одну ногу, согнув другую в колене, руки за спиной, правой ладонью обхватить левое запястье. Описывать стопой вертикальный круг, как бы вращая педаль велосипеда. Описав 3-5 кругов, сменить направление на противоположное. Сменить ногу и выполнить то же движение другой ногой;

—  Перенести вес тела на правую ногу (нога немного согнута в колене), а левую слегка приподнять над полом (нога прямая), руки опущены. Вращать стопу в голеностопном суставе, описывая носком ноги вертикальный круг. После 3-5 вращений поменять направление вращения на противоположное. Затем сменить ногу.

·  Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, спина прямая. Выполняем перекаты на пятку и обратно, затем перекаты с наружной на внутреннюю поверхность стопы и обратно.

·  Сесть на корточки, подошвы ног полностью стоят на полу, руки свободно лежат на коленях. Более легкий вариант упражнения — приседаем до тех пор, пока пятки не начнут отрываться от пола.

·  И. п. — ноги шире плеч, руки расслаблены. Разверните правую ногу на 90 градусов вправо, левая нога стоит прямо. На выдохе согните правое колено, чувствуя напряжение в левом бедре. На вдохе выпрямите колено. Повторите 3 раза. Вернитесь в исходное положение и то же сделайте для левой ноги.

·  Ноги вместе, делаем широкий шаг вперед правой ногой, оставляя ее согнутой в колене, левая нога прямая (пятка немного приподнята), стопы параллельны друг другу; переносим вес тела на правую ногу. На выдохе приседаем на правой ноге и одновременно опускаем пятку левой ноги на пол, чувствуя напряжение в икре и ахилловом сухожилии. На вдохе приподнимаемся на правой ноге и одновременно отрываем левую пятку от пола. Повторить три раза. Поменять ноги.

·  Ноги шире плеч, немного согнуты в коленях, носки слегка развернуты внутрь. Руки не касаются тела, слегка округлены, опущены вниз, ладони развернуты назад. Спина прямая. Глаза закрыты. Сохраняя позу, максимально расслабиться, представляя, как напряжение «стекает» по телу вниз.

1.6.  Работа с патологическими ригидными телесными установками

Особое внимание следует уделить работе с теми патологическими ригидными телесными установками, которые ограничивают и обедняют движения ребенка.

«Развязка» синкинезий является, может быть, наиболее трудоемкой и сложной задачей, как для ребенка, так и для педагога, т. к. непременное условие этого — перестройка непродуктивных стереотипов и неэффективных с точки зрения энергетики и иннервации формул движения.

Если выполнение движений на одном из уровней — глаза, язык, руки, диафрагма, ноги — вызывает непроизвольное оживление на других уровнях, то мы будем говорить об имеющихся синкинезиях, т. е. о несформированности автономных движений по уровням. Например, при письме у ребенка двигается язык, и напрягаются ноги или при чтении он принимает неестественную, вычурную позу, или при слежении глазами за предметом задерживает дыхание с последующей остановкой взора, или одновременно с движением руки наблюдаются особые мимические или оральные комплексы оживления и т. п.

Основной методический прием «развязки» синкинезий заключается в фиксации одного (или нескольких) из патологически «связанных» уровней с параллельной нагрузкой на другой. Затем фиксируется второй уровень, а первый нагружается определенными движениями. Степень фиксации варьируется от максимально внешней до произвольно контролируемой (без внешней опоры) самим ребенком, пока автономность движений по уровням не автоматизируется. После этого в активность включаются оба уровня одновременно: задаются разные движения для каждого уровня.

Например, стоя на одной ноге и выполняя вращательные движения в голеностопном суставе другой ногой, ребенок одновременно непроизвольно вращает пальцами или кистью на одной или двух руках. Развязка этой синкинезии (руки-ноги) проходит в три этапа: сначала ребенок стоит на двух слегка согнутых в коленях ногах, педагог привлекает его внимание к контакту с полом (чувство опоры), а на руки дается определенная нагрузка (например, вращение в кистях или вращение пальцев). Следующим этапом работы будет закрепление рук и кистей (на поясе, на каком-нибудь предмете и т. п.) с одновременной нагрузкой на ноги (например, выполнение исходного упражнения). Заключительный этап — ребенок стоит на левой ноге с вытянутыми вперед руками и выполняет вращательные движения в голеностопном суставе правой ноги с одновременным подниманием правой кисти и опусканием левой кисти.

Другим примером являются обильные мимические, в т. ч. оральные комплексы оживления, возникающие одновременно с движением руки. В этом случае рекомендуется:

—  маркировка утяжелителем руки, действие которой вызывает наиболее яркие синкинезии с другими частями тела;

—  перенесение произвольного внимания ребенка, например, на ноги; в этом случае ему предлагается, проговаривая какие-нибудь слова или скороговорки, отстукивать ритм ногой;

—  удержание в этой руке длительного статического напряжения (например, вытянутые руки с сильно сжатыми кулаками); ребенок при этом может петь песни, проговаривать скороговорки, вращать ногами «педали», проделывать дыхательные или глазодвигательные упражнения.

Иногда вам придется в буквальном смысле «зацементировать» ребенка: руками он крепко обхватывает себя, ноги в утяжелителях, челюсти сильно сжаты — и только после этого приступать, например, к выполнению глазодвигательных упражнений. Не исключено, что при этом вы сами вынуждены будете фиксировать голову и плечи ребенка.

Формирование автономных движений по уровням логично начинать с «развязки» синкинезии «глаза-язык», т. к. во-первых, патологическая связь этих уровней довольно часто встречается при анализе имеющихся синкинезий у большинства детей, во-вторых, она является очень энергоемкой для организма в целом. В-третьих, оптимальное взаимодействие именно этих уровней необходимо для развития восприятия речи, письма и т. д.

·  Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (верх, низ, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Оно совершается в медленном темпе (от3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т. д. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем — передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой, а затем обеими руками вместе. Все упражнения выполняются последовательно в положении лежа на спине, сидя и стоя.

·  После того, как упражнения усвоены, можно попытаться совместить их с дыхательными упражнениями: движение — на фазе глубокого вдоха, удержание в крайнем латеральном положении — на фазе задержки вдоха. Возврат в исходное положение сопровождается в начале тренировки и усвоения упражнений пассивным выдохом. Успешным результатом считается тот, при котором каждое направление движения глаз согласуется с равным отношением фаз дыхания (см. 1.1).

·  Голова фиксирована. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника, квадрата, восьмерки, знака бесконечности, синусоиды и т. д.: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выполняется последовательно в положении лежа на спине, сидя и стоя.

Педагог здесь следит за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

·  Педагог рисует в воздухе перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т. д., которые ребенок должен опознать и назвать.

·  Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений головы и глаз (по четырем основным и четырем вспомогательным направлениям).

·  Упражнения для губ и языка широко применяются в логопедической практике, поэтому мы перечислим лишь некоторые из них:

—  удержание губ в улыбке (передние и верхние зубы обнажены); вытягивание губ вперед трубочкой; чередование положение губ: в улыбке — трубочкой; спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

—  язык широкий, язык узкий; чередование положения языка: широкий-узкий;

—  подъем языка за верхние зубы; чередование движений языка вверх-вниз, в глубь рта — приближать к передним нижним резцам;

—  приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние, а затем нижние зубы с внутренней стороны — делая движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх; облизать губы; переводить язык из стороны в сторону, сверху вниз.

Следующие упражнения, заимствованные из актерской практики, помогают бороться с вялостью речевого аппарата («кашей во рту») и, кроме того, расширяют репертуар соответствующих кинестетических (артикуляционных) и кинетических синтезов.

·  Тренировка нижней челюсти.

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

—  И. п. — голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» челюсть снова опускается; на счет «четыре» челюсть двигается влево; на счет «пять» челюсть снова опускается; на счет «шесть» челюсть выдвигается вперед; на счет «семь» челюсть возвращается в исходное положение. Упражнение повторяется 2-3 раза. Делать его нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

·  Тренировка губных мышц.

—  И. п.— зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их движение вперед). Упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва.

—  И. п. то же. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед; на счет «четыре» «пятачок» двигается вперед, затем все движения в той же последовательности повторяются 3-4 раза.

—  И. п. то же. На счет один губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачок», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх; повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо.

—  И. п. то же. На счет «один» нижняя губа опускается, и обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; на счет «два» губа возвращается в исходное положение.

—  И. п. то же. На счет «один» верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы, на счет «два» губа опускается. Упражнение повторяется 3-4 раза.

—  Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Упражнение повторяется 3-4 раза.

—  И. п. — губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются, и рот широко раскрывается. Упражнение повторяется 3-4 раза.

·  Тренировка мышц языка.

Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В их образовании большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, его передняя часть, спинка, корень.

—  И. п. — рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. На счет «один» кончик языка поднимается к верхним передним зубам; на счет «два» язык опускается в и. п. (кончик языка у нижних резцов); на счет «три» кончик языка поднимается к альвеолам; на счет «четыре» язык в и. п.; на счет «пять» кончик языка за альвеолами; на счет «шесть» в и. п. Упражнение повторяется 3-4 раза.

—  И. п. то же. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» — внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва. При этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

—  И. п. то же. Положить язык плоско, чтобы была видна задняя спинка глотки (этому помогает глубокий вдох через рот). Упражнение тренирует и небную занавеску, которая поднимается кверху при глубоком вдохе через рот.

—  И. п. то же. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его к исходному положению. Упражнение повторить 3-4 раза.

—  И. п. то же. Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и направляется вперед толчком от корня.

—  Рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне зубов. При толчке от корня язык своей передней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуется щелчок. Следить за тем, чтобы кончик языка был плотно прижат к нижним зубам.

—  Кончик языка плотно прижат к нижним передним зубам. Между верхними и нижними зубами должно быть небольшое расстояние (несколько миллиметров). Одновременно с выдохом через рот язык прогибается в передней части, приближаясь к верхним резцам, но не прикасается к ним, оставляя небольшую щель. По середине языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя проходит по ложбинке в щель между языком и верхними резцами. Упражнение повторяется 3-4 раза. Необходимо следить за тем, чтобы язык не выходил за черту зубов.
1   2   3   4   5