Главная страница

Приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких



НазваниеПриподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких
страница5/5
Дата14.04.2016
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

·  Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала каждой рукой, а затем одновременно обеими. Важным является то, что двигаться должны обе руки — в одну сторону, в противоположные стороны, зеркально и т. д. Сначала ребенок рисует прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям листа); одно симметричное изображение; законченный сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каждого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уж потом двуручно.

Это упражнение положительно влияет на формирование зрительно-моторных координаций, внимания и произвольности.

Развитию зрительно-моторных координаций способствуют также разнообразные подражательные и копирующие движения: имитация зрительно воспринимаемых движений и действий другого человека, согласованные действия; срисовывание, обведение, дорисовывание по точкам и др.

·  «Зеркало». Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В начале проработки задания педагог вводит некоторые ограничения на действия «оригинала»:

1.  Не делать сложных движений, недоступных для выполнения партнеру, не производить одновременно нескольких движений.

2.  Не делать мимических движений.

3.  Выполнять движения в очень медленном темпе.

В ходе выполнения этого упражнения дети, работающие на «отражение», довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за «оригиналом» становиться все легче, и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Это упражнение — прекрасное средство для установления психологического контакта.

·  «Тень». Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой — его Тенью. Человек делает движения (ограничения и особенности выполнения движений — см. упражнение «Зеркало»), а Тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

·  Этюды по «Согласованным действиям»: пилка дров; гребля; перемотка ниток; перетягивание каната и т. д. Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако детям необходимо постоянно помнить о согласованности действий и целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим детям (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т. д.).

·  «Канатоходец». Ребенок имитирует проход по канату (идет по воображаемой линии по полу), скользит и балансирует, ищет равновесия. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь «сдуть » канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель канатоходца — удержаться, несмотря на препятствие.

2.6. Развитие ловкости

Одна из наиболее важных задач психомоторной коррекции — развитие ловкости, имеющее наибольшее число положительных корреляций с развитием высших психических функций. На II уровне ставится задача развития телесной ловкости.

Начало процесса здесь связано с акцентом на точность, реализуемую по ходу движения. Например, прилаживание ходьбы к неровностям почвы, ступенькам, подъемам и спускам; движений карандаша к обведению нарисованного контура и т. д.

Это — и прицельное внимание к точности попадания, или меткости, например, броска, удара, точности прикосновения, а в более сложном случае — точности воспроизведения видимой формы, например, срисовывание фигуры с соблюдением геометрического подобия. Т. е. это упражнения, выполнение которых оценивается по финальной четкости.

·  «Классики». Упражнение представляет собой варианты общеизвестной игры, состоящей из целевых прыжков, совершаемых в определенной последовательности и в условиях дефицита времени. Выполнение этого упражнения требует усиленного зрительного контроля, осмысления ситуации и предвосхищения своих действий, хотя бы на ход вперед.

·  Встать у линии на расстоянии 2,5 м от стены и провести подряд 5 бросков мяча правой рукой снизу с ловлей отскочившего мяча правой, а затем левой рукой. Основная трудность этого упражнения заключается в точной дифференцировке мышечных усилий при броске и ловле мяча.

Вариантами этого упражнения являются общеизвестные игры: бросок мяча из-за спины через голову; перепрыгивание через отскочивший от стены мяч; бросок из-под бедра, стоя спиной к стене и т. п.

Упражнения на развитие ловкости непременно должны включать в себя быстрые (ограниченные по времени), точные и согласованные движения в условиях сложной пространственной ориентировки. Их составными компонентами могут быть беговые, прыжковые упражнения, а также упражнения, включающие мелкие движения кистей и пальцев рук (с применением больших и малых мячей, гимнастической палки или колец). При освоении сложнокоординированных движений целесообразно упражнение разбивать на этапы. Например, по мере того, как дети в общих чертах усвоят координацию движений ног, подключая движения рук.

Беговые упражнения.

·  Бег с изменением направления движения (поворот кругом во время бега, бег «змейкой», бег по диагонали); по узкому коридору (10-15 см), ограниченному линиями или натянутыми веревками; челночный бег, с огибанием ориентиров.

·  Бег на носках:

—  с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные параллельно друг другу (расстояние между палками одинаковое; постепенно увеличивается; постепенно уменьшается);

—  с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные под углом друг к другу в виде ломаной линии;

—  по ориентирам (меловая разметка, кольца и т. д.).

·  Бег скрестным шагом, когда носки ног поочередно ставятся то в одну, то в другую сторону от линии или натянутой веревки.

Прыжковые упражнения.

·  Прыжки на месте:

—  чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч, лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у носков, то у пяток ног);

—  чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно — поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например, гимнастическая палка лежит между стопами ног).

·  Прыжки с продвижением, используя в качестве ориентира линии (ориентировочная линия между стопами ног);

—  чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно (поочередно впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой — сверху рука, одноименная стоящей впереди ноге;

—  чередование прыжков: ноги врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу;

—  чередование прыжков с поворотом и без него; прыжок с поворотом на 180 градусов; два прыжка вперед без поворота; прыжок с поворотом на 180 градусов, прыжок назад и т. д.

·  Прыжки через предметы (набивные мячи, гимнастические палки и др.), уложенные по одной линии: на одной и двух ногах, попеременно — то на правой, то на левой ноге;

—  то же, но с гимнастическими палками, уложенными под углом друг к другу в виде ломаной линии.

·  Прыжки по ориентирам (нарисованные мелом круги, разложенные определенным образом кольца и т. д.) на двух и на одной ноге.

Упражнения с мячом.

·  Круги мячом вокруг туловища в горизонтальной плоскости (переложить мяч спереди в левую руку, а сзади — в правую руку). Затем сменить направление.

То же во фронтальной плоскости (руки вверх — перекладываем мяч в левую руку, руки вниз и назад — перекладываем мяч в правую руку).

·  Наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (по кругу, описывая восьмерку — вправо, влево).

·  Подбрасывание мяча и его ловля, правой рукой, левой рукой, попеременно, перекидывая мяч с руки на руку — на месте и с продвижением; то же действие, но тыльной стороной кисти; то же действие с ловлей мяча сначала двумя, а затем каждой рукой после поворота корпуса на 90, на 180 градусов.

·  Дриблинг мяча (о стену и пол) одной и двумя руками, попеременно правой и левой рукой — на месте и с продвижением; то же с двумя мячами; ведение мяча «змейкой», огибая ориентиры.

·  Ведение мяча вокруг себя поочередно правой и левой рукой — поворачиваясь вслед за мячом; не сдвигая ног.

·  Прыжки на одной ноге с одновременным ведением мяча одной рукой: сначала рука и нога одноименные, затем — разноименные. В виде варианта можно использовать это упражнение, подбрасывая и ловя мяч одной или двумя руками.

Упражнения с гимнастической палкой.

·  Перехваты палки в вертикальном положении снизу вверх и сверху вниз; в горизонтальном положении — слева направо и вправо на лево; перебрасывание палки в вертикальном положении из руки в руку.

·  «Мельница» — вращение палки двумя руками на уровне пояса.

·  «Вертолет» — присесть, палка в руках, вытянутых вверх; вращая палку в горизонтальной плоскости, медленно выпрямляем ноги и поднимаемся на носки. Продолжая вращать палку, медленно вернуться в исходное положение.

2.7. Развитие внимания

Упражнения на развитие внимания строятся по следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях необходимо поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживать мотивацию ребенка к выполнению задания. Например, «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный и т. д.?»

·  «Стоп - упражнения». Ребенку предлагается свободно двигаться, выполнять любые движения под музыку, делать какие-либо упражнения т. д. Условным сигналом является хлопок, услышав который, ребенок должен замереть и держать позу, пока педагог не предложит продолжать движение. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри - отомри» и пр.

·  «Условный сигнал». Этот прием можно применять как на двигательных, так и на когнитивных занятиях. Выполняя какое-либо действие (двигательные упражнения, рисование, обсуждение и т. д.) и услышав условный сигнал (колокольчик, хлопок и др.), дети должны (на каждом занятии выбирается что-то одно) прислушаться к тому, что происходит вокруг: посмотреть по сторонам; почувствовать свое состояние и т. д.

·  «Запомни фигуру». Дети бегают по комнате под музыку. Как только наступает пауза, каждый ребенок должен воспроизвести фигуру, показанную до начала музыкального фрагмента.

·  «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу педагога (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т. п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

·  Задается один уловный сигнал и два положения (стоя и сидя) или действия (перекрестные и односторонние движения), или упражнения («кошка» и «кобра»). Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен, не останавливаясь, переключаться с первого упражнения (положения, действия) на второе, затем со второго на первое и т. д.

Развитию внимания способствуют также упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь задается два-три условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребенок должен запомнить.

·  «Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате, на один хлопок педагога каждый ребенок должен присесть на корточки, на два — сделать «ласточку», на три — встать с поднятыми вверх прямыми руками.

·  «Четыре стихии». Дети сидят (стоят) в кругу. Педагог договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз (и присесть), если слово «вода» — вытянуть руки вперед (и наклониться вперед), слово «воздух» — поднять руки вверх (и встать на носочки), слово «огонь» — произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (и повернуться кругом).

·  Перед занятием педагог задает условные сигналы: один хлопок — посмотреть вверх – вниз, направо – налево и прямо; два хлопка — прислушаться к звукам вне комнаты; три хлопка — закрыть глаза и почувствовать свое состояние. Во время занятия, услышав один из условных сигналов, ребенок выполняет соответствующее ему задание (около 10 секунд).

·  «Канон». Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый хлопок или любой из перечисленных выше сигналов, первый ребенок поднимает вверх правую руку, на второй — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они начинают в прямом или обратном порядке поднимать левую руку и т. д. Затем аналогично руки опускаются вниз.

·  «Передай мяч». Игра проводится в форме соревнования между командами. Дети стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему — снизу между ногами и т. д. Другой вариант — передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант — комбинированный. Если группа небольшая (до 10 человек), то, когда мяч оказывается у последнего ребенка, он перебегает вперед, становясь первым, и начинает игру сначала.

III. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов

Уровень III — уровень предметных и символических действий. Он обеспечивает программирование, регуляцию и контроль за протеканием психической деятельности, управляя работой нижележащих уровней.

Центральным здесь является надмодальный синтез, базирующийся на взаимодействии всей совокупности афферентаций от I и II уровней, а ведущим мотивом — смысловая сторона действия. Движения данного уровня включены в состав предметных и символических действий.

Дисфункциями данного уровня являются:

—  несформированность произвольной саморегуляции; трудности произвольной регуляции на этапе создания программы и/или на этапе ее реализации; упрощение программы; персеверации; снижение самоконтроля;

—  трудности перекодировки вербальной и пространственной информации;

—  полевое поведение; тенденция к инактивности, аспонтанности;

—  отсутствие навыков совместных действий, эмоционально-личностная неадекватность.

Решение задач III уровня не является отдельной проблемой в психомоторной коррекции. В большей или меньшей степени необходимость произвольной саморегуляции обнаруживается при решении любой задачи, т. к. программирование, регуляция и контроль являются непременными условиями успешного выполнения любой деятельности.

Именно на III уровне речь идет о качественно новом этапе в развитии предметной (ручной) ловкости, т. к. оценивается конечный результат смысловой цели движений, результат всего действия в целом.

В произвольном действии можно было выделить три основные черты:

1.  Побудительной силой его является принятое человеком решение.

2.  Оно направлено на достижение какой-либо цели.

3.  Предвосхищает будущее, т. к. цель должна быть достигнута в будущем.

У детей к произвольным относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определенным образом осмыслены, «перекодированы» ребенком, на основании чего он дает себе команду произвести то или иное действие. Дети младшего школьного возраста нуждаются в словесной инструкции в отношении каждого движения, программа действий здесь вырабатывается постепенно. Дети старшего дошкольного возраста (около 7 лет) уже могут произвести ряд действий по предварительной словесной инструкции, т. е. способны сформировать программу действий экстренно.

В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требует программы; выполнение действия здесь носит механический характер, и степень произвольности снижается. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.

3.1.  Правила игры и роли

Важным условием при развитии произвольности является принятие и выполнение ребенком правил игры и взаимодействия с другими детьми. С самого начала занятий ребенок должен понять и усвоить нормы и правила поведения в группе, основные принципы взаимодействия с ее членами. На первых порах особенно важна четкая, повторяющаяся структура занятия, неизменное положение предметов и вещей в классе, т. к. это является дополнительным организующим моментом для детей. В урок рекомендуется также включать различные ритуалы, например, приветствие и прощание с членами группы, разминка и настрой на работу, формы релаксации и т. д.

Сказанное с необходимостью включает достаточно «жесткую» позицию педагога в начале коррекционной работы, что способствует закреплению «алгоритма» занятия, который постепенно автоматизируется. Затем (через 5-7 занятий) педагог сознательно «ломает» этот ритуал с тем, чтобы активизировать у детей внутренний контроль, потребность в вопросах и т. п.

Для группового процесса особенно важна его начальная фаза — знакомство, т. к. уже здесь выявляются ролевые взаимоотношения, а также создаются условия для доверительных и безопасных отношений.

·  Дети стоят в кругу. Предлагается представиться, назвав свое имя. После этого ребенка просят назвать себя второй раз, выполняя при этом какое-либо движение всем телом, изменяя интонацию, стараясь выразить себя жестом, мимикой и т. д.

Условиями, формирующими произвольность, могут быть разнообразные задания, где ребенку предлагается придумать, спланировать какое-либо задание для других детей из группы (или для педагога). При этом сначала ребенок должен объяснить или показать последовательность другим детям так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как можно их исправить.

Этот прием может быть обыгран в форме урока — ребенок-ведущий в роли учителя, а остальные — ученики. Можно предложить этому ребенку какую-либо оригинальную позу, которую повторяют все дети, а он указывает на ошибки и их сразу же исправляет.

·  Игра в волшебника (со сменой роли ведущего) направлена на осознание различных типов движений в задаваемом пространстве: ведущий задает темп движения (медленный, средний, быстрый) и пространство (на месте; ограниченное чем-то, например, кругом; свободное). Дети двигаются всевозможными способами — уже знакомыми или только что ими придуманными (строго заданными или спонтанными). Во время выполнения упражнения «волшебник» контролирует соблюдение правил игры другими детьми.

Регуляторные функции и способности к совместному решению реализуются в процессе групповой работы, когда детям необходимо создать общий план и стратегию решения какой-либо задачи, в которой есть возможность творческого подхода к решению.

·  «Стройка». Дети в результате обсуждения (с участием педагога) приходят к решению построить паровоз из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. Они обсуждают его форму, количество вагонов, маршрут и т. д. В процессе самого построения возникает необходимость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разногласия. Затем вместе с педагогом проходит обсуждение процесса взаимодействия детей и анализ полученного результата — подводится общий итог.

·  «Автомобиль». Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но дети выступают в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажник», «капот» и т. п.), из которых ребенок-ведущий «собирает» автомобиль.

·  «Живая картина». Один из детей выходит; остальные «репетируют», а затем создают сюжетную сценку и замирают. Ведущий должен отгадать название картины.

·  «Восковая скульптура». Участники, сидящие в круге с закрытыми глазами, лепят по цепочке друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается к ранее приданной ему позе и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем дети открывают глаза и сравнивают полученные скульптуры. Происходит обсуждение.

·  «Скамья запасных»

. Этот прием может дополнительно применяться в соревнованиях между группами людей. Выбывший из игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, то на всю команду налагается штрафное очко или зачисляется поражение.

·  «Скалолазы». Участники должны пройти вдоль свободной стены, фиксируясь на ней постоянно минимум тремя «точками опоры» и единовременно передвигая только одну конечность. Тот, кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

·  «Сила честности». Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола столько раз, сколько может, но честно, т. е. не сгибая корпус, полностью касаясь грудью пола и поднимаясь на вытянутые руки. Как только «чистый» отжим не получается, происходит смена партнеров по команде, закончивший отжимания встает в конец строя. Побеждает команда, первая закончившая, например, 100 отжиманий. По тем же условиям проводятся соревнования в качании пресса.

3.2.  Отработка коммуникативных навыков

Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

«Когда человек входит в комнату, он делает это ради какой-то цели… Или чтобы отыскать кого-нибудь, или чтобы передать ему мысль, или получить на свой вопрос ответ, или объяснить чувство…» — писал К. С. Станиславский. На первом занятии участникам объясняется, что все они приходят для чего-то, и предлагается изобразить это невербально.

·  «Что ты хочешь нам сегодня показать, спросить, попросить, рассказать?». Все остальные участники угадывают смысл происходящего. Впредь это становится ритуалом в начале каждого занятия.

·  Предлагается вспомнить и воспроизвести (телом, мимикой, жестами) человека или предмет, которого сейчас нет в зале, какой-то эпизод прошлого занятия, стараясь при этом оживить в памяти как можно больше деталей.

В разминку в начале занятия хорошо включать различные парные упражнения.

·  «Приглядывание». Ведущий предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку из группы, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать однозначно указывающие на человека детали, типа очков, цветных пятен одежды, иногда цвета и длины волос и т. п.

·  «Прислушивание». Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает участникам расслабиться и по его хлопку и указательному жесту прислушаться к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе). На каждое прослушивание дается по 2-3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне.

·  Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются локтями на уровне локтевых сгибов. Из этого положения один из партнеров, приседая и сгибаясь вперед, приподнимает другого, удерживая его в коне
1   2   3   4   5