Главная страница


«природа и цивилизация»



Скачать 81.33 Kb.
Название«природа и цивилизация»
Дата18.04.2016
Размер81.33 Kb.
ТипПрограмма

«ПРИРОДА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Пояснительная записка

Актуальность изучения данного элективного курса связана со все более обо­стряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. При его изучении учащиеся углубляют свои знания об основных причинах нарушения устойчивости природных систем, изменения качественного состояния природных компонентов в природных комплексах, снижения способности природы воспроизводить ресурсы, необ­ходимые для жизни человека, для дальнейшего развития общества.

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базо­вых программах. Изучение данного курса будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Целями изучения курса являются интеграция знаний учащихся по эколо­гии, полученных при изучении различных предметов, воспитание у учащихся экологически оправданного поведения в жизненных и производственных ситуациях, формирование научно-познавательного, эмоционально-нравствен­ного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к свое­му здоровью.

Содержание курса раскрывается через уже знакомую учащимся систему понятий, которые в ходе изучения данного курса развиваются и конкретизиру­ются, а также вводятся новые понятия. Наряду с теоретической частью про­грамма предусматривает практические и самостоятельные работы школьников.

Учащиеся должны знать:

• основную понятийно-терминологическую базу;

• научно-методические основы охраны окружающей среды; разнообразие видов сообществ своей местности;

• редкие виды растений и животных своего края; современное состояние природных комплексов Пензенской области;

• характеристики абиотических, биотических и антропогенных факторов окружающей среды в регионе;

• современное состояние, использование и способы охраны растительности и животных края;

• виды природных ресурсов и основные закономерности их размещения в области;

• памятники природы и заповедники родного края;

• сезонные изменения в жизни растений и животных края.

Учащиеся должны уметь:

• применять знания экологических правил при анализе экологических ситуаций локального и регионального уровня;

• оценивать природные ресурсы природных комплексов области;

• определять уровень загрязнения воды и воздуха;

проводить фенологические наблюдения;

• принимать участие в озеленении ближайшего природного окружения и противоэрозионных мероприятиях.

Содержание курса предусматривает работу с разными источниками инфор­мации.

Курс рассчитан на 34 часа.


Учебно-тематический план

№ п/п



Темы курса



Всего часов

Дата проведения






1

Основные этапы взаимодействия человека и природы


  1. Человек, его появление и развитие.

  2. Древнейшие люди, их связь с при­родой.

  3. Древние цивилизации.

  4. Роль географической среды в становлении циви­лизаций.

  5. Особенности индустриальной эпохи (активное освоение ресурсов, раз­витие промышленности и т.д.).

  6. Период НТР - начало постиндустриальной эпохи.

  7. Современное состоя­ние природных систем, их оценка.

Практикумы:

  1. Ознакомление учащихся с различными методами состав­ления летописи Земли и человеческого общества.

  2. Составление истории природопользования своей местности.



9
1

1

1

1

1
1

1
1
1



2

Состояние природных систем: страна, регион


  1. Парадоксы российского пространства.

  2. Знаки беды: территории острых экологических ситуаций.

  3. Экология и экономика: враги или друзья?

  4. Проблемы охраны окружающей среды Московской области.

  5. Городская среда - среда жизни человека.

  6. Факторы формирования городской среды г.Каширы, ее функциональная структура.

  7. Система служб области, стоящих на защите природы.

Практикумы:

  1. Анализ карт атласа России и Московской области, статис­тических данных, диаграмм.

  2. Составление проекта деления города на зоны по преобладающей функции.




9
1

1

1

1
1

1
1

1
1




3

Использование современных способов научных исследований в природопользовании


  1. Прогнозирование и моделирование.

  2. Оценка качества окружающей среды.

  3. Мониторинг.

  4. Виды мониторинга.

Практикумы:

  1. Экологическая экспертиза хозяйственного проекта.

  2. Мо­делирование экологической проблемы (ситуации). Обоснование существа про­блемы, анализ и прогнозирование функционирования и развития природной системы.

  3. Выбор практических рекомендаций по устранению возникающих эко­логических конфликтов.




7

1

1

1

1
1

1


1



4

Будущее человечества под угрозой


  1. Диалектическое единство природы и человека.

  2. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

  3. Понятие об экологической культуре, этике, мышлении.

  4. Внутренняя гар­мония человека - необходимое условие достижения гармонии мира.

  5. На пути к устойчивому развитию.

Роль международных организаций в решении глобальных проблем.

  1. Формирование планетарного мышления.

Практикумы:

  1. Классификация глобальных проблем человечества.

  2. Кон­ференция. От экологических проблем к глобальным проблемам человечества.

  3. Теоретическое обоснование стратегии личного поведения в природной среде в соответствии с экологической целесообразностью.


9
1

1

1

1
1

1
1

1
1






Итого:

34





Содержание программы (34 часа)

Тема 1. Основные этапы взаимодействия человека и природы (9часов)

1. Человек, его появление и развитие. Древнейшие люди, их связь с при­родой.

2. Древние цивилизации. Роль географической среды в становлении циви­лизаций.

3. Особенности индустриальной эпохи (активное освоение ресурсов, раз­витие промышленности и т.д.).

4. Период НТР - начало постиндустриальной эпохи. Современное состоя­ние природных систем, их оценка.

Практикумы: 1. Ознакомление учащихся с различными методами состав­ления летописи Земли и человеческого общества.

2. Составление истории природопользования своей местности.

Тема 2. Состояние природных систем: страна, регион (9 часов)

1. Парадоксы российского пространства.

2. Знаки беды: территории острых экологических ситуаций.

3. Экология и экономика: враги или друзья?

4. Проблемы охраны окружающей среды Московской области.

5. Городская среда - среда жизни человека.

6. Факторы формирования городской среды г.Каширы, ее функциональная структура.

7. Система служб области, стоящих на защите природы.

Практикумы:

1. Анализ карт атласа России и Московской области, статис­тических данных, диаграмм.

2. Составление проекта деления города на зоны по преобладающей функции:

а) промышленная зона,

б) селитебная зона,

в) рек­реационная зона,

г) транспортная зона,

д) коммунально-складская зона.

3. Об­суждение проекта. Предложения по улучшению качества городской среды.

Тема 3. Использование современных способов научных исследований в природопользовании (7 часов)

1. Прогнозирование и моделирование.

2. Оценка качества окружающей среды.

3. Мониторинг. Виды мониторинга.

Практикумы: 1. Экологическая экспертиза хозяйственного проекта.

2. Мо­делирование экологической проблемы (ситуации). Обоснование существа про­блемы, анализ и прогнозирование функционирования и развития природной системы. Выбор практических рекомендаций по устранению возникающих эко­логических конфликтов.

Тема 4. Будущее человечества под угрозой (10 чаова)

1. Диалектическое единство природы и человека. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

2. Понятие об экологической культуре, этике, мышлении. Внутренняя гар­мония человека - необходимое условие достижения гармонии мира.

3. На пути к устойчивому развитию. Роль международных организаций в решении глобальных проблем. Формирование планетарного мышления.

Практикумы: 1. Классификация глобальных проблем человечества.

2. Кон­ференция. От экологических проблем к глобальным проблемам человечества.

3. Теоретическое обоснование стратегии личного поведения в природной среде в соответствии с экологической целесообразностью.
Литература

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., СонинВ.И. Общая биология. 10-11 кл.М.: Дрофа, 2010.

2. Чернова Н.М., Гачушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. 9 кл. М.: Просвещение, 2010.

3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 9 кл. М.: Дрофа, 2010.

4. Сиротин В.И., Винокурова Н.Ф. Природопользование. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2012.

5. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Книга для учащихся. М.: Школа-Пресс, 2012.

6. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология: Краткий справочник. М.: Дрофа, 2012.

7. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М.: Дрофа, 2013.

8. Пономарева О.Н. Задания и упражнения по экологии. Пенза, 2012.

9. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ 10-11 кл. М.: Дрофа, 2009.