Главная страница


Программа элективного курса «сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация»



Скачать 63.63 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация»
программы
Дата08.04.2016
Размер63.63 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 48

Ворошиловского района г. Волгограда


Программа элективного курса
«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ: АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ, СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, АРГУМЕНТАЦИЯ»
Составитель программы:

учитель русского языка МОУ СОШ № 48

ГОРБУНОВА Елена Викторовна


Волгоград, 2011

Пояснительная записка
Часть С ЕГЭ по русскому языку включает одно задание – написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. Это задание проверяет:

- коммуникативную компетенцию выпускников (умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка);

- уровень общей культуры выпускников, наличие у них личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста.

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:

1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации;

2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;

3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Для решения первой задачи обучающимся необходимо уметь производить многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационную переработку.

Для решения второй и третьей задач требуется знать систему работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.

Исходя из данных требований, цель  данного курса заключается, с одной стороны, в развитии речемыслительного потенциала выпускника, с другой стороны, – в подготовке его к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

В результате изучения курса «Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация» выпускники научатся:

  • понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);

  • определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;

  • оценивать позицию автора, на этой основе  формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;

  • выстраивать композицию  письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;

  • выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

  • соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;

  • самостоятельно определять свою, личностную, позицию  и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов.

Тематическое планирование


п/п

Тема

Часы

Виды деятельности

Виды контроля

1-2.

Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

2

Лекция, беседа




3-4.

Критерии и нормативы оце-нивания сочинения. Факти-ческие, логические, речевые, грамматические ошибки в сочинении-рассуждении и способы их устранения.

2

Лекция, беседа, анализ текстов

Самостоятельная работа (в тексте сочинения найти ошибки и исправить их)

5.

Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Тема и основная мысль текста.

1

Составление таблицы «Стили речи»

Создание учебных презентаций по теме («Текст и его признаки», «Типы речи», «Тема и основная мысль текста»)

6-7.

Виды информации в тексте. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Формули-ровка проблем исходного текста.

2

Анализ текстов

Практическая ра-бота (выявление и формулировка проблем предло-женных текстов)

8.

Соотношение тематики и проблематики текста.

1

Анализ текстов




9-10.

Выявление и способы фор-мулировки авторской пози-ции по проблеме. Авторская позиция и собственное мнение

2

Составление опор-ной схемы «Как понять исходный текст»




11-13.

Аргументация – важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность».

3

Составление таблицы «Банк аргументов»

Практическая работа (подбор аргументов)



14.

Создание «банка аргументов».

1

Заполнение таблицы «Банк аргументов»




15-16.

Контрольная работа.

2

Сочинение-рассуждение

Сочинение в формате ЕГЭ

17.

Анализ контрольной работы.

1

Редактирование сочинений

Составление плана действий при редактировании своей работы

Итого: 17 часов


Содержание программы

  1. Введение. Структура ЕГЭ по русскому языку. 3 части экзамена, их особенности. Знакомство с демонстрационными материалами. Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

  2. Критерии и нормативы оценивания сочинения. Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Речевые ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Грамматические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

  3. Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Виды связи предложений в тексте. Грамматические основы предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Тема и основная мысль в тексте.

  4. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

  5. Виды информации в тексте. Информационная переработка текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

  6. Выявление авторской позиции по проблеме. Отражение и комментарий проблемы и позиции автора предложенного текста, выражение собственного мнения.

  7. Виды аргументов, их «ценность». Создание «банка аргументов».

  8. Языковые средства, характерные для анализируемого текста, их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста. Богатство и выразительность языка, орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.


Литература

для учителя


  1. Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979.

  2. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., Просвещение, 2002 г.

  3. Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965 г.

  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: АСТ – ЛТД, 1998 г.

  5. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004 г.


для обучающихся

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск, «Взгляд», 2004 г.



  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-9 классы. М., Дрофа, 2005 г.

  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006 г.

  3. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.: Слово, 1997 г.

  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1990 г.

  5. Никитина Е.И. Русская речь. М.: Просвещение, 1991 г.

  6. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. – М.: Школа-Пресс, 1995 г.

  7. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995 г.

  8. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007 г.

  9. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007 г.

  10. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982 г.