Главная страница


Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) и реализуется за счет инвариантной части учебного плана



Скачать 106.4 Kb.
НазваниеПрограмма рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) и реализуется за счет инвариантной части учебного плана
Л. Н. Боголюбова
Дата11.04.2016
Размер106.4 Kb.
ТипПрограмма

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по обществознанию для учащихся 11 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы «Обществознание» (профильный уровень) Л. Н. Боголюбова (2011 г.), реализующей Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования.

Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) и реализуется за счет инвариантной части учебного плана. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право.

Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне ставит перед собой цель - развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления, совершенствования нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации.

Задачи обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоению на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

При реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:

  • Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, профильный уровень. Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2013;

  • Обществознание. Практикум. 11 класс: профильный уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013;


Тематическое планирование


Тема курса

Количество часов

Социальное развитие современного общества

31

Политическая жизнь современного общества

42

Духовная культура

16

Современный этап мирового развития

16


Требования к уровню подготовки обучающихся.
   Курс призван помочь осуществлению учащимися осознанного выбора путей продолжения образования для будущей профессиональной деятельности.  Предусматривается формирование общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций. Выпускник должен уметь:


  • Определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирая критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации;

  • Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; 

  •  Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  •  Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;

  •  Переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковую систему адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  •  Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  •  Участвовать в проектной деятельности, организации и проведении учебно-исследовательской работы;

  • Пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  •  Владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).


Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Содержание программы учебного курса
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Т е м а  1. Социальное развитие современного общества (31 ч)

Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность

 Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения

 Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.

 Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Т е м а  2. Политическая жизнь современного общества (42 ч)

      Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.

      Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.

      Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

      Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

      Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

      Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

      Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.

      Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.

      Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

      Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

      Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

      Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.

      Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

      Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Т е м а  3. Духовная культура (16 ч)

      Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

      Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

      Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.

      Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

      Наука. Функции современной науки. Этика науки.

      Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

      Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

      Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Т е м а  4. Современный этап мирового развития (16 ч)

      Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

      Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

      Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.

      Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации
50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:


  •  анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

  •  участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • выполнение учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

  • подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования


Контроль реализации программы

На протяжении всего учебного года предусмотрен систематический контроль знаний учащихся. Это позволяет:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков по предмету;

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы


Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Промежуточный контроль знаний обучающихся Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании изучения тематического модуля.    Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.


Контрольная

работа

Тема

Дата

проведения

№1

Входной контроль




№2

Социальное развитие современного общества




№3

Политическая жизнь современного общества




№4

Духовная культура




№5

Современный этап мирового развития





     Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний.

         

Список литературы:
Учебно-методический комплект:

  • Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы» (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), - М.: Просвещение, 2007;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) – Единое окно доступа к образовательным ресурсам – https://window.edu.ru

  • Учебник «Обществознание» 11 класс. Профильный уровень /Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2011;

  • Обществознание: 11 класс: Профильный уровень. Практикум/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2011;


Литература для учителя

  • Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007.

  • Общая методика преподавателя обществознания в школе/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под редакцией Л.Н.Боголюбова. –М.: Дрофа, 2008 – 606с. (Российская академия образования – учителю).

  • Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства /сост. Т.А.Корнева- Волгоград: учитель, 2007.


Литература для учащихся

  • Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеоб-разовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лабезниковой. - М.: Просвещение, 2005.

  • Экономика: Учебник. / Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. - Юрист, 2002.

  • Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1996-2006