Главная страница


Протокол № от 20 г. 20 г. 20 г



Скачать 295.26 Kb.
НазваниеПротокол № от 20 г. 20 г. 20 г
Дата08.04.2016
Размер295.26 Kb.
ТипПротокол


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»

140204, Московская область, г. Воскресенск, ул. Маркина, дом 3

тел./факс 8 (496) 44-5-90-48, тел. 8 (496) 44- 5-96-90 E-mail: [email protected]

СО СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО







Протокол №__от«___»______20__г.

«____» ____________20____г.

«____» ____________20____г.

Руководитель ШМО

Зам.директора по УВР

Директор МОУ «СОШ №20»

________/С.В. Денисова. /

___________/Ю.В.Терина/

___________/М.А.Сайгушев/


Рабочая учебная программа курса

«ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ИСТОРИИ РОССИИ»

для 11 класса



Составитель:

Баулина Т. В., учитель истории

и обществознания

первой квалификационной категории
г. Воскресенск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебно-методические материалы курса «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» составлены с учётом «Обязательного минимума содержания исторического образования в X-XI классах», «Требований к уровню подготовки выпускников средней школы» (Из сборника «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории». М.: Дрофа, 2006).
Курс предназначен для учащихся выпускного класса, которые готовятся к поступлению на гуманитарно-юридические факультеты высших учебных заведений.


К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение гарантий реализации конституционных прав молодых людей на получение полноценной суммы знаний. История - один из компонентов общей культуры человека и необходимое слагаемое подготовки специалиста СПО и специалиста с высшим образованием. Он призван укрепить чувство патриотической гордости у его носителей, развить возможности каждой личности, сообщить необходимые для выбранной профессии знания. С целью достижения объективного контроля и организации равного доступа к получению высшего и среднего образования вводится ЕГЭ. Проводимый в соответствии с законодательством РФ с  2009 г.г.  ЕГЭ как обязательная форма государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и учреждений СПО выдвигает задачи повторения, систематизации знаний и формирования практических умений в области истории, а именно:




  • Знание дат и периодизации отечественной истории.

  • Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса.

  • Знание исторических понятий, терминов.

  • Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов.

  • Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов.

  • Группировка исторической информации .

  • Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса.

  • Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов.

  • Анализ исторической ситуации; умение устанавливать комплекс причинно-следственных связей.

  • Анализ исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории.

  • Умение извлекать информацию из источника.

  • Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника.




  • Выявление сущности описанной в источнике проблемы в историческом контексте

  • Анализ позиции автора и участников описываемых в источнике событий.




С целью приближения содержания КИМ к требованиям государственных стандартов как базового, так и профильного уровней в 2010 году произошло увеличение числа заданий повышенного уровня сложности за счет некоторого сокращения части 1 (А), что, по мнению разработчиков ,расширяет возможности оценивания качества подготовки выпускников в период активного перехода многих образовательных учреждений на профильное обучение.

  • Увеличено с 11 до 15 число заданий повышенного уровня сложности путем распространения существующих типов заданий части 2 (В) на все периоды Отечественной истории. В КИМ ЕГЭ 2010 г. по каждому разделу курса представлены задания на группировку, на систематизацию фактов, понятий, на поиск информации в источнике. Задания на установление хронологической последовательности событий представлены в каждом варианте по периодам VIII – XVIII и XIХ вв., а также периоду ХХ в. (В 15).
  • Часть 3 (С) включает 7 заданий высокого уровня сложности с открытым развернутым ответом. Эти задания позволяли выявить и оценить высокий уровень подготовки экзаменуемых. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности. Задания С1-С3 представляют собой комплекс из 3-х заданий на анализ исторического документа. Задание С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию исторического материала; С5 - анализ исторических версий и оценок; С6 – анализ исторической ситуации; С7 – сравнение.

  • Таким образом, задания с развернутым ответом являются обязательной составной частью контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории.


Для решения перечисленных задач необходимо дополнительное время и углубленное изучение тем. Предложенный курс позволяет ученикам «отработать» усвоенный материал по основным разделам школьного курса истории в процессе выполнения познавательных заданий и задач. Поэтому особо предусмотрены программой курсов вопросы для самостоятельной проработки (практикумы).  

В процессе работы используются рекомендованные МО РФ сборники тестов, материалы ЕГЭ. В процессе выполнения познавательных заданий происходит дальнейшее пополнение знаний, их систематизация, а также развитие умений и мышления школьников, что необходимо для успешной сдачи вступительных экзаменов и дальнейшего обучения в вузе. Большой объём фактического материала по курсу «История России» не позволяет развернуть эту работу в урочное время на востребованном уровне.
Учебный материал отражает основные педагогические принципы обучения. Список литературы содержит перечень учебных, научных, научно-популярных изданий. 

    Цель курса - углубление специальной подготовки учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.

При этом решаются задачи:

  • формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;

  • создание у учащихся мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения на практике полученных знаний по предмету;

  • развитие у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной степени сложности.

    Курс «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» рассчитан на 50 часов. В течение учебного занятия учащиеся работают в группе или парами, организуется повторение исторического материала по заявленной теме (основные даты, события, понятия, персоналии, причинно-следственные связи), совместная работа над проблемными задачами и тестовыми заданиями разноуровневого характера. Это позволяет учащимся продвигаться от простого к сложному, систематизируя знания, развивая умения анализа, сопоставления, оценки информации. Учащиеся при этом получают возможность провести своего рода исследование, осуществить самостоятельный поиск решений, обмениваться мнениями, приходя к верному решению.
    Занятия носят обучающий и развивающий характер. Требования к знаниям  и умениям учащихся.


По завершении курса учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины, используемые в исторической науке;

  • основные этапы и особенности исторического процесса в России;

  • содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни

  • России в различные периоды её истории;

  • основные хронологические рубежи, календарные даты истории России.


После изучения курса учащийся должен уметь:

  • применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода;

  • сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;

  • осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творчески-поисковых задач;

  • теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;

  • совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;

  • классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии, работать с картографическими источниками, генеалогическими таблицами и др.

  • решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.



Структура учебно-методического комплекса

Курс «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» ориентируется на типовые задания вариантов реальных заданий ЕГЭ по истории России 2009- 2010 и требования к подготовке выпускников средней школы по истории России. На этой основе составлен тематический план, предусматривающий отработку наиболее сложных типов заданий по курсу истории России с древнейших времён до начала XX века. В учебно-методические материалы включен перечень пособий для учителя и учащихся, а также варианты проблемных задач и тестовых заданий, которые можно использовать для тематического и итогового контроля, систематизации и углубления знаний.


Всего: 50 часов.

Вводное занятие.

1




Раздел I. «Откуда есть пошла Русская земля». 



8 часов

теория

практикум

Древнерусские предки народов России.

1

6

Легендарный период.







Развитие государственности







Крещение Руси







Княжеские усобицы







Культура Киевской Руси







Контрольные задания к разделу «Откуда есть пошла Русская земля»

1

Раздел 2. Период раздробленности.   

6 часов



Феодальная раздробленность

1

4

Древнерусские княжества и земли







Ордынское иго







Культура второй половины XIII половины XIV веков







Контрольные    задания    к    разделу    «Период раздробленности»



1

Раздел III. Борьба за объединение Руси. 

6 часов



Борьба за объединение Руси. Литовская Русь

1

4

Московская Русь







Московские князья в борьбе за объединение.







Культура Московской Руси







Контрольные   задания   к   разделу   «Борьба   за объединение Руси»

1

Раздел IV. Московское государство в ХVI- Х VII веках.

6 часов

Сословно-представительная монархия. Великое разорение

1

4

Смутное время







Первые Романовы







Культура эпохи великих потрясений







Контрольные задания к разделу «Московское государство в ХVI- Х VII веках»

1

Раздел V. Великая, Малая и Белая Россия.  

7 часов

Самодержавие с Земскими соборами. Абсолютная монархия

1

5

Преобразования последней четверти XVII







Новое в русской культуре XVII в.







Контрольные задания к разделу «Великая, Малая и Белая Россия» 

1

Раздел VI. Российская империя XVIII в. 

7 часов

Реформы Петра 1

1

5

Эпоха дворцовых переворотов







Екатерининская Россия.







Черты русской культуры XVIII в.







Контрольные  задания  к разделу  «Российская империя»

1

Раздел VII. Российская империя в XIX веке. 

7 часов

Россия в I половине XIX века

1

5

Войны XIX века







Эпоха Великих реформ.







Россия во II половине XIX века







Контрольные  задания  к разделу  «Российская империя»

1

Раздел VII. Россия в ХХ веке. 




1

Итоговая проверочная работа по всем темам.

1

Теория – лекция, повторяющая и обобщающая знания по темам периода.

Практикум -

  1. анализ документов по темам периодов (задания С1-С3);

  2. выполнение заданий С5-С7 по темам периодов.



Литература

  1. Кацва Л.А.  История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

  2. В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.

  3. Владимирова О.В.история: Эксспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до на конца ХХ века». М.:АСТ: Астрель, 2009.

  4. Самое полное издание типовых выриантов реальных заданий ЕГЭ: 2009,2010./История/ авт. Сост. Я,В, Соловьев, Е.А. Гевуркова Л.И. Ларина, В.И. Егорова . –М.:АСТ:Астрель,2009.

  5.  В.М.  Кадневский.  История  России  с древнейших  времён до конца XVIII в.: 10 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2007.

  6.  А.Э. Безносов, Ю.В. Кушнерёва. История. Россия и мир: Тесты.9-11 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2009.

  7.  Л.Н. Степанова, Г.Н. Тамбовцев. Сборник тестов по истории России.- М.: Издат. Отдел УЕЦ ДО МГУ,2009.

  8.  В.М. Кадневский. Тесты по истории России для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 2000.

  9.  А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы    курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.

  10.  История: Тесты для 11 кл. Варианты  и  ответы  централизованного тестирования. - М.: Центр тестирования ФИПИ, 2009-2010гг.

  11.  А.Б. Драхлер. Отечественная история с древнейших времён до наших дней.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2008.

  12. 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное   пособие/Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М., АСТ, 2009.

  13. Всероссийские олимпиады школьников по истории и естествознанию: Материалы и комментарии/Сост. С.И. Козленко.-М: Школьная пресса. 2003.



Приложение к рабочей учебной программе.

Календарно-тематическое планирование


Сроки проведения

Порядковый



занятия

Тема занятия

Тип занятия

Виды работ на занятии.






1

Вводное занятие

Лекция.

Знакомство со структурой КИМ 2010-2011.






1

«Откуда есть пошла Русская земля». 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.






2

Систематизация фактов по Древней истории.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).






2

Исторические источники о периоде становления государственности на Руси.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).






3

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода становления Древнерусского государства.

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4).






3

Различные версии и оценки исторических событий и фактов периода становления Древнерусского государства.

Практикум

Отработка навыка по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).






4

Анализ исторических фактов и ситуаций периода становления Древнерусского государства.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6).






4

Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода.

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).






5

Контрольные задания к разделу «Откуда есть пошла Русская земля»

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.






6.

Период раздробленности на Руси. 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.






6.

Систематизация фактов по периоду феодальной раздробленности.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).






7.

Исторические источники о периоде.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).






7.

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода феодальной раздробленности и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).






8

Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода феодальной раздробленности.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).






9

Контрольные задания к разделу «Период раздробленности на Руси».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.






10

Борьба за объединение Руси. 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.






10

Систематизация фактов по периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).






11

Исторические источники о периоде объединения русских княжеств вокруг Москвы.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).






11

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).






12

Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода объединения русских княжеств вокруг Москвы.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).






13

Контрольные задания к разделу «Борьба за объединение Руси».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.






14

Московское государство в ХVI- Х VII веках.

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.






14

Систематизация фактов по периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).






15

Исторические источники о периоде становления Московского государства в ХVI- Х VII веках.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).






15

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).






16

Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода/

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).






16

Контрольные задания к разделу «Московское государство в ХVI- Х VII веках.».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.






17

Великая, Малая и Белая Россия.  

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.






17

Систематизация фактов по периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).






18

Исторические источники о периоде формирования Российского самодержавного государства

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).






18

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).






19

Анализ исторических фактов и ситуаций периода.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6).






19

Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов формирования периода Российского самодержавного государства

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).






20

Контрольные задания к разделу «Великая, Малая и Белая Россия ».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.






21

Российская империя XVIII в.  

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.






21

Систематизация фактов по периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).






22

Исторические источники о периоде

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).






22

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).






23

Анализ исторических фактов и ситуаций периода.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6).






23

Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода становления Российской империи .

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).






24

Контрольные задания к разделу «Российская империя XVIII в.».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.






25

Российская империя в XIX веке. 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.






25

Систематизация фактов по периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).






26

Исторические источники о периоде

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).






26

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).






27

Анализ исторических фактов и ситуаций периода.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6).






27

Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода становления Российской империи.

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).






28

Контрольные задания к разделу «Российская империя XIX в.».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.






29

Наиболее проблемные задания по темам истории России ХХ века.

Практикум

Анализ документов по периоду (С1-С3) и составление сравнительной характеристики событий и явлений (С7).






30.

Итоговая проверочная работа по всем темам.

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий по всем темам.