Главная страница


Протокол № ст. Паницкая» от 2013г М. В. Бурова Принято на заседании Приказ №



Скачать 360.57 Kb.
НазваниеПротокол № ст. Паницкая» от 2013г М. В. Бурова Принято на заседании Приказ №
Дата17.04.2016
Размер360.57 Kb.
ТипПротокол


Министерство образования и науки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 ст.Паницкая

Красноармейского района Саратовской области»

Рассмотрено «Утверждаю»

на заседании ШМО Директор МКОУ СОШ № 7

Протокол № ____ ст.Паницкая»

от «___» _________2013г __________М.В.Бурова

Принято на заседании Приказ № ______________

Научно -методического совета

от «_____»_________2013 г. «_____» ____________2013 г.

Рабочая программа

по биологии

для обучающихся 9 класса

основного общего образования

(базовый уровень)
Разработана:

Кружаловой Ольгой Владимировной

учителем химии и биологии

I квалификационной категории

2013-2014 уч.год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа составлена

  • на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой

(сборник программ по биологии для общеобразовательных школ – М., изд. "Дрофа" рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)

  • в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Основы общей биологии»


Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни


Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

    1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные

маршруты учеников.


    1. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний




    1. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития:

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторно памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе,

  • закрепить умение достигать поставленной цели.



Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-

успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,

продолжить нравственное воспитание учащихся и

развитие коммуникативной компетентности (умения жить в

обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Изучение курса «Основы общей биологии» проводит­ся в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловле­но тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершен­ности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее про­цессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены осно­вы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерно­стей исторического развития и разнообразия жизни на Зем­ле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы эко­логии» , экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позво­ляют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением про­стейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. В программе лабораторные работы и экс­курсии, отмеченные светлым курсивом, учитель выбирает по своему усмотрению и проводит исходя из возможностей шко­лы и особенностей местных условий.

Для изучения в этом курсе использую уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или дело­вой) игры и др.

Учебно-тематический план.


№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе на:

лаборат.

работы

контрольные работы

1

Введение в основы общей биологии.

2







2

Основы учения о клетке.

10

1

1

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

5

1

1

4

Основы учения о наследственности и изменчивости.

11

2

1

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

6




1

6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

5







7

Учение об эволюции.

10

1

1

8

Происхождение человека (антропогенез).

6







9

Основы экологии.

13

2

1




Всего

68

7

6



Календарно - тематическое планирование

9 класс



п/п

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов




План.

факт




теоретические

Практические и лабораторные




Тема 1. Введение в основы общей биологии - 2 часа.












Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.

1

1

-












Многообразие форм живых организмов.



1

1

-




Тема 2. Основы учения о клетке – 10 часов












Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

1

1

-












Химический состав клетки.

1

1

-












Органические вещества клети.

1

1

-












Строение клетки.

1

1

-












Основные органоиды клетки растений и животных. Л.р. № 1. «Многообразие растительных клеток. Сравнение растительной и животной клеток».

1

-

1












Обмен веществ и энергии в клетке.

1

1

-












Биосинтез белков в живой клетке.

1

1

-












Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1

1

-












Обеспечение клетки энергией.

1

1

-












Контрольная работа № 1 «Основы учения о клетке».

1

-

-




Тема 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 5 часов







Обеспечение клетки энергией.









Размножение организмов.

1

1

-












Деление клетки. Митоз.

1

1

-












Образование половых клеток. Мейоз.

1

1

-












Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

1

1

-












Контрольная работа №2 «Индивидуальное развитие организма»

1

-

-





Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости – 11 часов












Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

1

1

-












Генетические опыты Г.Менделя.

1

1

-












Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

1

1

-












Сцепленное наследование генов.

1

1

-












Взаимодействие генов.

1

1

-












Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

1

-












Решение генетических задач

Л.р. № 2. Решение генетических задач

1

-

1













Наследственная изменчивость.

1

1

-












Другие типы изменчивости.

1

1

-












Генотипические и фенотипические проявления у растений

Л.р. № 3. Изучение изменчивости у организмов

1

-

1












Контрольная работа № 3 «Основы наследственности и изменчивости»

1

-

-




Тема 5 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 6 часов







Другие типы изменчивости.










Генетические основы селекции организмов.

1

1

-












Особенности селекции растений.

1

1

-












Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

1

-












Особенности селекции животных.

1

1

-












Основные направления селекции микроорганизмов

1

1

-












Контрольная работа № 4 «Основы селекции»

1

-

-




Тема 6 Происхождение жизни и развитие органического мира - 5 часов












Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

1

-












Современная теория возникновения жизни на Земле.

1

1

-












Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

1

-












Этапы развития жизни на Земле.

1

1

-












Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

1

1

-




Тема 7 Учение об эволюции-10 часов












Идея развития органического мира в биологии

1

1

-












Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

Движущие силы эволюции

1

1

-












Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.




1

-












Современные представления об эволюции органического мира.

1

1

-












Вид, его структура и особенности

1

1

-












Процесс образования видов – видообразование

1

1

-












Макроэволюция – результат микроэволюций.

1

1

-












Основные направления эволюции

1

1

-












Основные закономерности биологической эволюции.
Л.р. № 4. «Изучение изменчивости у организма».

1

-

1












Контрольная работа № 5 «Учение об эволюции»

1

-

-




Тема 8 Происхождение человека (антропогенез) – 6 часов












Место и особенности человека в системе органического мира.

1

1

-












Доказательства эволюционного происхождения человека

1

1

-












Этапы эволюции вида Человек разумный

1

1

-












Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

1

1

-












Человеческие расы, их родство и происхождение

1

1

-












Человек , как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

1

1

-




Тема 9 Основы экологии – 13 часов







Человеческие расы, их родство и происхождение









Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

1

1

-












Закономерности действия факторов среды на организмы.

1

1

-












Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.
Л.р. № 5. «Приспособленность организмов к среде обитания».

1

-

1











Биотические связи в природе.

1

1

-











Популяция как форма существования видов в природе.

1

1

-











Функционирование популяции и динамика её численности в природе.

1

1

-












Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

1

1

-











Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере.

1

1

-












Развитие и смена биогеоценозов.



1

1

-












Основные законы устойчивости живой природы.

1

1

-











Рациональное использование природы и её охрана.
Л.р. № 6. «Оценка качества окружающей среды»

1

-

1











Экологические проблемы.

1

1

-












Контрольная работа №6 «Основы экологии»

1

-

-








Основные законы устойчивости живой природы.

Содержание учебной программы
1. Введение в основы общей биологии (2ч)
Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и пре­вращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.
2. Основы учения о клетке (10 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитоло­гия — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и про­кариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органиче­ские вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокисло­ты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм са­моудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизне­деятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воз­действие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравне­ние растительной и животной клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Опло­дотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбрио­нальное развитие организмов. Влияние факторов среды на он­тогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные поня­тия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, измен­чивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетичес­кие эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецес­сивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Насле­дование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болез­ни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная из­менчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины измен­чивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биораз­нообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых ус­ловиях.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (6ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многооб­разия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической про­мышленности. Понятие о биотехнологии.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в исто­рии естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опа­рина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первич­ных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биоло­гического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на со­став атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспосо­бительные черты наземных растений. Эволюция наземных рас­тений. Освоение суши животными. Основные черты приспо­собленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельно­сти на природу Земли.

Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологически­ми коллекциями).

7. Учение об эволюции (10 ч)
Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в созда­нии новых форм. Изменчивость организмов в природных усло­виях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбо­ра. Относительный характер приспособленности. Многообра­зие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органичес­кого мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как фор­ма существования вида и единица эволюции. Элементарный ма­териал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видо­образование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенера­ция. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устой­чивом развитии природы.

Лабораторная работа. Изучение изменчивости у организмов.

Экскурсии. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за сущест­вование в природе.
8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения челове­ка от животных. Морфологические и физиологические отли­чительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь со­циальных и природных факторов в эволюции человека. Соци­альная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Чело­век как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные лю­ди, становление Человека разумного. Человек как житель био­сферы и его влияние на природу Земли.


9. Основы экологии (12ч)
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружа­ющей средой. Среда — источник веществ, энергии и информа­ции. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, поч­венная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотиче­ские и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточ­ные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Био­тические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные ха­рактеристики популяции: рождаемость, выживаемость, числен­ность; плотность, возрастная и половая структура; функциони­рование в природе.

Динамика численности популяций в природных сооб­ществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Био­геоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неус­тойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на приме­ре восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообра­зие наземных и водных экосистем. Естественные и искусствен­ные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием де­ятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вер­надского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энер­гии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчи­вом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использо­вания природы и выхода из глобальных экологических кризи­сов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устой­чивого развития природы и общества.

Лабораторные работы:

  • Приспособленность организмов к среде обитания

  • Оценка качества окружающей среды.

Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),


Учебно-методическое обеспечение:
· литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

"Основы общей биологии"

Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по

факультативному курсу для учащихся»

  1. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»



  1. Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму



· литература для учителя:

  1. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии»

  2. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»



  1. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»




  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах»



  1. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»



  1. Ауэрбах Ш. «Генетика» Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике»

  2. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике»

  3. Грант В. «Эволюция организмов»

  4. Алексеев В. П. «Становление человечества»

  5. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология»