Главная страница


Статья о критерии определения готовности ребёнка к школе и рекомендации по ее осуществлению для родителей



Скачать 104.25 Kb.
НазваниеСтатья о критерии определения готовности ребёнка к школе и рекомендации по ее осуществлению для родителей
Дата14.04.2016
Размер104.25 Kb.
ТипСтатья

Статья о критерии определения готовности ребёнка к школе и рекомендации по ее осуществлению для родителей.

Готовность ребёнка к школе подразумевает такое развитие ребёнка, которое позволит успешно усваивать школьную программу. Рассмотрим подробнее в чём же оно заключается.

На первое место следует поставить, конечно же, здоровье ребёнка. Родители обязаны принимать все возможные меры по охране и укреплению здоровья ребёнка: наблюдение участкового врача, своевременное обращение к специалистам в случае надобности, закаливание и физическое развитие ребёнка, обеспечение благоприятных условий проживания и психологического комфорта в семье, правильное рациональное питание, удобная и соответствующая погоде одежда.
Особое внимание хотелось бы обратить на состояние нервной системы детей. Ребёнок, ощущающий в своей семье заботу, внимание и спокойствие отличается уравновешенностью, сосредоточенностью на занятии и меньше устаёт.
Только после обеспечения необходимых условий здорового развития ребёнка можно переходить к подготовке его по всем направлениям к школьному обучению.
Развитие ребёнка происходит в общении и в совместной деятельности. По Конституции РФ обязанность воспитывать своих детей лежит на родителях. Чем больше внимания получает ребёнок, тем лучше он развит. Но имеет значение качество этого внимания, а не время, проведённое рядом с родителями.
Заинтересованность родителей умениями и знаниями ребёнка и их способность отмечать подвижки и успехи ребёнка очень важна. Кто как не отец и мать скажут малышу, что сегодня он смог то, что вчера не получалось? Кто будет вместе с ним радоваться успехам и преодолевать трудности?
Для успешности в школе важно уметь учиться, уметь усваивать знания. Дошкольники легче усваивают знания в игровой, занимательной форме, когда выполнение задания укладывается в какой-либо образный сюжет. Но, при этом, всё-таки это необходимо быть внимательным к словам педагога и выполнять именно то, что просят сделать. Умение действовать точно по инструкции и не отвлекаться – самое главное умение будущего ученика. Это никак не отменяет ни творчество, ни фантазию, ни свободу мысли. Но всему своё место и время.

Начальное математическое развитие.
Будущий первоклассник должен знать цифры от 0 до 9 (10 – это не цифра, это двузначное число, состоящее из цифр 1 и 0), изображать их, называть. Цифры мы показываем и учим писать в клетке. Точно соотносить (представлять, рисовать или показывать) количество предметов и число в пределах 10. Знать, что в последовательности чисел нельзя переставлять числа между собой или пропускать какое-либо число. Иметь представление, что числовой ряд не заканчивается на числе 10 ( в качестве ознакомления показываем числа до 20 и даже до 100)
Представление о вычислениях начинается с понятия: один предмет и много предметов; со сравнения, где предметов больше, где меньше. Ребёнок 6-7 лет должен знать, что числа получаются путём прибавления единицы к предыдущему числу. Для этого полезно изображать числовой луч, как на линейке. Каждое число нужно уметь представить в виде суммы нескольких единиц: 3=1+1+1, 5=1+1+1+1+1. Всё это выполняется на наглядности, отвлечённые знаки дети не понимают. Далее, самым важным является понимание ребёнком состава числа из двух меньших. Эта тема особенно тяжело даётся детям, но она необходима для умения выполнять вычисления. В повседневной жизни имеется множество ситуаций для тренировки умения вычислять: разложить посуду по количеству персон, принести недостающие до нужного числа предметы (две картофелины есть – принеси ещё несколько, чтобы стало 6), разложить по разному 7 пуговиц в 2 ряда, как буд-то это солдаты на параде и т.д. Порой дети не могут решить простейшие примеры без опоры на предметное представление. Затрудняются от 5 отнять 3. Но стоит только сказать, что это – булочки, машинки или куклы, задание моментально выполняется.
Особую сложность у детей вызывает отсчитывание заданного количества клеток в тетради. Дети часто пропускают целые страницы. Поэтому им необходимо показывать, где начинать писать.
Остальные области математического развития связаны с общим познавательным развитием – это знание календаря и времён года, частей суток, названий месяцев; это знание фигур, логические умозаключения.
Развитие графических навыков.
Оперирование с предметным миром и преобразование различных материалов позволяет детям развить точные и хорошо управляемые движения орудия письма. С переходом же на лист бумаги к этим функциям ещё добавляется взаимосвязь в системе глаз-рука. В нашем же объединении «Растём вместе» развивать графические навыки помогают практически все занятия: хореография развивает координацию, музыка ритм и равномерность, изо – точность линий и видение форм. Прогресс в любом виде деятельности неизбежно ведёт за собой и развитие всех остальных сторон интеллекта ребёнка. Полезно сочетать написание и чтение букв, слогов и простых слов, поэтому обучение чтению и навыкам письма мы проводим параллельно, закрепляя и повторяя знание начертания буквы, звучание звука или двух звуков (твёрдого и мягкого).
Процесс связывания звучащего слова, написанного слова и воспроизведения этого слова очень сложен для детей. Начать следует с того, чтобы дети знали буквы, и, зная первые несколько букв, уже учились произносить слияния – слоги. Поэтому очень трудно начать читать, если заучивать не звучание, а название буквы. Например, видим букву П и рядом букву А, мы сразу прочитаем ПА, а ребёнок называет букву Пэ и отдельно А. Слога не получается, не получается и чтения. А что уж говорить, если ребёнок не знает даже нескольких букв? Много ли прочитаешь, если узнаёшь только А и О?
Речь и моторика рук тесно взаимосвязаны. Первыми «словами» древних людей были мимика и жесты. Поэтому хорошо развивают ребёнка и постоянное речевое общение, и правильная грамотная речь взрослых, а так же различные виды деятельности для рук - лепка, конструирование, вырезание, развязывание и завязывание шнурков, застёгивание пуговиц.
Раскрашивание и заштриховывание контурных рисунков, умение линовать лист по линейке и от руки, рисование бордюров и прописывание образцов, соединение точек в заданной последовательности, повторение изображения формы – все эти и многие другие занятия способствуют повышению ручной умелости и как следствие развивают мышление и речь.
И в заключении хотелось бы напомнить: детям 5-6-7 лет. Это время детства, радости и открытий, общения и счастья. Пусть наши дети хорошо высыпаются, меньше простывают, всегда улыбаются, пусть у них всегда будет хороший аппетит, пусть они с удовольствием бегают на улице.
Обучение чтению.
Процесс чтения является сложной аналитико-синтетической работой мозга: ребёнку следует увидеть слово, узнать каждое сочетание букв и произнести его в правильном порядке, при этом ещё требуется понять значение слова и смысл читаемого текста.
Существует несколько методик обучения чтению, каждая из них имеет свои плюсы и минусы: чтение на основе фонетического анализа слов, чтение целыми словами, запоминание целых слогов.
Целесообразно использовать элементы разных методик, в то же время соблюдая основные этапы обучения чтению.
1-й этап. Знакомство с буквами.
Ребёнок узнаёт, как выглядит каждая буква алфавита и какой звук она обозначает. На данном этапе взрослые часто допускают ошибку, когда заучивают с ребёнком буквы так, как они называются просто при отдельном чтении алфавита: бэ, эс, те, эр и т.д. Это мешает впоследствии ребёнку читать слоги: вместо МА, он читает ЭМ-А; вместо РО читает ЭР-О. Поэтому предпочтительнее указывая на букву в алфавите называть звук – то, как эта буква читается: ССС и СЬЬЬ, в мягком и твёрдом варианте. ЗЗЗ и ЗЬЬЬ, РРР и РЬЬЬ. Запомним, что всегда твёрдые: Ж, Х, Ц, а всегда мягкие Щ и Ч. Объясняем, что Ъ и Ь знаки звука не обозначают.
2-й этап. Выделение 10 гласных звуков: А,О,У,Э,Ы,И,Е,Ё,Я,Ю. Заметим, что согласные в сочетании с И,Е,Ё,Ю,Я будут смягчаться.
3-й этап. Чтение одной согласной буквы в сочетании со всеми гласными. Например: согласный В, слоги: ВА,ВО,ВУ,ВЭ, ВЫ, ВИ, ВЕ, ВЁ, ВЯ, ВЮ. Можно рисовать схемы слогов – где мягкий звук обозначается зелёным цветом, а твёрдый синим цветом. Дети любят читать длинные «заборчики» из слогов нараспев.
Параллельно идёт знакомство с простыми словами, состоящими из открытых слогов. Например: Ма-ма мы-ла ра-му. Ле-ра ка-та-ла Сашу. На данном этапе можно читать упражнения из букварей. (Букварь Зайцева) Часто на данном этапе рассматривается фонетический состав отдельных слов и рисуется схема слова, где гласные обозначаются красным цветом (при анализе указываем ударный гласный или безударный), мягкие согласные зелёным цветом, а твёрдые согласные синим.
4-й этап. Чтение коротких слов с открытыми и закрытыми слогами.
Таким образом, до сознания ребёнка доводится, что речь состоит из предложений, которые состоят из слов, слова из слогов, а слоги из слияния отдельных звуков. Звучащая речь записывается слогами в слова. Из слов составляются предложения. То есть, мы анализируем слышимую и записанную речь и учим ребёнка считывать и записывать простые слова. В дальнейшем, читая книжки, сначала крупным шрифтом, а потом и обычные ребёнок получает опыт чтения отдельных слов. Незнакомые слова прочитывает медленно по-слогам и запоминает. Взрослый же человек быстро читает целыми словами, не отвлекаясь на их слоговой состав.

Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка. Поэтому задача родителей - часть времени вне сада посвятить такой игре с ребенком, которая позволит обеспечить развитие у него на должном уровне тех качеств и умений, которые в первую очередь необходимы для обучения в школе. Для этого следует использовать специально подобранные игры и упражнения.
Старший дошкольник уже в достаточной степени должен владеть всеми сторонами родного языка: звуковым составом, грамматическим строем, словарем.
Особенное значение в этом возрасте приобретает развитие фонематического слуха: способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К шести годам ребенок осваивает нормы правильного произношения. Если же в речи ребенка все же встречаются дефекты, то следует обеспечить его занятия с логопедом – в противном случае неправильное произношение приведет к сложностям в овладении грамотой. Перед ребенком встает достаточно сложная задача – освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «мак». Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

Активный словарь 6-летнего ребенка насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи – используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных в речи явно недостаточно. Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка – обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Это расширит возможности ребенка в построении сложных предложений.
В возрасте 6-ти – 7-ми лет ребенок обладает повышенной чуткостью к языковым явлениям, которая проявляется в способности понимать и употреблять новые слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными формами и их сочетаниями. Очень важно вовремя использовать и развивать эти возможности ребенка.

КРАТКИЕ СОВЕТЫ
- Формирование обобщений. Предлагайте ребенку назвать обобщающим словом ряд предметов. Например: морковь, огурец, помидор, капуста – овощи.
- Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активизации знаний. Например: Что происходит осенью?
- Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.
- Учите ребенка образовывать множественное число имен существительных, глаголов:
Стол – столы, гриб – грибы, кукла – куклы, идет – идут и т.п.
- Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имен существительных:
Нос – носик, рот – ротик, дом – домик, сад – садик, петух – петушок...
Расширяйте глагольный словарь:
Входит – выходит, наливает – выливает, закрыта – открыта;
Причесывает – причесывается, одевается – одевают;
Рисует – нарисовал, пилит – распилил...
- Вводите в речь детей прилагательные:
Большой – маленький, горький – сладкий, красная – красные...
- Обратите внимание на предлоги. Сначала уточняются пространственные значения предлогов, затем другие. Можно поиграть в «Лото». Игра сопровождается вопросами взрослого. Например: У кого ваза стоит на столе? или У кого кошка сидит на диване?... Вначале дети дают краткий ответ: У меня, затем – полные ответы.
Попросите ребенка выполнить действия с каким-нибудь предметом. Например: положи мяч на стул, под стул, за кресло...
Потом пусть ребенок дает похожие инструкции вам.
Задавайте вопросы по картинкам. Например: Кто спрятался за...? Что без чего не бывает?
- Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.
- Упражняйте в словообразовании.
- Развивайте словесно-логическое мышление. Предложите по аналогии подобрать недостающее слово:
Писатель – книга, художник - ...
Писатель – читатель, художник - ...
На мотоцикле мотоциклист, на велосипеде - ...,
- Учите сравнивать. Загадайте предмет, предложите ребенку отгадать задуманное, послушав сравнения. Например: он похож на чашку с водой, на пруд с ровными берегами (бассейн)
- попросите ребенка ответить, что на что похоже?
- Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов. Запишите в словарик слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных.
- Больше читайте вслух. Пересказывайте. Ведь иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелегко.
Предложите сначала ответить на вопросы по содержанию прочитанного, затем пересказать.
- Часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов.
- Заучивайте стихи.
-Учите отгадывать загадки.
«Загадки учат отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами на основании существенных свойств. Учат выделять существенные признаки предметов» (С.Бондаренко)
- Чаще включайте в совместный досуг игры со словами.
- Развивайте умение задавать информативные вопросы.

Психологическая готовность – это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую её формы.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность. Такими важнейшими процессами являются:
• достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации;
• хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость;
• способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, что является основой аналитического мышления;
• хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической её формы;
• достаточное развитие мелкой моторики руки;
• овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонетического слуха;
• начальное овладение символическими операциями;
• зрелость мотивационной сферы ребёнка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.
Личностная готовность предполагает определённый уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а так же умения произвольного управления своим поведением. Ключевой момент произвольности управления поведением заключается в возможности противостоять мешающим факторам во время выполнения какого-либо действия.
Эмоциональная напряжённость может привести к нарушениям речи и снижению качества интеллектуальной продукции. Очевидно, что формирование эмоциональной устойчивости является важнейшим условием готовности старших дошкольников к обучению в школе.

«Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, считать, писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым этому научиться»
Л.Венгер