Главная страница


Тематическое планирование по курсу «Литература» в 6 «Г», «Д» классах ( 68 часов, 2 часа в неделю) Учитель Лебедева Л. А



Скачать 142.85 Kb.
НазваниеТематическое планирование по курсу «Литература» в 6 «Г», «Д» классах ( 68 часов, 2 часа в неделю) Учитель Лебедева Л. А
Дата06.04.2016
Размер142.85 Kb.
ТипТематическое планирование

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»

Утверждаю:

Директор школы

_______________________________

«_____» _________________200__ г.

Календарно – тематическое планирование

по курсу «Литература»

в 6 «Г», «Д» классах

( 68 часов , 2 часа в неделю)

Учитель

Лебедева Л.А.

Обсуждено на заседании МО

учителей русского языка и литературы

протокол № ______________

от «______» ______________ 20 ___г.

Руководитель МО _________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по литературе под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. Авторы составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова. Программа общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». – М.: Мнемозина, 2006.

Программа соответствует временным требованиям к обязательному минимуму содержания основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № _____ от _____ 20____

Преподавание ведётся по учебнику: Литература. Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост. М.А.Снежневская, О.М. Хренова. – М., «Мнемозина», 2006, включённому в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации №____ от ___________

Кол-во часов в году – 68

В неделю – 2

Развития речи – 8

Внеклассное чтение – 8

Классн.сочинений – 3

Дом.сочинений – 1

Региональный компонент – 3

СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

Изуч. м-ла

Вн.чт.

Р.р.

Р/к

Кл.соч.

Дом.соч.

I.

Введение

1
















II.

Былины

3

1




1







III.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А.С.Пушкин)

5



















Древнерусская повесть

5

1




1










Баллады

1

1













IV.

Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека

18

2

2

1

1




V.

Смешное в жизни и литературе

12

1

2




1




VI.

Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах

4

1

2




1




VII.

Соловьиное горло – Россия,

Белоснежные пущи берёз» (А.А.Прокофьев)

5

1

2







1

ИТОГО:

54?

8

8

2







СПИСОК ТЕМ СОЧИНЕНИЙ

п/п

урока

Темы сочинений

1

27-28

Сочинение – рассуждение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

2

41-42

Сочинение юмористического рассказа

3

59-60

Сочинение – отзыв по повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

4

64

Сочинения стихотворения о родной природе или отзыв о прочитанном стихотворении.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИЕРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

п/п

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Дата

Коррекция

1 цикл

I.

Введение

1(1+0)







1

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.

1







II.

Былины

4 (4+0)







2

Былины как один из видов устного народного творчества. Особенности построения и язык былин. Былинный стих, гипербола.

Р/к. Персонажи христианской мифологии в фольклоре Кузбасса.

1







3-4

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

2







5

Вн.чт. Герои самостоятельно прочитанных былин («Вольга и Микула Селянинович», «Болезнь и исцеление Ильи», «Святогор и Илья Муромец», «Добрыня и змей», «Алёша Попович и ТугаринЗмеевич»). Обучение пересказу былин.

1







III.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А.С.Пушкин)

11 (11+0)







6

Древнерусская повесть

Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. Первые летописцы.

Р/к. Первые сибирские летописи. Отражение в них событий XVI века.

6 (6+0)

1







7-8

«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше – кожемяке, о белгородском киселе). Лиризм повествования.

2







9-10

«Слово о погибели Русской земли».

«ЕвпатийКоловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отражённые в повести. Картины разорения Русской земли.прославление патриотического подвига русских воинов. изображение ЕвпатияКоловрата как былинного героя.

1

1







11

Вн. чт. Рассказы из начальной русской летописи; рассказы русских летописей XII-XIV веков.

1







12

Баллады

В.А.Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. Переводы Жуковского «Лесной царь» (из И.В.Гёте), «Перчатка» (из И.Ф. Шиллера).

5 (5+0)

1







13-14

Баллада как литературный жанр. Фольклорная основа баллады. История создания баллады «Светлана». Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле.

2







15-16

А.К.Толстой. Сведения о жизни поэта. Баллада «Канут». Особенности балладного сюжета.

Вн.чт. А.К.Толстой «Курган». А.Н.Майков «Емшан». Картины родной природы в юалладе.

1

1







2 цикл

IV.

Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека

22 (20+2)







17-18

А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность. Отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни…». Художественное воспроизведение быта и нравов древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность и поэтичность речи «Песни о вещем Олеге».

1

1







19-20

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. Роль глаголов, эпитетов, передающих динамику действия и переживаний.

«Зимнее утро». Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин.

2







21-22

А.С.Пушкин «Дубровский. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство, власть.

2







23-24

«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе.

2







25-26

Изображение крестьянского бунта в романе «Дубровский». Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

2







27-28

Р.р. Сочинение – рассуждение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

2







29-30

Анализ сочинений.

Вн.чт. А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка», «Выстрел». Мастерство автора в описании событий и героев произведения.

М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство одиночества и грусти поэта.

Р/к. Литература Сибири до 80-х гг. XIX века.

1

1







31-32

М.Ю.Лермонтов «Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.

2







3 цикл

33-34

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром.аллегорический смысл стихотворения. Параллелизм в стихотворении.

«Утёс», «На севере диком стоит одиноко…», «Казачья колыбельная». Стихотворные размеры.

1

1







35-36

Н.В.Гоголь.сведения о жизни писателя. «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана Головы).

2







37-38

Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы в повести «Майская ночь, или Утопленница».

Вн.чт. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Роль изобразительных средств в создании образов героев повести.

1

1







V.

Смешное в жизни и литературе

5 (3+2)







39-40

А.П.Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений. «Толстый и тонкий», «Маска», «Смерть чиновника». Приёмы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя.

М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя. «Не надо врать». Юмористические рассказы о детях и для детей.

1

1







41-42

Р.р. Сочинениеюмористического рассказа.

2







43

Анализ сочинений.

Вн.чт. Острота комического сюжета в рассказах А.П.Чехова «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака», «Глупый француз» и М.М.Зощенко «Бедный Федя».

1







VI.

Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах

13 (11+2)







44

В.Г.Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

1







IV цикл

45-46

«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести «В дурном обществе» доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).

2







47-48

Н.Д.Телешов «Домой». Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Человечность старика – каторжника. Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.

2







49-50

А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини, её самоотверженность, доброта, отзывчивость.

2







51-52

Вн.чт. А.П. Платонов «Сухой хлеб», «Корова», «Никита». Авторская оценка героев, их поведения, поступков.

М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе.

1

1







53-54

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Жанр сказки-были. Смысл названия произведения. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль в сказке-были.

2







55-56

Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя. «Последний дюйм» Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бена и Дева и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

2







V цикл

57-58

В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Изображение человека в эпическом произведении.

2







59-60

Р.р. Сочинение – отзыв по повести В.Г.Распутина «Уроки французского».

2







VII.

Соловьиное горло – Россия,

Белоснежные пущи берёз» (А.А.Прокофьев)

8 (6+2)







61-62

Анализ сочинения. Н.М. Рубцов. Сведения о жизни писателя. «Далёкое», «Звезда полей», «Тихая моя Родина», «Левитан». Патриотический характер лирики поэта. Преломление общественных мотивов в личном, «частном».

2







63-64

С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя. Значение русской деревенской жизни, тонкое чувство природы.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению стихотворения о родной природе или отзыву о прочитанном стихотворении.

1

1







65-66

Тема дороги, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов. Мотивы грусти, тоски, разгульного веселья, бесшабашной удали.проникновенный лиризм стихотворений. Н.П.Огарёв «Дорога»; И.С.Никитин «Ярче звёзд мерцанье…»; А.К.толстой «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои…»; А.А.Фет «Чудная картина…»; И.З.Суриков «Степь»; А.Н.Плещеев «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…».

2







67-68

Р.р. Углубление понятий об изобразительных средствах языка: сравнение, эпитет, олицетворение.

Подведение итогов года.

1

1








ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Литература в 6 классе. Урок за уроком. / Турьянская Б.И. и др./ – М.: «Русское слово», 1999

2. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения. / Тареева Л.И. и др./ – Волгоград: Учитель, 2008

3. Литературные викторины./ Козак О.Н./ – СПб.: СОЮЗ, 1998

4. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006/ Агеева И.Д.

5. Материалы к урокам литературы в 5, 6 и 7 классах : Библиотека учителя-словесника. /Турьянская Б.И./ – М.: «Русское слово», 19996

6. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература» для 6 класса: Пособие для учителя. / Зепалова Т.С./ – М.: Просвещение, 1998

7. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе в 5-8 классах. / Скоркина Н.М./ – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002

8. Поурочное планирование по древнерусской литературе: 5-9 классы. / Ерёмина О.А./ – И.: Издательство «Экзамен», 2004

9. Поурочные разработки по зарубежной литературе: 5-9 классы. / Егорова Н.В./ – М.: ВАКО, 2004

10. Тесты по литературе. 5-11 классы. / Оглоблина Н.Н./ – М.: ООО «Агенство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004

11. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. / ЕгороваН.В./ – М.: ВАКО, 2007

12. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика. Книга для учителя. / Аркин И.И./ – М.: Просвещение, 2001

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Литература. Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 1,2ч. / О.М. Хренова, М.А. Снежневская/ - М. «Мнемозина», 2008г.