Главная страница


Урок по химии разработан к учебнику О. С. Габриелян «Химия. 8 класс». Тема урока: «Типы химических реакций: реакции замещения и обмена. Цели



Скачать 52.88 Kb.
НазваниеУрок по химии разработан к учебнику О. С. Габриелян «Химия. 8 класс». Тема урока: «Типы химических реакций: реакции замещения и обмена. Цели
Дата15.03.2016
Размер52.88 Kb.
ТипУрок

Урок по химии разработан к учебнику О. С. Габриелян «Химия. 8 класс».

Тема урока: «Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".

Цели:

- учебно-организационных: нацелить себя выполнение поставленной задачи,

организовывать своё рабочее место;

- учебно-информационных: работать с устным и письменным текстом, сос-

тавлять план-конспект;

- учебно-логических: пользоваться исследовательскими умениями, умение

чисто и скоро писать, сравнивать явления, классифицировать материал,

выделять главное и существенное;

- учебно-коммуникативных: умение слушать и слышать, работать в группе,

слушать и одновременно записывать учебный материал, участвовать в дис

куссии;

  • создание благоприятной атмосферы и комфортной обстановки.



Оборудование: ванночки для опытов «капельным путём»; растворы: H2SO4, MgSO4, BaCl2, NaOH,

HCl, K2CO3, фенолфталеина; парашек Mg, гранулы Zn, кусочки Cu.
Ход урока:

I. Организационный момент, актуализация знаний.

Учитель обращается к школьникам с приветствием, обращает внимание на необычность и особенность начавшегося урока и далее продолжает словами:
О сколько нам открытий чудных,

Готовит просвещенья дух.

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг!

Эти слова А. С. Пушкина очень подходят эпиграфом к теме, которую вы изучаете.

? А как она называется? («Изменения, происходящие с веществами», химические уравнения)

Много ошибок вами допущено, но выполняя работу над ними, у вас накапливается опыт.

А решая парадоксы при изучении этой темы, вы конечно становитесь гениальней.

Ну тогда в перёд за новыми открытиями…

? Какие вам уже известны типы химических реакций? (Реакции: соединения и разложения)

Каковы особенности каждой? (Соединение: вступает одно сложное вещество; разложение:

образуется одно сложное вещество)
II. Изучение нового материала.

1. Разъяснение целей - реакции: замещения, обмена; реакция нейтрализации – частный слу

и задач урока. чай реакции обмена; ряд активности металлов;

- выполнение химического эксперимента; работа в группах;

- новая форма записей в рабочей тетради – план конспект.

Учитель объявляет тему урока и начинает разъяснение нового материала.

2. Реакция замещения. Учитель предлагает каждой группе выполнить своё указанное зада

ние: выполнить эксперимент и ответить на вопросы:

? Взаимодействуют ли простые вещества со сложными веществами?

Почему вы так решили?

1.

Затем учитель предлагает найти ответ на вопрос «Все ли металлы ре

агируют с кислотами?» в учебнике стр. 162.

Для прогнозирования ещё чего можно использовать этот ряд?

(Возможности протекания реакций вытеснения одних металлов из

растворов их солей другими.)

Далее учитель создаёт проблемную ситуацию:

Газообразное вещество выделяется из кислоты, но какое?

Это может быть сера? …………

Это может быть кислород? …………

Следовательно – водород.

Учитель предлагает составить уравнение реакции замещения и запи

сать определение:

реакция, протекающая между ПРОСТЫМ веществом и СЛОЖНЫМ,

когда атомы простого вещества замещают атомы одного из элемен

тов в сложном веществе.


3. Реакция обмена. Учитель предлагает группам выполнить следующие указанное задание:

выполнить эксперимент и ответить на вопросы:

? Взаимодействуют ли сложные вещества друг с другом?

Почему вы так решили?

Учитель предлагает найти определение реакциям, протекающим между

сложными веществами в учебнике (стр. 165) и выписать в тетрадь:

реакции, в результате которых ДВА СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВА обменива

ются своими составными частями.

…Но результаты эксперимента II группы оказались противоречивыми и

оказывается щелочи с кислотами не реагируют?

Затем учитель предлагает найти ошибку в технике выполнения опыта ис-

пользуя текст учебника стр. 166.

Выявив ошибку, учитель повторяет эксперимент без ошибок и предлага-

ет согласно схеме учебника составить химическое уравнение:

NaOH + HCl === NaCl + HOH.

Учащиеся записывают определение реакции нейтрализации в тетрадь:

реакция обмена между кислотами и щелочами называются реакциями

нейтрализации.

III. Итог урока.

Учитель организует фронтальную беседу, подводя итог уроку:

? О каких типах реакции вы сегодня узнали?

Каковы особенности каждой из них?

Чтобы составить уравнение химической реакции между металлом и кислотой, металлом и солью,

чем следует руководствоваться?

Как называется реакция между щелочью и кислотой?

Затем каждому ученику предлагает заполнить итоговую таблицу (приложение).

IV. Задание на дом.

Пар. 31,32; упр. 2 (б, в), стр. 164; упр. 3 стр. 168.

2.

Приложение.

Задание для групп.
Группа I.

  1. Опыт 1: взаимодействие магния и серной кислоты.

Обсудите результаты опыта в группе.

  1. Опыт 2: взаимодействие карбоната калия и серной кислоты.

Обсудите результаты опыта в группе.
Группа II.

  1. Опыт 1: взаимодействие цинка и серной кислоты.

Обсудите результаты опыта в группе.

  1. Опыт 2: взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислоты.

Обсудите результаты опыта в группе.
Группа III.

  1. Опыт 1: взаимодействие меди и серной кислоты.

Обсудите результаты опыта в группе.

  1. Опыт 2: взаимодействие сульфата магния и хлорида бария.

Обсудите результаты опыта в группе.


Реакции замещения и обмена, их особенности.

Тип химической реакции

Особенность

Примеры



















Примеры выберите из предложенного списка:

А + БВ === АВ + Б; 2HNO3 + Na2CO3 === 2NaNO3 + CO2 + H2O;
А + Б === АБ; 2FeBr3 + 3Cl2 === 2FeCl3 + 3Br2;

АБ + ВГ === АГ + ВБ; CaCO3 ==== CaO + CO2.
3.