Главная страница


Урок по теме «Односоставные предложения» (всего 5 часов) в 8 классе Цель урока: закрепить знания по теме «Односоставные предложения. Определённо-личные предложения»



Скачать 56.47 Kb.
НазваниеУрок по теме «Односоставные предложения» (всего 5 часов) в 8 классе Цель урока: закрепить знания по теме «Односоставные предложения. Определённо-личные предложения»
Дата10.04.2016
Размер56.47 Kb.
ТипУрок

НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ИННА ВЛАДИМИРОВНА РОДИОНОВА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «СОШ № 44»

Г. КЕМЕРОВО
2-й урок по теме «Односоставные предложения» (всего – 5 часов) в 8 классе

Цель урока: закрепить знания по теме «Односоставные предложения. Определённо-личные предложения», научить находить неопределённо-личные предложения среди других.

Задачи:

- обучающие:

1) актуализировать знания об односоставных определённо-личных предложениях;

2) исследовать особенности неопределённо-личных предложений;

3) проконтролировать степень усвоения знаний с помощью теста.

- развивающие:

1) формировать умения и навыки работы с односоставными предложениями;

2) развивать память, речь, мышление, умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы;

3) совершенствовать навыки решения тестовых заданий;

4) развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.

-воспитательные:

1) формировать мировоззрение учащихся;

2) воспитывать самостоятельность, чувство собственного достоинства.

Оборудование: Компьютеры, проектор, интерактивная доска, карточки №1 и №2 для индивидуальной работы.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент (1мин):

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше знакомство с необычными предложениями: краткими, емкими и тем не менее выразительными. На прошлом уроке мы выделили определенно-личные предложения, а сегодня поговорим о неопределенно-личных предложениях - второй группе односоставных предложений.

  1. Лингвистическая разминка (2мин). Слайд № 2

- Назовите грамматические основы предложений;

- Найдите определенно-личное предложение, назовите грамматическую основу и укажите форму глагола, которой она выражена.

III. А. Индивидуальная работа. Карточка № 1 (4 мин.):

Выписать односоставные предложения из песни Глюкозы «Ненавижу», подчеркнуть грамматические основы. Найти определённо-личные и подписать - О/Л, указать форму глагола-сказуемого. (см. на слайде 4)

Б. Проверка домашнего задания упражнение 205. (4 мин):

  1. Какие предложения называют двусоставными и почему? Приведите пример из домашнего упражнения.

  2. А какие предложения односоставные? Приведите примеры.

IV. Эвристическая беседа (6 мин).

  1. Ребята! Затруднения у вас вызвали односоставные предложения, может быть, они нам совсем не нужны?

  2. В них только один главный член предложения, может быть они ущербные? Как вы думаете?

  3. Какие особенности таких предложений вы можете отметить?

  4. Давайте прочитаем стихотворение Ваншенкина «Расставание», которое состоит только из назывных предложений. Слайд 3

5. О чём это стихотворение? (Это прощание, запечатлены мгновения, которые станут воспоминаниями, они переданы выразительно и лаконично).

6. Ваш товарищ выписал односоставные предложения из песни глюкозы.

Проверим, правильно ли он это сделал? (проверяется индивидуальное задание №1).Слайд 4.

7. Какой формой глагола может быть выражено сказуемое в таких предложениях? Слайд 5

8. Могут ли односоставные предложения являться частью сложного предложения? Приведите примеры.

V. А. Фронтальная работа с классом (4 мин):

- При помощи односоставных предложений можно написать и прозаическое произведение. Перед вами на слайде 6 (текст выводится на интерактивную доску) новогодняя история, найдите определённо-личные предложения и запишите их в тетрадь, указав грамматические основы:

- На чём акцентируется внимание в этих предложениях? (на действии, производимом участником речевой ситуации)

Б. Индивидуальная работа:

- Данные предложения нужно сгруппировать (записать на доске по группам), и по возможности их озаглавить? Указать форму глагола (лицо, число и время) в определённо-личных предложениях (4 мин) карточка для учащегося:

  • Люблю тебя, моя Россия!

  • Берегите наш язык.

  • В парках весело звучат голоса птиц.

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

  • Философы давно доказали связь языка и мышления.

  • Меня наказали за шалость.

  • В библиотеке собирают книги по разным отраслям.

VI. Физминутка. 1-2 мин. Один из учащихся (ведущий) показывает предмет или действие, другие должны повторить и назвать его, используя односоставные предложения. Тот, кто угадает и назовёт правильно, становится ведущим.

VII. Изучение новой темы с опорой на анимацию ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ кто совершает действие? 1 и предыдущий материал (исследование) (8 мин):

  1. Можно ли определить, кто совершает действие на этих картинках?

  2. Попробуйте дать название предложениям этой группы. (Неопределённо-личные, так как мы «не видим» того, кто совершает действие, он не участник речевой ситуации).

  3. Определите форму сказуемого-глагола в них.

  4. Ваш товарищ работал с предложениями и классифицировал их. Посмотрим, на какие группы он их разделил. Проверим, правильно ли он это сделал?

  5. Посмотрите на оставшиеся предложения, чем они отличаются от определённо-личных?

  6. Давайте проверим наши догадки с помощью учебника (работа с книгой п. 182)

  7. Что мы узнали дополнительно? (могут иметь обобщённо-личное значение)

VIII. Выполнение упражнения 211 в качестве тренировочного задания по схеме (4мин):

  1. прочитать предложение;

  2. самостоятельно записать;

  3. выделить грамматическую основу, указать форму глагола (лицо, число и время).

IX. Самостоятельная работа (тест) (9-10 мин):

А. Для сильных учащихся - ФЦИОР самостоятельная работа 1 2. Слайд 7 со ссылкой . Ребята записывают номера заданий и ответов предложений на листочках со своей фамилией. Собрать работы.

Б. Для неуверенных – работа по новой теме с раздаточным материалом:

Выпишите только неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения, укажите сказуемое и его форму (время,лицо, число)

1)Живу как неба властелин - в прекрасном мире - но один.

2)Вам не видать таких сражений!..

3)И вот нашли большое поле.

4) От труда здоровеют, а от лени болеют.

5)И вот он слышит, в сенях дверью хлопнули.

6)Отзвонили вечерню во святых церквах.

7)О, как мне хочется смутить веселость их.

8)Схоронили его за Москвой-рекой.

9)Примите дивное посланье из края дальнего сего.

10)Вот смерклось.

X. Домашнее задание (2 мин): Слайд 8

XI. Итог урока (2 мин):

1. Проверка эмоционального настроя учащихся при помощи смайликов («улыбка» - я удовлетворен уроком, я хорошо работал, всё понял; «линия» - урок был интересен, принимал участие, отвечал с места, чувствовал себя комфортно; «дуга» - я ничего не понял и не удовлетворен уроком);

2. Оценки за тест и комментарий ошибок.


1кто совершает действие? или https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2ad76-0a01-00ee-00dd-3381b1cbfde0/%5BRUS8_182%5D_%5BIM_356%5D.swf


2 самостоятельная работа 1 или https://fcior.edu.ru/card/10791/prostye-odnosostavnye-predlozheniya-p1.html