Главная страница


Урок по теме «Приставки и предлоги» Тип урока: урок освоения новых знаний Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами



Скачать 86.61 Kb.
НазваниеУрок по теме «Приставки и предлоги» Тип урока: урок освоения новых знаний Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами
Петрова А.С
Дата14.04.2016
Размер86.61 Kb.
ТипУрок

Конспект урока русского языка в 3-м классе
УМК В. П. Канакиной «Школа России» по теме«Правописание приставок и предлогов»

Выполнила: Петрова А.С.
Место и роль урока в изучаемой теме: 1-ой урок по теме «Приставки и предлоги»

Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
Задачи урока:

1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование:

1. Русский язык: Учебник. Часть 1: для 3 класса четырёхл.нач.шк. – М.:Просвещение, 2013г.

2. Презентация

3. Карточки с заданиями.

4. Средства обратной связи (светофоры)

Технология: проблемного обучения; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения.
Методы: словесный, практический, наглядный
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.
предметных результатов:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- отличать слова с приставками от предлогов;

- применять правила правописания предлогов и приставок;

Ход урока



  1. Организационный момент

Скажите, что хотели бы получить от сегодняшнего урока.

-Какое у вас настроение?

- Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.


  1. Минутка чистописания.

- Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? (Да). Тогда начнём:

-Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату. (Выполнить не можем.)

- Почему выполнить не можете задание? (Пропущено слово.) Догадайтесь, какое слово я пропустила? (На, в.)

- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются? (Предлоги.)

На слайде 1: Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите в тетради дату.

- А теперь выполните данную инструкцию. (На слайде 2 и на доске: число, классная работа).

Слайд 3: На, за, по, от, со, под. (На доске)

- Запишите данную строку в тетради.

  1. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите внимательно на строку. Что записали вы? (предлоги и приставки). Слайд. 3 На, за, по, от, со, под,

-Так приставка или предлоги? Кто сможет доказать?

- Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?

- Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

- Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Тема: Правописание приставок и предлогов).

- А цель нашего занятия – различать приставки и предлоги, правильно употреблять в письменной и устной речи. Слайд 4 (на доске)


  1. Первичное усвоение новых знаний

Слайд 5: Хорошеесловодосердцадойдет.

- Расшифруйте данную пословицу. Слайд 6: Хорошее слово до сердца дойдет.

- Объясните смысл данной пословицы.

- На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).

- Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог выделяем в кружок, сверху обозначаем. (На слайде 7)

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме, пишется слитно.)

– Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.)

– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.

Слайд 8: Хорошее слово до (до чего?) сердца дойдет.

Хорошее слово до щедрого сердца дойдет.

- Поэтому предлоги пишутся раздельно.

- С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное).

- Я хочу вам открыть небольшой секрет. В русском языке предлоги никогда не употребляются с глаголами. Надеюсь этот секрет вы будете помнить всегда.


  1. Первичная проверка понимания. Составление кластера в группах.

- Сейчас я вам предлагаю составить в группах кластеры по нашей теме урока. У каждой группы на столах лежат фразы, распределите их так, чтобы получилась сравнительная таблица. Можете использовать фломастеры, выделять главное, подчеркивать. После один ученик будет защищать свой кластер у доски. На это вам 2 минуты.

(Защита кластера)

Слайд 9: Предлагаю данные кластеры сохранить как памятку.

Предлог

Приставка

1 часть речи

1 часть слова

2 пишу раздельно

2 пишу слитно

3 не употребляется с глаголами

3 с разными частями речи

4 для связи слов

4 образует новые слова



  1. Физкультминутка


Положите руки на стол

Положите руки под стол.

Поднимите руки вверх, похлопайте над головой.

Поднимите правую руку, поднимите левую руку.

А теперь все дружно встали

Покружились, наклонились вперед, назад, влево, вправо.

И друг другу улыбнулись.
- Какие предлоги и приставки вы услышали на физминутке. (На, под, над; в, по)

- Пальцы в замок, повертели, покружили, ладошки растираем и к щекам прикладываем.

Садимся. Спасибо!

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

Работа в парах.

- Предлагаю поработать в парах. У вас на столах карточка со словами. Ваша задача - составить пары слов, вставляя пропущенную букву. Выделить приставку и предлог. На это вам 2 минуты.

доехал до гор..да

слез с б..рёзы

устроил у д..ма

наклеил на р..сунок

впустил в комн..ту

изгнал из кв..ртиры

отплыл от бер..га

постучал по дер..ву

подсунул под меб..ль

зашёл за д..ревню

пропел про р..машку

надписал над к..мпьют..ром

- По какому принципу искали пару? (Чтобы получилось словосочетание)

- А что такое словосочетание? (Слова связанные по смыслу)

-Чем отличается группа слов справа от группы слов слева? (Слева - глаголы, справа - существительные с предлогами. Приставки пишутся слитно, предлоги раздельно. Предлоги никогда не употребляются с глаголами. Предлог это часть речи, а приставка – часть слова. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово, а между приставкой и корнем - нельзя).Например, докажите.

Доехал до (чего?) города

Доехал до большого города.

- Оцените свою работу в паре. Если все верно как на слайде – поставьте +, если возникли вопросы - ! . Слайд 10.



  1. Систематизация полученных знаний. Билетик на выход.


- Предлагаю выполнить интересное задание, которое будет являться вашим билетом на выход.

У каждого есть карточка. Дан текст, ваша задача – выделить в словах приставки и предлоги. Приставку помним как выделяем, предлоги выделяем в кружок. Подпишите. На это вам 3 минуты.

- В конце урока каждый из вас сдает свой билетик.
1.(С)востока (по)тянул ветерок. 2. Далеко (в)лесу (за)кричала сова. 3. Туча краем (на)катилась (на)солнце. 4. Муравьишка (до)лез (до)вершины березы. 5. Синичка (по)летела (по)комнате, (в)летела (в)клетку и стала клевать зерно.



  1. Рефлексия.

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

- Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?

- Как отличить приставку от предлога?

- С какой частью речи не употребляются предлоги? Приведите примеры.

- Как вы считаете достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?

- Какие задания помогли достигнуть поставленную цель? (Составление кластера, работа в парах, группах, работа с пословицей).

- О чем хотели бы узнать подробнее?

- Предлагаю оценить свою работу с помощью нашего светофора.

Зеленый – все было понятно, могу помочь одноклассникам.

Желтый – есть вопросы.

Красный – нужна помощь учителя.

- Передаем вперед. Слайд 11.

  1. Домашнее задание

Задание на выбор:

Учебник: упр. 260 с. 132 или выполните задание творческого характера: выписать 5 пословиц, в которых употреблены и приставки и предлоги. Слайд 12.

Спасибо вам! Я вами довольна. При выходе сдаем билетики. Слайд 13.