Главная страница


Выдержки из произведений художественной литературы, народные поговорки и пословицы электрические явления



Скачать 104.94 Kb.
НазваниеВыдержки из произведений художественной литературы, народные поговорки и пословицы электрические явления
Дата07.04.2016
Размер104.94 Kb.
ТипДокументы

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ, НАРОДНЫЕ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

… Днем над соснами пепельное облако, похожее на исполинский гриб.

Задул порывистый ветер, зашумел лес. Где-то высоко прогремел гром. Надвигалась гроза.

(Паустовский К.. «Повесть о лесах».)
Гроза застала в поле — садись на землю. (Русская народная поговорка.)
Среди обитателей Амазонки и ее притоков нельзя обойти молчанием такого оригинала, как электрический угорь. Его электрические органы занимают одну треть всей поверхности тела и состоят из тысячи клеток, похожих на гальванические элементы. Взрослый угорь достигает двух метров и развивает напряжение до 50 вольт при силе тока в пол — ампера. («Юный натуралист», №8, 1969.)

Если замкнуть между контактами гальванометра лист мухоловки. То стрелка прибора отклоняется: прибор регистрирует ток. (Акимушкин И. «Занимательная биология», 1972, с.227)
… Пчелы, направляясь за взятком, несут отрицательный заряд, который в момент их возвращения, в улей сменяется положительным. («Вокруг света», № 10, 1977 г. с. 25.)
ВОПРОСЫ


  1. Какую форму принимают облака перед грозой? Почему?

  2. Какой физический смысл заложен в поговорке?

  3. Какую роль играет электричество в жизни растений и животных?


МАГНИТНОЕ ПОЛЕ.
Рядом с отростком фиалки, посаженным в горшочек, я положил кольцевой магнит из устаревшего репродуктора. Можно представить моё удивление, когда через несколько месяцев фиалка переселилась в центр кольца магнита и образовала там роскошный букет. Плотность побегов в кольце магнита была в десяц раз выше, чем за его пределами. ( В.Шаумян. «Комсомольская правда».)
Городок славился сильными грозами. Николай Никитич объяснял это тем, что городок расположен в области магнитной аномалии. Глубоко под землей лежат мощные залежи железной руды и притягивают грозы. (Паустовский К. Г. «Повесть о лесах».)
Плывет и плывет осетр, с редким упорством преодолевая всякие препятствия, и вдруг — стоп! Мечется осетр от берега до берега, словно на пути его встала невидимая преграда, а потом, как бы решившись, проскальзывает у самого берега и плывет дальше... В чем дело? Оказывается в этом месте через реку перекинута высоковольтная линия. («Юный натуралист. № 12, 1969, с.11.)

Если посеять в стеклянных сосудах пшеницу, кукурузу, хлопчатник или горох и не трогать эти сосуды, то будет видно, что проклюнувшиеся из этих семян корешки этих растений совершенно явно тянутся в сторону Южного полюса. (Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М., 1973, с. 155.)

В Сочи организована служба предупреждения всех санаториев о магнитных бурях. Опыт показал, что лекарственная терапия, начатая за 1-2 суток до вспышки магнитной бури, может предотвратить нежелательные реакции у больных.
Вопросы


  1. Как влияет магнитное поле на рост растений?

  2. Притягивают ли магнитные железные руды грозовую тучу?

  3. Каково действие магнитного поля на животных и человека?


ВЛАЖНОСТЬ.
Установлено, что знаменитые лондонские туманы вызваны к жизни, главным образом, каменноугольным дымом. Чем больше дыма, тем чаще и гуще туманы. (Паустовский К.Г. «Повесть о лесах».)
Низко реют ласточки — к дождю. (Народная примета.)
Весною дождь парит, а осенью мочит. (Народная поговорка.)
… Однажды, в ясный солнечный день Исаак Ньютон вышел на прогулку и всретил пастуха. Пастух посоветовал ему вернуться домой, если он не желает попасть под дождь. Ньютон не послушался. Но уже через полчаса он промок до нитки. Удивленный столь верным предсказанием Ньютон пожелал выяснить, на основании каких данных пастух узнал о предстоящем ливне. Тот ответил, что ему помог...баран, по шерсти которого он определил приближение дождя. (Литинецкий И.Б. «На пути к бионике!. М., Просвещение, 1972, с. 88.)
- Вишь — мураши все ходы — выходы закрыли. К непогоде это. Я еще давеча приметил: на поляне мошкара у самой травы толчется, ветер тоже шибче стал, по небу хвосты кошачьи гонит. (Виталий Бианки. «Собр. Соч., т.2. М., 1973, с. 89.)
ВОПРОСЫ


  1. Какую роль в конденсации водяных паров играет дым?

  2. Раскрыть физический смысл народных примет и поговорок.

  3. Какие физические явления лежат в основе поведения представителей животного мира перед ненастьем или ясной погодой?


ОПТИКА.
...И тут увидал сразу три тусклых солнечных круга на набольшем расстоянии один от другого. Нельзя было понять, какое из них настоящее солнышко... (Виталий Бианки. «Собр. Соч., т.2. М., 1973, с. 89.)
В воде канавы острым огнем загорелся Юпитер. Анфиса подняла глаза от отражения Юпитера и нашла его в небе, как раз над вершиной тонкой сосны. Он посылал свой огонь Земле через сотни световых лет, как безмолвный и прекрасный свидетель законов мироздания. (Паустовский К.Г. «Повесть о лесах».)
Цветы арктических растений с чашевидным венчиком работают как гелиотропическая печь. Благодоря концентрации солнечных лучей температура в центре таких цветков выше температуры окружающей среды на 8 .(«Наука и жизнь. №6,1977, с. 119-121.)
Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет. (Русская народная поговорка.)
Глаза каракатиц, кальмаров и осьминогов устроены так: Когда они смотрит в даль — хрусталик выдвигается вперед, когда рассматривают близкое — отдохит назад, к сетчатке.
ВОПРОСЫ.

  1. Какое физическое явление лежит в основе «трех солнц»?

  2. Какая астрономическая ошибка допущена во втором тексте?

  3. Прототипом какого оптического прибора являются цветки, описанные в тексте?

  4. Объяснить физический смысл поговорки.

  5. Какой оптический прибор работает по принципу глаз кальмаров и осьминогов?


ФИЗИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
Чем, кроме физики увлекались известные ученые?

Вопрос: Назовите выдающихся физиков мира, друживших со спортом.
Ответ: В.К.Рентген охотно занимался греблей и альпинизмом, увлекался

коньками, санным спортом,, любил лошадей и был страстным охотником.

А.Майкельсон хорошо играл в теннис и на бильярде; современники говорили,

что гораздо почетнее проиграть ему, нежели выиграть у другого соперника.
Ф.Жолио — Кюри был нападающим сборной юношеской команды Франции

по Футболу.
Н.Бор увлекался парусным спортом и футболом и даже входил в сосав

национальной сборной.
П.Н.Лебедев был приверженцем гребного спорта.
Вопрос: Кто из физиков с «мировым именем» увлекался музыкой и хорошо играл

на музыкальных инструментах?
Ответ: А.Г.Столетов так успешно занимался музыкой, что начал подумывать о карьере

профессионального музыканта.
Для А.Эйнштейна музыка превратилась во второе призвание: он музицировал

вместе с М.Планком и М.Борном; иногда давал публичные благотворительные

концерты; скрипка была его верной спутницей в жизни.
М.Планк усиленно занимался музыкой, был прекрасным пианистом,

хормейстером в академическом певческом обществе, руководил оркестром, а по

праздникам играл в университетской церкви на органе.
Т.Юнг владел многими музыкальными инструментами.

А.Майкельсон любил играть на скрипке.
Вопрос: Назовите крупнейшего физика мира, занимавшегося помимо науки

литературным творчеством.
Ответ: Д.К.Максвелл, обладая врожденным чувством юрома, писал скетчи,

комические стихи

Вопросы и литература к межпредметному (интегрированному) семинару
«Закон сохранения энергия — универсальный закон природы»


Основные

вопросы

Вопросы для подготовки учащихся

Литература

1. Энергия,

ее виды и

превращения

2. Закон

сохранения

энергии в превращении

ях

3. Закон

сохранения

энергии в

обмене

веществ

организма.

4. Закон

сохранения

в механике.


5. Закон

сохранения

энергии -

универсальн

ый закон

природы.

1. Что такое энергия? Основные виды энергии.

Виды механической энергии.

2. Превращение энергии и закон превращения

энергии в механических и тепловых процессов.
1. Закон сохранения массы вещества.

2. Тепловой эффект химической реакции.

3. Тепловые явления при растворении.

4. Превращение энергии в окислительно-

восстановительных реакциях.

1. Превращение энергии в работе мышц, в

движении крови по сосудам, в дыхательных

двидениях.

2. Процессы ассимиляции и диссимиляции.

Распад белков, жиров, углеводов. Биосинтез

белков.

3. Энергетический этап обмена веществ. Роль

АТФ.

4. Расход энергии организмом. Измерение

количества энергии, истраченной организмом.

Нормы питания человека.
1. Закон сохранения импульса. Его проявление в реактивном движении.

2. Закон сохранения полной механической

энергии.

3. Закон сохранения энергии и вечный двигатель.
1. История открытия закона сохранения энергии.

2. Значение законов сохранения энергии в живой

и неживой природе.

изика 7

класс
Физика 9

класс

Химия

Биология-

Человек


Физика 9

класс



ЗАДАНИЯ НА МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
ЦЕЛЬ: Научить строить и анализировать. Читать, понимать какую

информацию о движении тела можно получить по графику.
ПОВТОРИТЬ: из курса математики, что графики строят только для

скалярных величин, вопросы о выборе системы координат, метод

построения графиков по таблицам частных значений функций и

аргументов.
ПРИМЕР: для упражнения чтения графиков.

Устно:
X 1) рассказать как двигалась точка, для которой

известен график движения;

2) какова траектория движения мат-ной точки?



0 t

Для чего нужно изучать графики?

Графиками можно пользоваться в том случае, когда аналитическая

зависимость

S=f(t) – неизвестна. Такие случаи встречаются в задачах теории

механизмов и машин, когда движении задают графически с помощью

автоматов самописцев, связанных с движущейся частью механизма. По

графику пути или координаты можно найти скорость тела. В любом

поезде используются самописцы, автоматически вычерчивающие график

скорости движения поезда на всем пройденном пути.

2. Уравнение

  1. рассмотреть частные случаи уравнения при

а)x0=0 б) x0=0, a=0

в) v0=0, a=o

пояснить характер движения в каждом случае.

3. Утверждают, что уравнения движения данного тела

x=10-4t-3t2 описывают равноускоренное движение с ускорением

ах<0. Верно ли это утверждение?

4. При равномерном полете самолета в тумане или облаках у пассажиров, смотрящих в окно, создается впечатление, что самолет не движется. Почему?

5. При холостом ходе резец продольно – строгального станка движется со скоростью 0,4 м/с. Вначале строгания его скоростью в течении секунды снижается до0,25 м/c. С каким ускорением движется при этом резец?

6. В спорте используются тренировочные дорожки, движущиеся относительно Земли. С какой скоростью спортсмен должен бежать по такой дорожке, чтобы относительно врача, стоящего рядом, он был в покое?

7. В безветренную погоду скорость приземления парашютиста 4 м/c. Какова будет скорость его приземления, если в горизонтальном направлении ветер дует со скоростью 5 м/c.

8. Укажите различие понятий «система отсчета» и «система координат».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА МЕЖПРЕДМЕТНОГО СОЖЕРЖАНИЯ

ПО ТЕМЕ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
ВАРИАНТ 1.

1. Железный утюг массой 3 кг. нагрет от 20 до 270 С. Какое количество теплоты необходимо для его нагревания? Удельная теплоемкость железа равна 460 Дж/кг С.

2. Какое количество воды можно нагреть от 10С до кипения на газовой плите с КПД 60% при сгорании природного газа объемом 0,1 м 3? Плотность природного газа 0,8 кг/м3, а его теплота сгорания 4,4 · 10 7 Дж/кг.

3. В учебной мастерской вы знакомились с работой пилы. Почему при работе пила нагревается?
ВАРИАНТ 2

1. Для приготовления чая турист положил в котелок лед массой 1,5 кг, имеющий температуру 0 С. Какое количество теплоты необходимо для превращения этого льда в воду и последующего ее нагревания до кипения?

2. Во время работы в учебной мастерской стальное сверло нагрелось до 100 С. Какое количество теплоты отдало сверло при охлаждении до прежней температуры, если масса сверла равна 90 г? Какие изменения внутренней энергии происходят при нагревании и охлаждении сверла?

3. Какую роль для нашей планеты играет Солнце? Каким способом передается тепло от Солнца Земле?
ВАРИАНТ 3.

1. Какое количество теплоты требуется для нагревания воды массой 2 кг в алюминиевом чайнике массой 0,5 кг от температуры 20 С до кипения?

2. Деталь при опиливании напильником нагревать. После обработки она остыла. Какой из способов изменения внутренней энергии имел место в первом и втором случаях? Ответ обоснуйте.

3. Какую роль в природе при смене времен года играет тот факт, что удельная теплота плавления льда м снега сравнительно велика?
ВАРИАНТ 4

1. Для нагревания воды в баке затратить энергию 2,1·10 Дж. Сколько для этой цели нужно сжечь каменного угля? К какому виду относится энергия этого химического топлива?

2. Какая энергия необходима для получения воды массой 5 кг при температуре 0 С из льда, температура которого -20 С?

3. При обработке стальной детали на шлифовальном станке была совершена механическая работа 575 кДж, 40% этой работы пошло на нагревание детали, масса которой 10 кг. На сколько градусов нагревать деталь?