Главная страница


«Звуки [Р] [Р’]. Буква Р. Животные жарких стран и севера»



Скачать 62.93 Kb.
Название«Звуки [Р] [Р’]. Буква Р. Животные жарких стран и севера»
Дата14.04.2016
Размер62.93 Kb.
ТипКонспект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 133 «Алые паруса»


Конспект НОД

для показа родителям

с детьми подготовительной группы,

на тему: «Звуки [Р] – [Р’]. Буква Р.

Животные жарких стран и севера».

Учитель – логопед 1 квалификационной категории Пешкова Е. Н.
Курган, 2012

Тема: «Звуки [ Р ] и [ Р' ]. Буква Р. Животные

жарких стран и севера».
Цели:

  • Познакомить детей с буквой Р.

  • Упражнять в использовании притяжательных прилагательных по лексической теме.

  • Развивать пространственную ориентировку: справа, слева, сверху, снизу, между; посредством определения геометрических форм и их расположения между собой.

  • Вызвать положительные эмоции, удовлетворённость собой.


Оборудование:

  • Картинки для артикуляционной гимнастики, с изображением тигрицы с тигрятами, слонёнка, носорога, зебры.

  • Музыкальный инструмент: колокольчик.

  • Зеркала по количеству детей (7 шт.).

  • Изображение буквы и картинки на что похожа буква.

  • Конструктор букв.

  • Изображение, состоящее из частей различных животных: носорога, зебры, тигра.

  • Дидактическое пособие домик.

  • Фишки для звукового анализа.

  • «Телеграммы» - предложения по количеству детей, в которых все слова написаны слитно.

  • Схемы предложений.

  • Бумажные круги на тесьме с изображением букв: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.


Ход:

  1. Организационный момент.

(Дети входят в группу и встают в круг.)

- Ребята, сегодня у нас в группе гости. Наши самые близкие люди: мамы и папы. Я предлагаю поприветствовать гостей. А друг друга мы поприветствуем ещё одним способом. Подайте левую руку соседу справа. Почувствовали тепло наших рук?
2. Упражнять в умении расслабляться по контрасту с напряжением.

Теперь представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя. (Дети поднимают руки с расставленными в стороны пальцами к голове.) Трудно так держать руки. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте и повторяйте упражнение.

А сегодня мы – олени,

Ветер рвётся нам навстречу.

Ветер стих, расправим плечи,

Руки бросим на колени.
3. Развивать артикуляционную моторику.

- А что же в жаркой Африке?

Скалит зубы тигр у ветки –

Там тигрица мать и детки.

(заборчик)

Хобот вытянул слонёнок –

Он совсем ещё ребёнок.

(хоботок)

По тропинке мы пойдём

Носорога там найдём.

(ступеньки)

Громко зебра цокает

за травой высокою.

(лошадка)

4. Развивать физиологическое дыхание.

Ветер траву колышет. Поможем ветерку.

- Мы подуем высоко,

(руки вытянуть над головой, потянуться и подуть вверх)

- мы подуем низко,

(наклон вниз, подуть вниз)

- мы подуем далеко,

(руки на пояс, наклон вперёд и подуть прямо)

- мы подуем близко

(руки на поясе, подбородок прижать к груди и подуть на грудь).
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Колокольчик звенит, заниматься нам велит.

(Дети складывают пальцы в замок, поднимают его. Средний палец правой руки проходит между ладоней и «превращается» в язычок колокольчика, двигаясь из стороны в сторону. Настоящим колокольчиком издаётся звук.)
6. Закреплять умение анализировать артикуляцию звуков.

Пройдите к своим столам и сядьте на стульчики. Плечи расправили, ноги стоят прямо, руки полочкой. Поставьте зеркала перед собой и сделайте так, как я скажу.

- Губы разомкнуть, зубы разомкнуть. Язык поднять к нёбу. И если сильная, холодная воздушная струя пройдёт по центру язычка, его кончик задрожит.

- Какой звук мы услышим?

- Губы разомкнулись и улыбнулись. Зубы разомкнуты. Язык поднят к бугоркам. А от сильной, холодной воздушной струи кончик его, тоже задрожит. Какой звук мы услышим?

Зеркала положите, пожалуйста, на край стола.
7.Закреплять навык характеристики звуков.

Поскорее улыбнитесь, в звуки [ Р ], [ Р’] превратитесь!

- В какой звук превратилась Оля? Владик? Рома? Алёна?

Пусть сами звуки расскажут о себе. (Дети дают характеристику звукам)
8. Знакомство с буквой.

- Звуки [ Р ], [ Р’] на письме обозначаются буквой Р. (Показываю букву.) Посмотрите, на что похожа буква Р? (Дети дают ответы. Затем идёт показ картинки: на что она похожа.)

Дрожу от страха

До сих пор! –

Воскликнуло полено. –

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

- Из каких элементов состоит буква Р?

- Из скольких элементов состоит буква Р?

- Составьте её, пожалуйста, из конструктора букв.

А сейчас, я вам предлагаю немного размяться. Для этого, сначала – девочки, а потом – мальчики, встанут в полукруг на ковре.
9. Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные.

(Выставляется изображение, состоящее из частей различных животных: носорога, зебры, тигра.)

Это что за чудо-юдо,

Прибыло оно откуда?
Это зверь из дальних мест.

Расскажи, что чьё в нём есть.

(Дети упражняются в образовании притяжательных прилагательных.)
10. Физминутка.

- У какого животного очень длинная шея? Покажем его?

С длинной шеею жираф

Выступает, словно граф.

Смотрит влево, смотрит вправо:

Нет ли тигра иль удава;

Нет ли в небе самолёта,

Под ногами бегемота.

И вращает головой –

Ищет веточки с листвой.
11. Развивать пространственные ориентировки, через определение соотношения предметов между собой. Развивать фонематический слух.

- Ребята, колокольчик звенит, заниматься нам велит! Проходите, пожалуйста, на свои места.

(Выставляется дидактическое пособие: домик.)

- Кто же в домике живёт? Чтобы узнать, нужно открыть окошки, назвав их расположение и определить, находятся ли в слове звуки, которые мы сегодня учили. Затем назвать место звука в слове: начало, середина, конец.

(Дети называют форму окон, их расположение и жильцов дома. Определяют наличие звуков и их место в слове.)
12. Упражнять в звуковом анализе слова.

Последний жилец – тигр. Сделайте, пожалуйста, звуковой анализ слова ТИГР. А Алёна выполнит у доски.


13. Упражнять в чтении слов и предложений, составлении схем предложения.

Животные прислали телеграммы. Пока они к нам дошли, в них все слова склеились. Помогите прочитать и выложить схемы предложений, чтобы понять из скольких слов они состоят.
14. Итог.

А сейчас встаньте, пожалуйста, в шеренгу на ковре, лицом ко мне

(Подводится итог занятия.)
15. Оценка.

Вы сегодня хорошо поработали. Но, хочется посмотреть, как вы справитесь с последним испытанием. Закройте, пожалуйста, глаза. До семи считаю, детей в буквы превращаю!

(На шею каждого ребёнка надевается тесьма, с бумажным кругом. На кругах изображены буквы: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы. Буквы вешаются на поверхность спины.) Нужно не поворачивая головы и не трогая ничего руками, определить в какую букву вы превратились. Одному из вас, нужно будет сделать 3 шага назад, посмотреть на буквы на спинах других детей и назвать себя. (Ребёнок выполняет действия.) Перетяни, пожалуйста, свою букву на грудь и проверь правильность ответа.

Когда каждый определит, в какую букву он превратился, нужно прочитать получившееся слово. (МОЛОДЦЫ)

- Вы, действительно молодцы! Когда вы снимите карточки с буквами с себя, вы превратитесь в ребят.
Список используемой литературы:

  1. Воробьёва, Татьяна Анатольевна. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика /Т. А. Воробьёва, О. И. Крупенчук; под ред. Ф. Салимжанова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

ISBN 978-5-94455-145-0.

  1. Лопатина, Людмила Владимировна. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие/Л. В. Лопатина; под ред. Е. А. Логиновой. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 192 с. – (Коррекционная педагогика). –

ISBN5–94033–041–Х.

  1. Цвынтарный, Валерий Викторович. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем: научно-популярное издание / В. В. Цвынтарный; под ред. Л. Мартьянова. – Москва: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 63 с.

ISBN5-227-01743-3.