|
«Безопасный Интернет» Выступление на общешкольном родительском собрании на тему
«Безопасный Интернет»
Выступление подготовила:
Горшунова О.Р., учитель математики
За последние 5 лет Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Особенно много времени проводят за компьютером подростки и молодежь. И далеко не всегда они используют его возможности для приобретения новых учебных знаний, развития своих творческих способностей. Чаще всего Интернет заменяет живое общение. Здесь они могут общаться, переписываясь или используя веб-камеру.
Но нужно помнить, что Интернет это социальная среда, в которой можно не только встречаться с друзьями, но и с незнакомцами. В Интернете пользователя могут обидеть, запугать или даже оскорбить. Зачастую родители об этой стороне всемирной паутины не знают. Если ваш ребенок вдруг резко перестает заходить в интернет, перестает пользоваться привычным электронным адресом, есть повод задуматься: а не подвергся ли он унижению?
В настоящее время существует большое множество программ позволяющих вскрыть электронный ящик, подобрать к нему пароль, а затем использовать этот ящик в своих целях. Многие дети, заводя электронный ящик, дают в нем свои настоящие данные – имя, фамилию, дату рождения, адрес, иногда телефон. Как правило в нем же располагаются фотографии, как самого ребенка, так и его семьи, дома, машины… Любой человек зайдя в электронный ящик может получить доступ к этой информации, сделать выводы о благосостоянии семьи и т.д. Подобрав пароль к электронному ящику можно свободно входить в него, рассылать от имени собственника различные оскорбительные письма по любым адресам, делать скабрезные подписи под фотографиями и т.д. Дети очень болезненно воспринимают такое проникновение в их личное пространство, хотя бы и виртуальное.
Еще чаще мы наблюдаем другую ситуацию, когда сам подросток выставляет двусмысленные фотографии, несообразные возрасту, имеющие явный физиологический подтекст. В статусах, которые видны всем, выставляют фразы с нецензурными, оскорбительными высказываниями. Интернет позволяет собрать в одном и том же месте за очень быстрое время большое скопление людей. Стоит только написать несколько фраз. И если до эры интернета, оскорбления, запугивания могли быть только тогда, когда ребята непосредственно находились рядом, то теперь приходя домой и, садясь за компьютер, или просто держа сотовый телефон в руке, ребенок может подвергаться унижениям практически 24 часа в сутки. Психологическое давление на ребенка может оказываться постоянно и долговременно. Если же дело доходит до драк, то в последние годы практически всегда находится человек, который стоит рядом и снимает это на сотовый телефон. Куда пойдут эти кадры? Где они будут выставлены, на каких сайтах? Мы, родители, учителя, должны знать о том, что интернет открывает новые возможности для оскорбительного поведения. Люди могут публиковать в нем слухи, фотографии или другую личную информацию с очень страшными комментариями, отправлять злоумышленные сообщения как анонимно, так и от чужого имени. Только в этом случае мы можем предостеречь своих детей, оградить их от унижения, сохранить их психическое здоровье.
С 01 сентября 2012 года вступил в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 436-ФЗ"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" . Закон предусматривает ряд ограничений
Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона её производителем и (или) распространителем следующим образом:
1. Применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;
2. Применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 6 лет»;
3. Применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;
4. Применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;
5. Применительно к категории информационной продукции запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».
Данные знаки мы теперь с вами видим и при просмотре телепередач по телевизору.
Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая место, как в учёбе, работе и быту, а мы уже отчётливо осознаём, насколько мы зависим от компьютера. Возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе.
С одной стороны Интернет содержит массу плюсов для детей (учеников): помогает в выполнении школьных заданий, дистанционно обучаться, участвовать в Интернет – конкурсах, расширяет кругозор, экономит время. С другой стороны, в сети большое количество ресурсов, которые отнюдь не назовешь безопасными – особенно для детей, любопытных и вездесущих. Возникает проблема обеспечения безопасности детей в Интернете.
Задача педагогов, родителей – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.
Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует. Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка. Мы остановимся на 14 летних подростках. В этом возрасте, дети склонны к риску и выходу за пределы дозволенного. Технические ограничения и запреты могут оказаться неэффективным способом повышения уровня безопасности в Интернете.
Проведённое анкетирование вырисовало следующую картину:
На вопрос: Установлен ли Интернет на вашем компьютере дома?
Да – ответили 85 %
Нет – 25 % учащихся.
Чем вы предпочитаете заниматься в интернете?
Поиск информации – 38%
Дистанционно обучаться - 2%
Участие в конкурсах - 2%
Общаться в социальных сетях- 22%
Играть в игры- 28%
Смотреть фильмы – 3%
Рассматривать географические карты - 5%
Контролируют ли ваши родители то, как вы используете Интернет?
Да – 5%
Нет - 19%
Не всегда – 76%
Исходя из этих данных видно, что для данного контингента учащихся Интернет является главным образом социальной средой. А значит, здесь они могут встречаться как с друзьями, так и врагами.
Остановимся на наиболее массовых занятиях детей в Интернете, их негативных последствиях и средствах их предупреждения:
I. Сайты знакомств, социальные сети, блоги и чаты.
Работая в Интернете, учащиеся могут столкнуться с проблемой виртуального общения (чат, форум, электронная почта). При общении с незнакомыми людьми, возникает ситуация разговора с виртуальными личностями. Человек может изменить свой статус, скрывать возраст, пол, преувеличивать силу, красоту, а также почти безнаказанно проявлять агрессивные черты характера, которые он вынужден подавлять в повседневной жизни.
Злоумышленники стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных, кино и других новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир ребёнка. Умами наших детей могут завладеть и процветающие ныне депрессивные молодёжные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
Всё шире возможности Интернета используются представителями экстремистских течений для того, чтобы заманить в свои ряды новичков.
Для того чтобы избежать отрицательных последствий общения в Интернете следует придерживаться определенных правил. Необходимо убедить подростка не распространять контактную или личную информацию: имя, фамилию, адрес, номер телефона, номер школы, любимые места для игр, и другую информацию. Родители должны объяснить детям, что интерактивная дружба может закончиться. И когда это произойдет, личная информация может быть использована во вред подростку предоставившему её.
Необходимо объяснить детям, что они ни в коем случае не должны встречаться с интернет - друзьями лично. Что интернет - друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают. Родители должны контролировать входящие и выходящие сообщения электронной почты своего ребенка. Знакомиться с их "виртуальными” друзьями подобно тому, как они знакомятся с "реальными”.
Вместе с тем, ребёнку надо довести до сознания, что чрезмерное злоупотребление виртуальным общением разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки, заложенные с детства.
II. Сетевые игры.
Негативное влияние компьютерных игр на поведение детей уже ни у кого не вызывает сомнения: для многих детей они стали важнее учёбы и общения со сверстниками, интереснее книг, кино и телевидения.
С каждым годом всё больше и больше обучающих компьютерных программ появляется на рынке; они подталкивают ребёнка к пониманию процесса работы компьютера, исчезает страх перед новыми технологиями, но вместе с тем уже в раннем возрасте формируется аддиктивное поведение детей. Это означает, что во время игр происходит процесс, при котором человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии».[1] Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально – психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности. Кроме того элементы насилия, которыми так изобилуют некоторые игры, способствуют повышению агрессивности у подростков.
Научите детей быть внимательными при загрузке бесплатных файлов и игр на компьютер, их могут обмануть: нажав на ссылку, он можешь попасть в «небезопасную зону» или загрузить на свой компьютер вирус или программу - шпион.
III. Электронная почта, просмотр фильмов.
С вводом в действие цифрового телерадиовещания, Интернета, держатели «раскрученных» сайтов все больше озабочены привлечением аудитории любым путем, абсолютно не заботясь об интересах общества.
Ежедневно каждый абонент почтовой программы получает свыше 50 реклам (так называемый спам) самого разного толка, в том числе и явно деструктивного характера, содержащих и сексуальную информацию с указанием адресов сайтов, где с этой информацией можно ознакомиться более подробно и посмотреть соответствующие «картинки».
Сексуальность – это не единственная сфера, в которой происходят конфликты между родителями и подростками. Но зачастую – это наиболее трудная сфера, где приводятся громкие доводы и возникают сильные эмоции, которые, как правило, так и остаются не выраженными полностью. Говоря о безопасности детей в Интернете в плане полового воспитания, акцент следует сделать на то, что самое главное – это доверие между родителями и ребенком, готовность взрослых к диалогу, обсуждению непростых вопросов, да и просто разговорам о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Для того чтобы разговаривать со своими детьми о сексе и сексуальности, родители должны справиться со своими собственными предубеждениями и преодолеть общественные запреты, препятствующие более открытому обсуждению этой темы.
Основные правила и рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в Интернете:
Установите компьютер в помещении, используемом всеми членами семьи.
Внимательно относитесь к действиям ваших детей в Интернете.
Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Интернет
Установите «родительский контроль», антивирусные программы, бесплатное программное обеспечение «Интернет Цензор»(www.icensor.ru), NetPolice, KidGid
Ограничьте время пребывания ребенка в сети.
Контролируйте входящие и выходящие сообщения электронной почты своего ребенка.
Постоянно повышайте уровень своей компьютерной грамотности.
Отвлекайте ребенка от компьютера.
Узнайте больше об использовании компьютера. Если вы сами являетесь пользователем Интернета, вам будет проще определить правильную тактику для детей и помочь им найти в Интернете полезный материал;
Используйте Интернет вместе. Найдите сайты, которые подходят для детей, или узнайте о способах поиска полезной информации: запланируйте совместную туристическую поездку, просмотрите образовательные сайты для помощи в школьных заданиях или найдите информацию об увлечениях детей;
Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.
Программы для отслеживания посещения сайтов:
на платной основе: HTTP Analyzer, HTTPLook, HttpWatch
на бесплатной овснове: EffeTech HTTP Sniffer, Wireshark, Fiddler, NetworkTrafficView, ChromeHistoryView, IEHistoryView
Программы контентной фильтрации:
на платной основе: NetPolice, Content Keeper, KinderGate School Project, ChildWebGuardian, Kaspersky Crystal, KidsControl, CCT Internet Filter Home, Websense Enterprise, Proventia Web Filter;
на бесплатной основе: Интернет Цензор, NetPolice Lite.
Программы контентной фильтрации для телефонов:
на платной основе: 007-Mobile, Kasperssky Mobile Security, Norton Safety Minder, F-Secure Mobile Security, Mobile Security Personal Edition
Что следует делать, если ребенок увидел в Интернете неприятные или неуместные материалы?
Не реагируйте слишком остро: ребенок не должен чувствовать излишнего смущения, чтобы он мог свободно говорить о подобных случаях в будущем.– Акцентируйте внимание ребенка на том, что это не его вина.
Удалите любые следы, оставшиеся от неуместного материала, включая ссылки, файлы и журнал просмотренных веб-страниц.
Поговорите с ребенком о том, как избежать подобных ситуаций в будущем, включая использование детских поисковых модулей и удаление сообщений электронной почты от неизвестных людей.
Помните!
· Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
· При работе в Интернете не стоит забывать о том, что нужно заботиться об остальных так же, как и о себе. |
|
|