Главная страница

Исследовательская работа: Мозаики М. Ломоносова Выполнила ученица 9 «В» класса моу «Лицей №47» Ленинского района г. Саратова



Скачать 164.01 Kb.
НазваниеИсследовательская работа: Мозаики М. Ломоносова Выполнила ученица 9 «В» класса моу «Лицей №47» Ленинского района г. Саратова
Дата29.02.2016
Размер164.01 Kb.
ТипИсследовательская работа





МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПАТРИОТЫ РОССИИ»


Исследовательская работа:
Мозаики М. Ломоносова

Выполнила ученица 9 «В» класса

МОУ «Лицей № 47»

Ленинского района г. Саратова

Соколова Елена

Руководитель работы -

учитель изобразительного искусства

Кушнерева Ольга Валентиновна

Саратов 2012
 

Содержание
Введение………………………………..…………………………………с.3
Основная часть
Глава I. Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова

(1711 – 1765 гг.)…………………………………………………………….……….…….с.4 - 5
Глава II. Мозаики Ломоносова………………….........................….с. 6 - 11
Заключение………………………………………………….………….с. 12
Список литературы…………………………………….….…...….……c. 13
Приложение…………………………………………………………….с. 14

Введение
Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. В его время в области мозаичного искусства в мире господствовали итальянские мастера много веков сохранявшие и развивавшие античное и византийское наследие.

Россия славится многими выдающимися людьми. Чудесные слова сказал о нем Белинский: «Ломоносов был Петром Великим нашей литературы ... Не приписывая не принадлежащего ему титла поэта, нельзя не видеть, что он был превосходный стихотворец, версификатор ... Этого мало: в некоторых
стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский и напыщенный тон,
мелькает иногда поэтическое чувство - отблеск его поэтической души ... »
Многие поэты и вообще великие люди говорили о нем много слов и каждое
ему соответствовало. На свете не так уж и много таких людей. А всегда
хочется, чтобы их было намного больше. Итак, сегодня мы поговорим о
великом человеке, о Михаиле Васильевиче Ломоносове.
Объектом исследования является русская культура XVIII века.
Его предмет развитие декоративно – монументального искусства в России.
Цель исследования познакомиться с мозаичным творчеством М. Ломоносова
Задачи:


  • выяснить какие мозаики М. Ломоносова сохранились до наших дней;




  • проанализировать творчество мозаичного искусства этого ученого;




  • дать характеристику мозаикам Ломоносова и мозаикам, выполненных в его мастерской, после смерти ученого.


Основная часть
Глава I
Жизнь и творчество
Михаила Васильевича Ломоносова
(1711 – 1765 гг.)
Ломоносов родился в деревне Денисовке близ Холмогор на Двине. О его
раннем детстве до нас дошло очень мало сведений. Когда его мать умерла,
отец женился вторично. Михаил Васильевич не любил мачеху называл ее
злой и завистливой, потому-то она всячески пыталась настроить отца против
сына.

Лишь только Мише минуло десять лет, отец стал брать его на рыбную ловлю. Далекие плавания развивали и укрепляли в мальчике стойкость характера, волю и смелость, которые далее успешно проявлялись.

Первый учитель Ломоносова был Иван Шубной, сын которого Федот
Иванович Шубин позже стал великим скульптором. Учение пошло легко,
мальчик стал лучшим чтецом в приходской церкви. Юный Ломоносов с
жаром тянулся к знаниям и выучил наизусть книги «Грамматика» и
«Арифметика», Смотрицкого и Магницкого.

Отец хотел женить подраставшего сына, пусть даже против его воли. Но
Ломоносов предпочел бежать.

Бегство Ломоносова свершилось 7 декабря 173 О года. Юноше тайком
удалось достать паспорт с помощью управляющего Ивана Васильевича
Милюкова. Михаил добрался до Москвы на караване с мерзлой рыбой.
Вскоре Михаил поступил в Петербургскую академию. В 1735 г Корф начал
искать химика для путешествия по Сибири. Он выбрал трех юношей в числе
которых был и Ломоносов.

Затем Академия решила перевести их во Фрейбург к Генкелю, который
обучал их горному делу и металлу. Ломоносов усердно занимался
металлургией.

Вернувшись в Петербург, Михаил Васильевич засел за работу. В это время ко
дню Рождения императора Иоанна Антоновича, Ломоносов написал оду.
Вскоре после 23 августа, дня победы над Вильманстранде, он напечатал
хвалебное стихотворение под названием «Первые трофеи Его величества
Иоанна 6». Но 25 ноября 1741 г на престол взошла императрица Елизавета.
Ломоносов написал новое стихотворение которое произвело впечатление не
только на королеву, но и на все общество.

С 1746 года Ломоносов начинает выступать как общественный деятель. Он затрагивает вопрос о распространении просвещения в России.

Вскоре Ломоносов подал прошение что бы построить химическую
лабораторию. Пока строилась лаборатория, он составлял пособия, но его

занятия литературой не прекращались. Он писал оду за одой. Стихотворение
за стихотворением. Вот один отрывок из стихотворения:
«ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ

ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ»

... Лице свое скрывает день;
Поля покрыла влажна ночь;
Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна ...
Переводные работы и оды вскоре создали ему репутацию знатока русского
языка. Но с 1749 г в деятельности Ломоносова начинаются крупные перемены.

В августе 1751 г Ломоносов решился представить императрице пробы
мозаичных составов. Охваченный идеей распространения мозаичного дела,
Ломоносов просит сенат дать ему средства и землю, но получает отказ. Тогда
он обращается к императрице. Она соглашается. Ему поручено украсить
восемью мозаичными картинами памятник Петру Великому. Одну из картин,
на которой изображен Полтавский бой, нашему академику удалось окончить.
Его интерес к наукам не утих. 1735 год памятен в жизни Ломоносова тем, что
в этом году он написал одну из своих замечательных работ: «Слово о
явлении воздушных, от электрической силы происходящих» . Во время
опытов соратника Ломоносова, Рихмана 26 июля 1753 года убило молнией.
Счастливая случайность спасла Ломоносова от такой же печальной участи.

В 1754 году Ломоносов принимал участие в осуществлении плодотворной
мысли - учредить в Москве первый университет. Сомнению не подлежит,
что это высшее учебное заведение своим возникновением обязано Михаилу
Васильевичу. Императрица Елизавета утвердила проект университета 12
января 1755 года.

26 мая 1761 года Ломоносов наблюдал прохождение Венеры через
Солнечный диск. Эти наблюдения привели ученого к тому, что вокруг
планеты Земля существует атмосфера.

Михаил Васильевич Ломоносов являлся душой задуманного предприятия:
все его предложения и советы принимались беспрекословно. Последние два года великий ученый все чаще стал недомогать. Иногда он не
выходил из дома по несколько недель подряд. 7 июля 1764 года императрица
посетила Ломоносова на дому вместе с княгиней Дашковой и некоторыми
придворными.

Но надолго влить бодрость и энергию в душу Михаила императрице не
удалось.

В конце марта 1765 г академик простудился и слег окончательно. Он умер 4
апреля 1765 года, на второй день Пасхи, около пяти часов полудня, встретив
смерть со спокойствием истинного философа.
Глава II
Мозаики Ломоносова
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник»

А.С.Пушкин

Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. В его время в области мозаичного искусства в мире господствовали итальянские мастера много веков сохранявшие и развивавшие античное и византийское наследие.

Разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стекол различных цветов и оттенков, М. В. Ломоносов приступил к изготовлению мозаик. Уже в середине 1751 г. он просит академическую канцелярию пристроить к левой половине боновского дома, где он в то время жил, отдельный «покой» для занятий мозаикой. М. В. Ломоносов набирал картины из шлифованных с одного края кусочков стекла, укрепляя их на плоском медном основании специальным клеем-цементом. Первой мозаичной картиной, которую талантливый ученый выложил в мастерской боновского дома, был образ богоматери с картины итальянского художника Солимена. Для ее изготовления потребовалось около, 4 тыс. кусков стекла.

Сам Ломоносов был знаком с мозаикой по собору св. Софии в Киеве, а также по привезенной в 1746 г. из Италии мозаичной картине.
К 1752 г. относится первая, набранная Ломоносовым собственноручно из полученных им смальт работа – икона Богородицы, подаренная императрице Елизавете по случаю ее именин. Известно то, что образ был составлен с «оригинала славного римского живописца Солимена, а всех составных кусков поставлено больше 4000, а для изготовления составов делано 2184 опыта в стеклянной печи.

Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова.
«Западники» 19 в. назовут Петра I «первым проявлением личности в русской истории», как в 20 в. его назовут «первым большевиком», видя в нем первого человека, сумевшего подняться над массой, над инерцией истории.
В 1755 г. мозаичные работы были перенесены на территорию Усть-Рудицкой фабрики, где теперь изготовлялись окрашенные стекла. Управление химической лабораторией М. В. Ломоносов передал химику У. Сальхову, приехавшему из Германии. В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. В настоящее время эта картина хранится в Государственном Эрмитаже. Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Петр I изображен на ней в латах и порфире. По мнению искусствоведов, Ломоносову удалось создать один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра I.

В 1757 г. М. В. Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. Проект Ломоносова предполагал украшение стен Петропавловского собора двенадцатью мозаичными панно и мозаичный декор колонн. Две крупнейшие из картин: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» должны были размещаться по северной и южной стенам собора; в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени – «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и пр.

Сенат запросил мнение Академии художеств, которая, обследовав представленные мозаики, дала им высокую оценку. «С удивлением признавать должно, — говорилось в отзыве Академии, — что первые опыты такой мозаики без настоящих мастеров и без наставления в такое малое время столь далеко доведены..., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло». В феврале 1758 г, императрица одобрила предложение М. В. Ломоносова. Спустя два года был утвержден и его проект об украшении мозаичными картинами монумента Петра, который тогда собирались воздвигнуть в Петропавловском соборе. М. В. Ломоносов с большой энергией принялся за дело. Он перенес мозаичные работы в мастерскую, устроенную на территории своего нового дома на Мойке. Окрашенные стекла по-прежнему готовились на Устъ-Рудицкой фабрике. Осуществление проекта было рассчитано на шесть лет и начато в 1762 г. с картины «Полтавская баталия», оконченная во второй половине 1764 г. Картина поражает своей красотой и размерами:  ее длина — 6,4 м, высота — 4,8 м. Эту картину составляли под руководством М. В. Ломоносова семь человек. На ее изготовление пошло около 900 тыс. кусков стекла. После смерти Ломоносова «Полтавскую баталию» передали в Академию художеств. Когда в 1829 г. опытному  итальянскому мозаичисту Дольфини, в совершенстве знавшему римскую мозаику, было поручено реставрировать местами поврежденную от небрежного хранения картину Ломоносова, то итальянский мастер не смог изготовить выпавшие элементы мозаики. В настоящее время «Полтавская баталия» украшает стены Академии наук в Ленинграде.

Всего в мастерских М. В. Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных картин неизвестна.        

  Парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны - "...Императрица на нём была изображена в рост... Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй". Картина работы Л. Токке, по которому живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаику.









Императрица Елизавета Петровна. Картина работы Л. Токке, по которому живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаику. В собрании Государственного Эрмитажа.




Императрица Елизавета Петровна. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.

       

"...Но такого мажорного звучания смело сопоставленных, вплоть до известной пестроты, горящих, ликующих оттенков смальты в масляной живописи Рокотова нет и быть не могло. Это Ломоносов. Портрет Елизаветы Петровны почти народный лубок по яркости и даже пестроте красок, такой, видимо, она мыслилась Ломоносовым - весёлой, русской, не очень далёкой..."

         "...Работая над произведениями молодого Рокотова, Ломоносов переводит и его портреты в иной строй живописной речи, более приподнятый и величавый, отвечающий задачам монументального искусства... живопись Ломоносова ставила себе целью прославление "Геройских славных дел, что долг Отечеству изобразить велел..."

 

   











П.И.Шувалов. Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственного Русского музея.







П.И.Шувалов. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Эрмитажа.

      

Мастерски набранный - гораздо более мелким, чем раньше, набором - мозаичный портрет Петра Ивановича Шувалова почему-то именуется в фабричных ведомостях портретом "некоторой знатной особы". Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея. Интересно, что Ломоносов избирает в качестве оригинала для своей мозаики именно этот портрет, наиболее простой и жизненно убедительным. Для придания большей объёмности голове Ломоносов обводит контур лица узкой полоской голубовато- серой смальты, издали не заметной и образующей как бы слой воздуха, окутывающий фигуру.

 








Великий князь Пётр Фёдорович. Портрет работы Ф. Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи.




Великий князь Пётр Фёдорович. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.

       

Несколько "вялый", как его характеризует Лапшина, портрет Рокотова выиграл при переводе в мозаику. Очень тонко проработанное лицо рельефно выступает на многоцветовом зеленовато - коричневом фоне. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затенённой щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово- синими отворотами, белизна ворота, оттенённого черной лентой. Несмотря на детальность передачи живописного оригинала и сохранение его объёмности, большая интенсивность красок делает мозаичный портрет Петра Фёдоровича в высшей степени декоративным.

 








Екатерина II. Портрет работы Ф. Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи.

Екатерина II. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.

         "...Грабарь считал, что мозаичный портрет Екатерины "очень гармоничен в цветах и деликатен в обработке..." "...Даже когда Ломоносов пробует передавать мозаике объём и воздушность, фиксирует цветные рефлексы и блики, блеск алмазов и прозрачность кружев, как в портрете Екатерины II, эти детали не заслоняют у него общего целостного впечатления и нигде не переходят в мелочную деталировку и копирование иной живописной техники..."

         "...Ведь Ломоносов всегда учитывал специфические требования той техники, которую он один пытался возродить в России XVIII столетия. В мозаике он совершенно справедливо считал основным необходимым качеством яркое живописное решение четкого и содержательного художественного замысла - первое условие декоративного и монументального украшения "больших публичных строений..."

         "...Отсюда принципиальное отличие всех выполненных при жизни Ломоносова в его мастерской мозаик от их живописных оригиналов в масле, преднамеренная их транспортировка на язык другой, более обобщенной и лаконичной техники, рассчитанной на обозрение издалека, на выразительный силуэт и интенсивное цветовое пятно..."

За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до зде достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин.

До нашего времени сохранились следующие мозаики Ломоносова:
Нерукотворный Спас (Исторический Музей, Москва)
Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж)
Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва)
Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова)
Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей)
Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж)
Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей)
Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург)
Итак, Ломоносов ценил в своём материале - в цветном стекле - именно прочность, чистоту и светосилу красок и как художник, одарённый от природы острым чувством цвета, и как ученый, долгие годы работавший над "новой теорией цветов", проделавший многие тысячи опытов для получения красителей нужных оттенков и сам создавший изумительную палитру смальт, непревзойдённую до сих пор.

Заключение
Сегодня, мы рассказали вам о Михаиле Васильевиче Ломоносове. О
человеке, который посвятил свою жизнь науке и литературе. О человеке,
который старался не для себя, а для России. И Россия всегда будет помнить и
гордиться этим человеком.

Итак, современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России. Михаил Васильевич Ломоносов ценил в своем материале именно прочность, чистоту и светосилу красок, а великолепные картины это всего лишь дело рук мастера. Действительно, в русской мозаике XVIII в. всё было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями, творческим, безошибочным художественным чутьём. Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.

Во главу угла в своей работе он ставил условие декоративного и монументального украшения «больших публичных строений», рассчитанной на обозрение издалека, что в России на тот момент было новым.

За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до где достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин.










Список литературы



  1. Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова

Павленков Флорентий Федорович. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 639 с., ил.


  1. Глухов, А. Михайло Ломоносов (1711-1765) «Все испытал и все проник» [Текст] / А. Глухов // Университетская книга. – 2000. - № 10. – С. 23-39




  1. Потапова, Н.М. М.В. Ломоносов: культура и образование [Текст] / Н.М. Потапова // Родина Ломоносова: посвящается 280-летию М.В. Ломоносова. Ч. 2 – Архангельск, 1991. – С. 47-52



  1. www.lomonosov.lit-info.ru




  1. www. biography.5litra.ru




  1. arkhangelsk.russiaregionpress.ru



Приложение


  1. Презентация




  1. Иллюстрации…………………………………………………….с. 15


Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора
Ломоносова. Начало 1750–х.


Ломоносов демонстрирует

Екатерине II мозаику




Петр I. Мозаика собственноручного

набора Ломоносова. Фрагмент. 1754.

Полтавская баталия. Ломоносов