Главная страница

Обострение социально-экономических противоречий в условиях форсированной модернизации



Скачать 102.85 Kb.
НазваниеОбострение социально-экономических противоречий в условиях форсированной модернизации
Дата18.04.2016
Размер102.85 Kb.
ТипУрок

Урок в 11 классе на тему

«Обострение социально-экономических противоречий в условиях форсированной модернизации»
Цель урока:

1.Обучающая - определить истоки и последствия социально-экономических противоречий, привести учащихся к выводу о том, что особенности российской модернизации догоняющего типа стали следствием сохранения пережитков крепостничества, многоукладности экономики второй половины XIX – начала ХХ вв.и незаинтересованности чиновничье-бюрократического аппарата в глобальных изменениях

2.Развивающая – развивать у учащихся исследовательские способности, умения и навыки сравнения, анализа, умения доказывать свою точку зрения

3.Воспитательная – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к проявлениям свободы личности, прививать отношение к историческим деятелям, проявляющим активную жизненную позицию, как норме человеческой жизнедеятельности
Основные понятия: модернизация, консерватизм, реформаторство, община, монополии, инвестиции
Оборудование: учебник, карта «Социально-экономическое развитие пореформенной России», проектор, компьютер, презентации
Плен урока:

1.Социальная структура Российского общества в условиях модернизации.

2. Многоукладность российской экономики во второй половине XIX – начале ХХ вв.

3. Противоречия политической системы и их влияние на экономику
Ход урока



Этап урока, слово учителя

Формы и методы

Время, мин.,слайд

I

Оргмомент

0,5

Слайд 1




Изучая раздел Отечественной истории «Россия во второй половине XIX-начале ХХ вв.» мы узнали о глобальных изменениях в жизни Российского общества. Сегодня на уроке мы должны рассмотреть одну из важных тем, раскрывающих необходимость экономических преобразований на рубеже XIX – ХХ вв. - «Обострение социально-экономических противоречий в условиях форсированной модернизации»



Слово учителя

Запись в тетради


1мин




Политическое моделирование:

Попытаемся смоделировать пути дальнейшего развития России. Для этого нам потребуется выяснить:

- с какими особенностями связан процесс модернизации в России;

- используя навыки исторического анализа определим роль субъектов политики – властных структур в выборе вариантов развития России

- кто из политических деятелей конца XIX – начала ХХ века предлагал пути преодоления трудностей.

Вы разделены на 2 команды – реформаторы и консерваторы. Вам предстоит, собрав всю необходимую информацию о состоянии российского общества, смоделировать вероятные пути развития России

Мотивация учебной деятель-ности

1 мин







Предлагаю начать с «мозгового штурма»







II

Мозговой штурм










Задание ЕГЭ В3: сопоставить термины с их значениями

Монополия, инвестиции, картель, синдикат, трест, индустриализация, община, отработочная система, реформаторы, консерваторы, модернизация

Работа учащихся в парах

Слайд

3-4 мин




Модернизация – процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, характеризующийся радикальными изменениями всех сторон жизни общества. История продемонстрировала нам два типа модернизации:

- первичная (или естественная, органическая), происходящая «снизу»,

- «догоняющая», происходящая по инициативе государственной власти под действием внешних «вызовов»

Слово учителя

1 мин

III

Новая тема







1

Попытаемся разобраться, какую роль в успехах модернизации сыграли изменения социальной структуры российского общества

- отражала ли сословная структура Российской империи нужды экономического развития? (Для этого необходимо ответить на вопросы - какие слои населения могли принять активное участие в процессах модернизации? Какую долю населения страны они занимали?)










Начнем со статистических данных переписи населения 1897 года.

Сообщение учащегося (слайды с диаграммами):

- общая численность,

- национальный состав,

- территориальное деление,

- религиозный состав,

- уровень грамотности

Вопросы:

- можно ли на основании этих данных сделать вывод об уровне развития страны?

- какому типу общества соответствует сословный строй?




Слайды

3-4мин




В структуре российского общества начала ХХ века современные историки выделяют 5 социальных категорий: господствующая элита, средние слои, крестьянство и казачество, пролетарское население, люмпены. Но это не всё. Российское общество отличало существование многомиллионной массы так называемых маргиналов

Слово учителя







Задания группам:

  1. Заполнение таблицы

  2. Анализ текста учебника о маргиналах










Работа учащихся с графами таблицы «Структура российского общества в начале ХХ века»

Социальная категория

%

Слои населения

Уровень доходов

Образование

Бытовые условия



















Задание: Впишите в графы перечисленные слои населения (помещики, генералитет, врачи, учителя, офицерский корпус и т.д.), относя их к одной из 5 социальных категорий, охарактеризуйте их на основе таких признаков как уровень доходов, образование, бытовые условия.

Проверка результатов заполнения таблицы

Самостоя-тельная работа учащихся

5-7мин

2 мин



Работа группы учащихся с текстом учебника о маргиналах (стр.9)

Вопросы:

Кого называем маргиналами?

Имело ли место это явление в других странах? Чем оно отличалось и какими факторами было обусловлено? (в странах западной Европы модернизационные процессы растянулись на несколько веков и характеризовались большей гармоничностью и естественностью, чем в России, это была модернизация естественного типа, и там удалось избежать чрезмерного скопления маргиналов и люмпенов)

Какие негативные последствия претерпевало российское общество от увеличения числа маргиналов? (ломка жизненных ценностей, психологическая напряженность, социальная нестабильность)

Анализ материала учебника

5-7 мин

2 мин.



Изучив сведения о социальном составе российского общества мы готовы ответить на вопрос

- отражала ли сословная структура Российской империи нужды экономического развития?

- какие слои населения могли принять активное участие в процессах модернизации? Какую долю населения страны они занимали?)

Выводы учащихся

3 мин



Вывод этапа урока: Одними из важных проблем усиленной модернизации в России являлись устаревшая социальная структура и рост социальной напряженности





2

Попытаемся определить особенности развития российской экономики в условиях модернизации.

Задание учащимся: вставить в текст недостающие термины из числа тех, с которыми работали в начале урока.

«В ходе модернизации крупные предприниматели стремятся подавить конкурентов, добившись привилегированного положения на рынке, в результате чего фабриканты и заводчики начинали договариваться между собой о регулировании объемов однотипного производства и цен на сбываемую продукцию, так образуются … (монополии).

Первые монополистические объединения в России возникли ещё в конце XIX века (Союз вагоностроительных заводов, Объединение сахарозаводчиков и др.).

Первоначально предприятия сохраняли значительную степень производственной и коммерческой самостоятельности, заключая между собой временные соглашения о регулировании объемов производства, условий сбыта, найма рабочей силы. Такие формы монополий называли … (картели).

В большей степени были связаны воедино монополии, в которых предприятия, при сохранении производственной самостоятельности теряли самостоятельность коммерческую. Они получили название … (синдикаты).

В 1910 годы стали появляться более сложные монополистические объединения, монополии высшего типа - … и … (тресты и концерны). Они представляли собой объединение банковского и промышленного капиталов для совместной добычи сырья, производства и сбыта готовой продукции.

Сращивание промышленности с банками привело к формированию мощной финансовой олигархии. (К крупным олигархам своего времени можно отнести А.И.Путилова, А.И.Вышнеградского, А.И.Утина и других).

Ещё одной характерной особенностью было то, что Россия с её неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала европейскую буржуазию и стала объектом … (инвестиций) для западного капитала»

Итак, с какими особенностями Российской модернизации мы столкнулись в тексте? (монополизация, иностранное инвестирование российской промышленности)


Запись в тетради

5-7 мин



Прежде чем сделать вывод об особенностях модернизации в России, проанализируйте данные таблицы «Доли России и четырех ведущих стран в мировом промышленном производстве, %»

Страна

1881-1885

1896-1900

1913

Россия

3,4

5,0

5,3

США

28,6

30,1

35,8

Великобритания

26,6

19,5

14,0

Германия

13,9

16,6

15,7

Франция

8,6

7,1

6,4

- о чем свидетельствуют статистические данные? (отставание от стран Запада)


Запись в тетради

2 мин



Таким образом, развитие капитализма в промышленности шло полным ходом. В каком состоянии оказалась деревня? Какие события повлияли на положение крестьянского населения?

Отечественные ученые дают неоднозначные оценки реформы Отмены крепостного права в России 1861 года.

1.Одни считают, что реформа стала важным фактором в развитии экономики России, позволившем завершить промышленный переворот и формирование всероссийского рынка.

2.Другие отстаивают обратную точку зрения, утверждая, что незавершенность либеральных реформ 60-70-х годов XIX века породили главные противоречия модернизации.

Какой точки зрения придерживаетесь вы? Приведите не менее трех аргументов в поддержку той или иной позиции.



5-7



Итак, какие социально-экономические проблемы определили особенность российской модернизации?

- в социальной сфере - устаревшая социальная структура и рост социальной напряженности;

- в экономической сфере – в области промышленности и сельского хозяйства – разнообразие укладов хозяйственной деятельности: капитализм в промышленности и феодализм в сельском хозяйстве;

- отставание от ведущих стран Запада





3

Способно ли было правительство решить поставленные задачи и сгладить или нейтрализовать проблемы, тормозившие модернизацию?

Проанализируйте схему «Политическая система Российской империи в начале ХХ века» и ответьте на вопросы:

- была ли ограничена власть монарха?

- какую позицию среди органов власти занимает «народное представительство» - органы власти, представляющие интересы той или иной группы российского населения?

- кто составлял основу гос. аппарата? (чиновники – около 400 тыс. человек)

Большое значение имел состав правительственной команды и его взгляд на модернизацию. В начале ХХ века в правящих кругах России сталкивается две линии: охранительно-консервативная, которую представлял Вячеслав Константинович Плеве, и реформаторская, которую проводил Сергей Юльевич Витте.

Сообщения учащихся о С.Ю.Витте и В.К.Плеве

Задание командам: используя структуру описания исторической личности, применяемой для написания краткого сочинения в ЕГЭ (задание С6), составьте исторический портрет одного из политических деятелей. Укажите время жизни, дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности: реформаторы – С.Ю.Витте, консерваторы – В.К.Плеве

При наличии времени


3 мин

5-8 мин



Политическое моделирование:

Основываясь на основных идеях Витте и Плеве смоделируйте (представьте) вероятные пути развития России. Для составления проекта используйте следующую структуру:

1.политическое развитие России

2.развитие экономики в области: а)промышленности

б)сельского хозяйства

3.предполагаемое состояние основных категорий населения: а)буржуазии

б)пролетариата

в)крестьянства

4.Вывод:


Работа учащихся в группах

5-8 мин



На следующем уроке мы обсудим, чья модель оказалась более приближенной к реальной ситуации – изучим успехи модернизации и рассмотрим социальные потрясения, которые стали следствием российской ускоренной модернизации







Домашнее задание:

Параграф 1-2, вопрос № 3 на стр.
Оценки за урок