|
Обострение социально-экономических противоречий в условиях форсированной модернизации Урок в 11 классе на тему
«Обострение социально-экономических противоречий в условиях форсированной модернизации» Цель урока:
1.Обучающая - определить истоки и последствия социально-экономических противоречий, привести учащихся к выводу о том, что особенности российской модернизации догоняющего типа стали следствием сохранения пережитков крепостничества, многоукладности экономики второй половины XIX – начала ХХ вв.и незаинтересованности чиновничье-бюрократического аппарата в глобальных изменениях
2.Развивающая – развивать у учащихся исследовательские способности, умения и навыки сравнения, анализа, умения доказывать свою точку зрения
3.Воспитательная – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к проявлениям свободы личности, прививать отношение к историческим деятелям, проявляющим активную жизненную позицию, как норме человеческой жизнедеятельности Основные понятия: модернизация, консерватизм, реформаторство, община, монополии, инвестиции Оборудование: учебник, карта «Социально-экономическое развитие пореформенной России», проектор, компьютер, презентации Плен урока:
1.Социальная структура Российского общества в условиях модернизации.
2. Многоукладность российской экономики во второй половине XIX – начале ХХ вв.
3. Противоречия политической системы и их влияние на экономику Ход урока
№
| Этап урока, слово учителя
| Формы и методы
| Время, мин.,слайд
| I
| Оргмомент
| 0,5
| Слайд 1
|
| Изучая раздел Отечественной истории «Россия во второй половине XIX-начале ХХ вв.» мы узнали о глобальных изменениях в жизни Российского общества. Сегодня на уроке мы должны рассмотреть одну из важных тем, раскрывающих необходимость экономических преобразований на рубеже XIX – ХХ вв. - «Обострение социально-экономических противоречий в условиях форсированной модернизации»
| Слово учителя
Запись в тетради
| 1мин
|
| Политическое моделирование:
Попытаемся смоделировать пути дальнейшего развития России. Для этого нам потребуется выяснить:
- с какими особенностями связан процесс модернизации в России;
- используя навыки исторического анализа определим роль субъектов политики – властных структур в выборе вариантов развития России
- кто из политических деятелей конца XIX – начала ХХ века предлагал пути преодоления трудностей.
Вы разделены на 2 команды – реформаторы и консерваторы. Вам предстоит, собрав всю необходимую информацию о состоянии российского общества, смоделировать вероятные пути развития России
| Мотивация учебной деятель-ности
| 1 мин
|
|
| Предлагаю начать с «мозгового штурма»
|
|
| II
| Мозговой штурм
|
|
|
| Задание ЕГЭ В3: сопоставить термины с их значениями
Монополия, инвестиции, картель, синдикат, трест, индустриализация, община, отработочная система, реформаторы, консерваторы, модернизация
| Работа учащихся в парах
| Слайд
3-4 мин
|
| Модернизация – процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, характеризующийся радикальными изменениями всех сторон жизни общества. История продемонстрировала нам два типа модернизации:
- первичная (или естественная, органическая), происходящая «снизу»,
- «догоняющая», происходящая по инициативе государственной власти под действием внешних «вызовов»
| Слово учителя
| 1 мин
| III
| Новая тема
|
|
| 1
| Попытаемся разобраться, какую роль в успехах модернизации сыграли изменения социальной структуры российского общества
- отражала ли сословная структура Российской империи нужды экономического развития? (Для этого необходимо ответить на вопросы - какие слои населения могли принять активное участие в процессах модернизации? Какую долю населения страны они занимали?)
|
|
|
| Начнем со статистических данных переписи населения 1897 года.
Сообщение учащегося (слайды с диаграммами):
- общая численность,
- национальный состав,
- территориальное деление,
- религиозный состав,
- уровень грамотности
Вопросы:
- можно ли на основании этих данных сделать вывод об уровне развития страны?
- какому типу общества соответствует сословный строй?
|
| Слайды
3-4мин
|
| В структуре российского общества начала ХХ века современные историки выделяют 5 социальных категорий: господствующая элита, средние слои, крестьянство и казачество, пролетарское население, люмпены. Но это не всё. Российское общество отличало существование многомиллионной массы так называемых маргиналов
| Слово учителя
|
|
| Задания группам:
Заполнение таблицы
Анализ текста учебника о маргиналах
|
|
|
| Работа учащихся с графами таблицы «Структура российского общества в начале ХХ века»
Социальная категория
| %
| Слои населения
| Уровень доходов
| Образование
| Бытовые условия
|
|
|
|
|
|
| Задание: Впишите в графы перечисленные слои населения (помещики, генералитет, врачи, учителя, офицерский корпус и т.д.), относя их к одной из 5 социальных категорий, охарактеризуйте их на основе таких признаков как уровень доходов, образование, бытовые условия.
Проверка результатов заполнения таблицы
| Самостоя-тельная работа учащихся
| 5-7мин
2 мин
|
| Работа группы учащихся с текстом учебника о маргиналах (стр.9)
Вопросы:
Кого называем маргиналами?
Имело ли место это явление в других странах? Чем оно отличалось и какими факторами было обусловлено? (в странах западной Европы модернизационные процессы растянулись на несколько веков и характеризовались большей гармоничностью и естественностью, чем в России, это была модернизация естественного типа, и там удалось избежать чрезмерного скопления маргиналов и люмпенов)
Какие негативные последствия претерпевало российское общество от увеличения числа маргиналов? (ломка жизненных ценностей, психологическая напряженность, социальная нестабильность)
| Анализ материала учебника
| 5-7 мин
2 мин.
|
| Изучив сведения о социальном составе российского общества мы готовы ответить на вопрос
- отражала ли сословная структура Российской империи нужды экономического развития?
- какие слои населения могли принять активное участие в процессах модернизации? Какую долю населения страны они занимали?)
| Выводы учащихся
| 3 мин
|
| Вывод этапа урока: Одними из важных проблем усиленной модернизации в России являлись устаревшая социальная структура и рост социальной напряженности
|
|
| 2
| Попытаемся определить особенности развития российской экономики в условиях модернизации.
Задание учащимся: вставить в текст недостающие термины из числа тех, с которыми работали в начале урока.
«В ходе модернизации крупные предприниматели стремятся подавить конкурентов, добившись привилегированного положения на рынке, в результате чего фабриканты и заводчики начинали договариваться между собой о регулировании объемов однотипного производства и цен на сбываемую продукцию, так образуются … (монополии).
Первые монополистические объединения в России возникли ещё в конце XIX века (Союз вагоностроительных заводов, Объединение сахарозаводчиков и др.).
Первоначально предприятия сохраняли значительную степень производственной и коммерческой самостоятельности, заключая между собой временные соглашения о регулировании объемов производства, условий сбыта, найма рабочей силы. Такие формы монополий называли … (картели).
В большей степени были связаны воедино монополии, в которых предприятия, при сохранении производственной самостоятельности теряли самостоятельность коммерческую. Они получили название … (синдикаты).
В 1910 годы стали появляться более сложные монополистические объединения, монополии высшего типа - … и … (тресты и концерны). Они представляли собой объединение банковского и промышленного капиталов для совместной добычи сырья, производства и сбыта готовой продукции.
Сращивание промышленности с банками привело к формированию мощной финансовой олигархии. (К крупным олигархам своего времени можно отнести А.И.Путилова, А.И.Вышнеградского, А.И.Утина и других).
Ещё одной характерной особенностью было то, что Россия с её неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала европейскую буржуазию и стала объектом … (инвестиций) для западного капитала»
Итак, с какими особенностями Российской модернизации мы столкнулись в тексте? (монополизация, иностранное инвестирование российской промышленности)
|
Запись в тетради
| 5-7 мин
|
| Прежде чем сделать вывод об особенностях модернизации в России, проанализируйте данные таблицы «Доли России и четырех ведущих стран в мировом промышленном производстве, %»
Страна
| 1881-1885
| 1896-1900
| 1913
| Россия
| 3,4
| 5,0
| 5,3
| США
| 28,6
| 30,1
| 35,8
| Великобритания
| 26,6
| 19,5
| 14,0
| Германия
| 13,9
| 16,6
| 15,7
| Франция
| 8,6
| 7,1
| 6,4
| - о чем свидетельствуют статистические данные? (отставание от стран Запада)
|
Запись в тетради
| 2 мин
|
| Таким образом, развитие капитализма в промышленности шло полным ходом. В каком состоянии оказалась деревня? Какие события повлияли на положение крестьянского населения?
Отечественные ученые дают неоднозначные оценки реформы Отмены крепостного права в России 1861 года.
1.Одни считают, что реформа стала важным фактором в развитии экономики России, позволившем завершить промышленный переворот и формирование всероссийского рынка.
2.Другие отстаивают обратную точку зрения, утверждая, что незавершенность либеральных реформ 60-70-х годов XIX века породили главные противоречия модернизации.
Какой точки зрения придерживаетесь вы? Приведите не менее трех аргументов в поддержку той или иной позиции.
|
| 5-7
|
| Итак, какие социально-экономические проблемы определили особенность российской модернизации?
- в социальной сфере - устаревшая социальная структура и рост социальной напряженности;
- в экономической сфере – в области промышленности и сельского хозяйства – разнообразие укладов хозяйственной деятельности: капитализм в промышленности и феодализм в сельском хозяйстве;
- отставание от ведущих стран Запада
|
|
| 3
| Способно ли было правительство решить поставленные задачи и сгладить или нейтрализовать проблемы, тормозившие модернизацию?
Проанализируйте схему «Политическая система Российской империи в начале ХХ века» и ответьте на вопросы:
- была ли ограничена власть монарха?
- какую позицию среди органов власти занимает «народное представительство» - органы власти, представляющие интересы той или иной группы российского населения?
- кто составлял основу гос. аппарата? (чиновники – около 400 тыс. человек)
Большое значение имел состав правительственной команды и его взгляд на модернизацию. В начале ХХ века в правящих кругах России сталкивается две линии: охранительно-консервативная, которую представлял Вячеслав Константинович Плеве, и реформаторская, которую проводил Сергей Юльевич Витте.
Сообщения учащихся о С.Ю.Витте и В.К.Плеве
Задание командам: используя структуру описания исторической личности, применяемой для написания краткого сочинения в ЕГЭ (задание С6), составьте исторический портрет одного из политических деятелей. Укажите время жизни, дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности: реформаторы – С.Ю.Витте, консерваторы – В.К.Плеве
| При наличии времени
| 3 мин
5-8 мин
|
| Политическое моделирование:
Основываясь на основных идеях Витте и Плеве смоделируйте (представьте) вероятные пути развития России. Для составления проекта используйте следующую структуру:
1.политическое развитие России
2.развитие экономики в области: а)промышленности
б)сельского хозяйства
3.предполагаемое состояние основных категорий населения: а)буржуазии
б)пролетариата
в)крестьянства
4.Вывод:
| Работа учащихся в группах
| 5-8 мин
|
| На следующем уроке мы обсудим, чья модель оказалась более приближенной к реальной ситуации – изучим успехи модернизации и рассмотрим социальные потрясения, которые стали следствием российской ускоренной модернизации
|
|
|
| Домашнее задание:
Параграф 1-2, вопрос № 3 на стр. Оценки за урок
|
|
| |
|
|