|
Поиграем и научим Поиграем и научим Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
У детей, с нарушением речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с речевой функцией. В связи с этим возникает необходимость подготовки руки к письму.
Письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности, координации пальцев моторики. Подготовительным этапом подготовки руки к письму являются:
1. Массаж:
• сгибание и разгибание пальцев рук;
• поглаживание пальцев рук;
• раскатывание различных предметов между ладонями;
• игры с пластилином, бусинками, бумагой и т. д. 2. Игровые упражнения:
С карандашом:
• «Послушай, как шуршит карандаш».
• «Сделай, как я».
• «Удержи карандаш».
Цель: развитие подвижности и гибкости мышц пальцев и кистей рук, ориентация, на листке бумаги. В пространстве с мячом:
• «Сожми мяч».
• «Удержи мяч».
Цель: закрепление сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, хватательных движений, согласованных действий обеих рук. 3. Игры-задания
«РАСКРАСКИ»:
раскраски по лексическим темам;
раскраски «Наоборот»;
дорисовывание деталей;
раскраски с кодированием цвета;
дорисовывание половинки рисунка;
«обведение контура»: обведение внутреннего, внешнего контура.
«ШТРИХОВКИ»:
штриховки вертикальные, наклонные, горизонтальные;
штриховки с дорисовыванием;
штриховки по лексическим темам.
«РИСУНКИ ПО КЛЕТОЧКАМ»:
продолжи строку до конца;
продолжи орнамент;
рисунки по клеточкам по лексическим темам;
зеркальное срисовывание по клеточкам по лексическим темам;
дорисовать по клеточкам второй половинки рисунка;
графические диктанты;
кодирование букв.
«РАБОТА НАД ОБРАЗОМ БУКВЫ»:
раскрашивание крупно нарисованной буквы;
раскрашивание зашумлённого контура буквы;
штриховка контура буквы;
рисование контура буквы по клеткам с образца;
поиск буквы в ряду схожих;
зачёркивание неправильных образцов – перевёрнутых зеркальных букв;
складывание из счётных палочек;
дорисовывание недостающих частей буквы;
превращение одной буквы в другую;
дорисовывание половинок букв, имеющих вертикальную или горизонтальную ось симметрии;
наложение контуров букв и цифр с заданием, например, раскрасить только буквы или только гласные (согласные).
Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.
Дома:
пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц. Во дворе:
рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;
придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;
выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п. В лесу:
ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка — это [л], а если ее вот так соединить — получится [о];
узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на [т], а эта черничка — на [о]»).
Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.
|
|
|