Практическая работа 1
Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
Реактивы: р-ры хлорида калия, хлорида натрия, дистиллированная вода
Оборудование: пробирка, мерная колба, весы, цилиндр, шпатель, стеклянная палочка.
I. Рассчитайте массу соли, которую необходимо взять для приготовления:
I вариант- 100 мл 0,1М р-ра хлорида натрия.
II вариант- 100мл 0,2М р-ра хлорида калия.
II. Ход выполнения работы.
Отвесьте рассчитанную вами массу соли; поместите соль в мерную колбу вместимостью 100 мл
Растворите соль в небольшом количестве дистиллированной воды, затем долейте воду до метки.
Чтобы не перелить воду, последние капли добавляйте с пипетки.
III. Составьте отчёт о работе в произвольной форме.
Количество мерных колб, молярный раствор можно приготовить в мерном цилиндре или химическом стакане с делениями, указывающими объём воды при комнатной температуре. Для перемешивания раствора в этих сосудах пользуются чистой стеклянной палочкой, которую нельзя класть на стол; лучше помещать её в чистую пробирку (стакан).
Практическая работа 2
Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Влияние природы реагирующих веществ.
В три пробирки налейте соляной кислоты. В первую пробирку положите кусочек магния, во вторую- кусочек цинка, в третью- кусочек меди. Что наблюдаете? Какая из реакций самая быстрая?
Влияние концентрации реагирующих веществ.
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1мл соляной кислоты (1:3), в другую- столько же этой кислоты (1:10).
Влияние поверхности соприкосновения реагентов. катализатора
В одну пробирку опустите кусочек мела, в другую насыпьте порошок мела. Налейте в пробирку по 1,5 мл соляной кислоты одинаковой концентрации. Если ли разница в скорости выделения газа?
Влияние температуры.
В две пробирки опустите по одной грануле цинка. Налейте по 1мл соляной кислоты одинаковой концентрации в каждую пробирку. Одну пробирку опустите в стакан с горячей водой. По интенсивности выделения пузырьков водорода сделайте вывод о влияние температуры на скорость химической реакции.
5. Влияние катализатора
В пробирку налейте 1 мл пероксида водорода и внесите тлеющую лучинку, не прикасаясь к жидкости. Что наблюдаете? Добавьте к пероксиду водорода несколько кристалликов оксида марганца(IV) МnO2 и снова внесите тлеющую лучинку. Что наблюдайте? Какую роль играет МnO2?
Составьте отчет о работе в произвольной форме и сделайте общий вывод.
Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Реактивы: хлорид калия, сульфид натрия, сульфат железа(II), гидроксид натрия, нитрат серебра, сульфат меди, карботнат магния,железо, соляная кислота, хлорид железа (III), сульфат аммония, нитрат меди, серная кислота, хлорид бария Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок,
спиртовка, спичка. Техника безопасности: осторожно с кислотами, щелочам, работа со стеклом, нагревание Задачи:
1. Дана смесь. Состоящая из хлорида калия и сульфата железа (III). Проделайте опыты, при помощи которых можно определить хлорид-ионы CL- и ионы Fe3+ . Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
2.Выданы вещества: кристаллогидрат сульфата меди (II), карбонат магния, гидроксид натрия, железо, соляная кислота, хлорид железа (III). Пользуясь этими веществами, получите:
А) гидроксид железа (III);
Б) гидросид магния;
В) медь.
3. В трех пробирках даны кристаллические вещества без надписей:
А) сульфат аммония;
Б) нитрат меди (II);
В) хлорид железа (III).
4. Опытным путем определите. Какие вещества находятся в каждой из пробирок. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Практическая работа №4
Решение экспериментальных задач по органической химии. Реактивы: железо, соляная кислота, гидроксид калия, азотная кислота,, алюминий, гидроксид натрия, медь, серная кислота;
Этанол, уксусная кислота,глюкоза, глицерин, фенол, формальдегид, раст. масло, машинное масло, сахарный сироп,, р-р мыла, белка, соды;
Сульфат меди, гидроксид натрия, хлорид железа, гидроксид кальция, карбонат натрия, лакмус, перманганат калия
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, спиртовка, спичка.
Техника безопасности: нагревание, работа со стеклом, кислоты, щелочи, фенол, формальдегид, перманганат калия Задачи
1.С помощью характерных реакций распознайте, в какой из пробирок находятся водные растворы:
А) эталона;
Б) уксусной кислоты ;
В) глюкозы;
Г) глицерина.
2. С помощью характерных реакций распознайте, в какой из выданных вам пробирок находятся водные растворы:
А) фенола;
Б) глицерина;
В) формальдегида;
Г) глюкозы.
3. С помощью характерных реакции распознайте, в какой из выданных вам пробирок находятся водные растворы:
А) глицерин;
Б) растительное масло;
В) машинное масло, полученное из нефти;
Г) сахарный сироп.
4. Распознайте с помощью одного и того же реактива, в какой из выданных вам пробирок находятся водные растворы :
А) мыла ;
Б) белка;
Г) соды.
5. Используя одну и ту же реакцию. Но разные условия её протекания, распознайте, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы:
А) глицерина;
Б) формалина ;
В) белка. К каждому из заданий запишите уравнения проведенных реакций.
Практическая работа№5
Решение практических расчетных задач
Реактивы: порошок алюминия, серная кислота, гидроксид натрия, цинк, соляная кислота, гидроксида натрия.
Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок
I вариант
Дано 1,5 порошка алюминия. Получите практически сульфат алюминия и вычислите процент его выхода по сравнению с теоретическим.
II вариант
Дано 5 мл раствора серной кислоты ( плотность 1,143г/см3). Получите практически сульфат натрия и вычислите процент его выхода по сравнению с теоретическим.
III варианти
1.Дано 3,25г цинка. Получите практически хлорид цинка и вычислите процент его выхода по сравнению стеоритическим.
2.Дано 5мл раствора гидроксида натрия ( плотность 1,225г/см3). Получите практически сульфат натрия и вычислите его теоретический вывод.
Практическая работа №6
«Получение газов и изучение их свойств»
Реактивы: цинк, соляная кислота, карбид кальция, перманганат калия, этанол, серная кислота, известняк, гидроксид кальция
Оборудование: пробирки 8, газоотводная трубка 4, лабораторный штатив 2, держатели пробирок 3, лучинка, спичка, спиртовка.
Техника безопасности: осторожно с кислотами, карбидом кальция, гидроксидом кальция, перманганатом калия, работа со стеклом.
Для выполнения этой работы используйте инструкции, данные учителем. И повторите технику проведения этих опытов по учебником неорганической и органической химии.
Вариант 1.
Получите, соберите, распознайте водород и проделайте опыты, характеризирующие его свойства. Составьте уравнения соответствующие реакций.
Аналогичное задание выполните для ацетилена.
Вариант 2.
Получите, соберите, распознайте кислород и проделайте опыты , подтверждающие его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций.
Выполните аналогичное задание для этилена.
Вариант 3.
Получит , соберите. Распознайте углекислый газ и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций.
Выполните аналогичное задание для метана.
Практическая работа №7
«Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ»
Реактивы: железо, соляная кислота, гидроксид калия, азотная кислота,, алюминий, гидроксид натрия, медь, серная кислота;
Этанол, карбид кальция, бромная вода.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, спиртовки 3, газоотводная трубка, спичка.
Техника безопасности: нагревание, кислоты, щелочи, карбид кальция
Осуществите практически следующие превращения:
Вариант I.
А) Fe----> FeCl2----> Fe(OH)2----> Fe(OH)3----> Fe(NO3)3
Б) C2H5OH---->CH3-- COH----> CH3—COOH
CO2
Вариант II.
Al----> AlCl3 ----> Al(OH)3---->Na[Al(OH)4]
---->Al2(SO4)3
Б ) C2H5OH---->C2H4 ----> CO2
---->CH2 – CH
/ \
OH OH
Вариант III.
Cu---->CuO---->CuSO4---->Cu(OH)2---->CuO---->Cu
Б) CaC2 ----> C2H2----> C2H2Br4
----> HOOC—COOH
Практическая работа №
Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон.
1.Выданы четыре пакетика с образцами пластмасс (без надписей).
Вариант 1.
А) Фенопласт; В) полиэтилен;
Б) целлулоид; Г) капрон. Вариант 2.
А) Поливинилхлорид В) полиметилметакрилат
Б) полистирол Г) целлулоид Определите по характерным свойствам, какая пластмасса находится в каждом из пакетиков.
2.Выданы четыре пакетика с образцами волокон (без надписей)
Вариант 1
А) Вискозное волокно;
Б) нитрон;
В) шерсть;
Г) лавсан.
Вариант 2
А) Хлопчатобумажное волокно;
Б) ацетатное волокно;
В) хлорин;
Г) капрон. 2.Определите по характерным свойствам, какое волокно находится в каждом из пакетиков.
|