|
Руководство по отражению агрессии? Карточка №2. Расставьте в хронологическом порядке события Разработка урока по теме: «Коренной перелом в ходе войны».
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок-исследование.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного
перелома в Великой Отечественной войне;
2) проанализировать причины победы на II этапе войны;
3) продолжить развитие исследовательских умений и навыков;
4) пробудить гражданские качества через освещение массового
и личного героизма советских людей во время войны.
Оборудование и материалы к уроку:
1. Карта «Великая Отечественная война советского союза»;
2. Таблицы «соотношение сил противников к 19 ноября
1942 г. на Сталинградском направлении», «Соотношение сил
противников, сконцентрированных на Орловско-Курском
направлении»;
3. Учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал для работы
в группах, компьютер, проектор, слайды.
Основные понятия:
коренной перелом, антигитлеровская коалиция, Курская дуга. I этап: Проверка домашнего задания. (8 мин.) I Устный опрос:
вопрос №1 §29 Почему Сталин считал, что Германия не нападет на СССР летом 1941 г.?
вопрос №5 §29 Как проходила Московская битва?
Какого ее значение? II Выполнить задания на доске по карточкам:
Карточка №1. Перечислить меры, которые принимало советское
руководство по отражению агрессии?
Карточка №2. Расставьте в хронологическом порядке события.
Штурм линии Маннергейма
Сражение за Смоленск
Создание ГКО
Создание ставки Главнокомандования
Начало блокады Ленинграда.
Ответ: 1 4 3 2 5
Карточка №3. Продолжите предложения.
План нападения на СССР имел кодовое название… («Барбаросса»).
22 июня немецко-фашистские войска наносили удары по трем направлениям: на________, на____________, на___________( Москву, Ленинград, Киев).
Операция по захвату Москвы имела кодовое название….(«Тайфун»).
Наступление немецко-фашистских войск на Москву началось…(30 сентября 1941 г.).
Контрнаступление советских войск под Москвой началось…(5 декабря 1941 г.).
Карточка №4. Соотнесите имена и свидетельства.
1) Г.К. Жуков
| А) Командующий Резервным фронтом (август-сентябрь), Ленинградским фронтом (сентябрь-октябрь), Западным фронтом (с октября 1941 г.)
| 2) И. В. Панфилов
| Б) Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР
| 3) И. В. Сталин
| В) нарком иностранных дел, заместитель Председателя ГКО, член Ставки Верховного Главнокомандования
| 4) В. Г. Клочков
| Г) командир 316-й стрелковой дивизии, в ходе Московской битвы державшей оборону западнее Волокамска (погиб 18 ноября 1941 г.)
| 5) В. М. Молотов
| Д) политрук роты 1075 стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии, совершил подвиг, бросившись со связкой гранат на фашистский танк и взорвав его.
|
III Задание классу:
Составить план ответа на вопрос:
Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны. II Изучение нового материала.(30 мин.) Вступительное слово учителя.
Великой Отечественной войне посвящено большое количество литературы. И тем не менее, обращаясь к давним событиям с высоты сегодняшнего дня мы должны признать, что до сих пор в ее историографии есть не мало «белых», «черных» и даже «кровавых пятен». Подавляющее большинство работ написано с казенно-патриотических позиций. Да иначе и быть не могло. На историков «давил» идеологический пресс. Во время и после войны на всех работах о войне лежал отпечаток культа личности Сталина. К счастью, в наши дни положение дел изменилось. Мы можем и должны знать правду о тех Великих днях, какой бы она не была.
Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками, которые были открыты для всеобщего обозрения сравнительно недавно, приоткрыть завесу тайны над вопросом об истинных причинах победы советских людей на втором этапе войны. Знакомство учащихся с планом работы:
1. Сталинградская битва.
2. Сражение на Курской дуге.
3. Битва за Днепр.
4. Итоги второго периода.
I. Сталинградская битва 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 г. Прогнозирование результатов: (составляется кластер). Возможные причины победы на II этапе войны ? ? ? ? ?
Задание классу: Работая с учебником и картой, охарактеризуйте
военно-стратегическую обстановку, которая сложилась на южных
рубежах СССР накануне Сталинградской битвы. Постановка проблемного вопроса:
Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли? Поиск путей решения проблемы (работа в группах). 12 мин. 1 группа: Изучить планы Германии и СССР накануне Сталинградской битвы.
Составить таблицу (учебник, карта, рабочая тетрадь стр. 84 №10).
Германия
1. Главный удар нанести на юге
(Кавказ и Нижняя Волга)
2. Активизировать военные действия
На центральном направлении.
СССР
Ведение активных оборонительных
боев на центральном направлении
с последующим переходом
в контрнаступление.
2 Соотношение сил
сторон
к 19 ноября 1942 г. группа: Проанализируйте диаграммы.
Соотношение сил и средств
на Сталинградском направлении
к концу июня 1942 г.
1. Личный состав. 2. Орудия и минометы. 3. Танки. 4. Самолеты.
3 группа: Познакомьтесь с документами и сделайте выводы о психологическом состоянии немецких солдат накануне битвы и психологической готовности борьбы советских воинов с врагом.
Документ №1: Из дневника Вильгельма Гофмана:
«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка…»
Документ №2: Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.
«В боях и полевой службе немецкий солдат знал свое дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован…» «Советскому воину пришлось иметь дело с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу было не так то просто. Чтабы немецких частей, соединений и армий были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками осуществлялось при помощи радио средств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они настойчиво добивались от войск выполнения поставленных задач».
Стихотворение К. Симонова «Если дорог тебе твой дом…»
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы…
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед,—
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат,—
Это он, а не ты солдат. Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей! 4 группа: Изучите Приказ №227 «Ни шагу назад!» (учебник, стр.220) и
ответьте на вопросы:
Чем обусловлено появление данного приказа?
Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения
предлагал приказ №227?
3. Чем поразил приказ?
4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?
Учитель: Советским командованием был разработан план «Уран» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами 3-х фронтов:
Юго-Западного – командующий Н. Ф. Ватутин
Донского – командующий К. К. Рокоссовский
Сталинградского – командующий А. И. Еременко.
Был нанесен удар на правом и левом флангах, после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек. Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей. Итоги Сталинградской битвы:
Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
Начало коренного перелома в ходе войны.
II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.
Учитель: в результате мощного наступления войск Воронежского фронта
на верхнем Дону, были разбиты 3 армии противника и образовалась Курская дуга. (работа с картой). Работа в группах. 12 мин.
1 группа: Работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон
на летнюю компанию 1943 г.
Германия
| Советский Союз
| План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.
| Активная оборона (изматывание сил противника)
| Массовая мобилизация (20 млн. чел.)
| Переход в наступление
| 50 дивизий
| Активизация деятельности партизан в тылу врага
| Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинант»
|
|
2 группа: Выяснить соотношение сил противника к лету 1943 г. (анализ таблицы, см. раздаточный материал)
Силы и средства
| Советский Союз
| Германия
| Личный состав (тыс. чел.)
| 1136
| 900
| Количество танков и САУ
| 3444
| 2733
| Количество орудий и минометов
| 19100
| 10 000
| Количество самолетов
| 2172
| 2050
|
3 группа: работая с учебником, дайте характеристику крупнейшего Танкового
сражения. 4 группа: изучить работу Тегеранской конференции (учебник) и ответьте на вопросы:
Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
2) Какие решения были приняты?
3) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны. Учитель: Перейдя в наступление, советская армия освободила города
Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен 1-й победный салют.
III. Битва за Днепр сентябрь – ноябрь 1943 г.
Учитель: закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 г.
в битве за Днепр. (карта)
Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали непреступной.
6 ноября 1943 г. был освобожден город Киев. Итоги: Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый
под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно
перешла к Советской армии.
1. Возвращение к кластеру
2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников. Заключительное слово учителя.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.
Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)
Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).
Тема урока
| Какие ключевые понятия и процессы усвоены
| Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого
| Личная оценка качества усвоения материала
| Личная оценка активности, вклада в урок
| Конструктивные предложения
по уроку
|
|
|
|
|
|
|
4. Домашнее задание: § 30,32.
Рабочая тетрадь стр. 92, зад. 5,7.
Эссе «Страх или свобода» или сделать презентацию.
Список источников и литературы.
I. Источники .
1.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления в 3 томах. М .:АПН,1988.т.3.
2.Ржевская Е. Берлин, май 1945.М.:Детская литература.1985.
3.Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина. М.:Воениздат.1985.
II. Литература.
1.Алябина Г.И.От штыка до могучих ракет.//.Последний звонок,2002,№11.
2.Бартенева Н.В.Научно-исследовательская работа учащихся //Преподавание истории в школе.-2005.-№3.-с.31-39.
3.Великая Отечественная война 1941-1945.Военно-исторические очерки в 4-х кн.М.1998.Кн.1,2.
4.Великая Отечественная война.1941-1945.Энциклопедия для школьников.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2005.
5.Вяземский Е.Е. и др. Проект государственного образовательного стандарта.
//История.-1997. -№2.
6.Вяземский Е.Е…,Стрелова О.Ю.Теория и методика преподавания истории.- М.:ГИЦ «Владос»,2003.
7.Данилов А. А., Косулина Л. Г. Программа по истории России 9 класс
8.Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Е. Учебник
9.Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Е. Рабочая тетрадь
10.Иванова Т.Н.Сценарии ролевых игр, тесты.- Чебоксары 2000.
11.История.5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. Гукова В.В. и др.-Волгоград:Учитель,2009.
12.Кадневский К. М. Тесты
13.Калинкина Е. Г. Инновационные процессы в образовании в условиях перехода к постиндустриальному обществу. История и обществознание в школе. Сборник научных и методических трудов. - Н. Новгород, 2003
14.Кларин М.В Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования ,игры и дискуссии .-Рига: НПЦ «Эксперимент»,1995.
15.Кон И.С.Психология ранней юности: Книга для учителя.М.:Просвещение,1989.
16.Короткова М.В., Студеникин М.Т.Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях.- М.;ГИЦ «Владос» ,1999.
17.Лебедева И.М.Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах-М.:Просвещение,1990.
18.Лубовский Д.Развитие мотивов межличностных отношений у
подростков 12-15.//Воспитание школьников.-1997.-№2.
19.Мавлевич Н.Дети пишут историю. Семья и школа,2003.-№9.
20.Мельников А.А.Великая Отечественная война.//Последний звонок,2006,№1.
21. Наш край. – Н. Новгород: издательство «Нижегородская ярмарка», 1997.
22.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.
23.Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России
24.Шевченко Н.И.Технологии обучения истории в старшей школе: 25.Шевченко Н.И.Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.-2-е изд.-М.ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2009.
Методическое пособие.М.,2001.
26.Шевченко Н.И. Нетрадиционные методы преподавания в старшей школе/Преподавание истории в школе.-2002-№9.-с-46-50.
27.Школьная энциклопедия «Руссика». История России.20 век. -М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование,2003.
28.Яковлев Н.Маршал Жуков. ЖЗЛ.М.: Молодая гвардия. Любое издание.
|
|
|