Главная страница


Тема Цели урока



Скачать 231.64 Kb.
НазваниеТема Цели урока
Дата17.04.2016
Размер231.64 Kb.
ТипДокументы

п./п.

Дата

Тема

Цели урока

Основной материал

д/з

ЗУН

Оборудование

Межпредметные связи

контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания 2 часа

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (1 час)

1.




Краткая история развития биологии, методы исследования в биологии.

Дать понятие об истории развития биологии и методах применяемых для изучения живой природы.

Объект изучения биологии – живая природа. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

§1,2

Знать методы изучения живой природы и их характеризовать эксперимент, описание, исторический метод, гипотезы и законы

Учебник.

История, археология.




Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (1 час)

2.




Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.

Дать понятие об уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом и тд; дать представление о науке биологии как комплексе наук.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

§3,4.

Знать и уметь распознавать уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки.

Таблицы «Уровни организации живого»

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.


Ботаника, зоология, геология.

Опрос фронтальный

Раздел 2 Клетка (13 часов)

Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. (1 час)

3.




Клеточная теория, особенности химического состава клетки

Расширить понятие об основных положениях клеточной теории, авторах, о значении клеточной теории для развития биологии.

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.

§5,6

Знать фамилии великих ученых-микроскопистов, характеризовать основные положения клеточной теории, приводить сравнения про- и эукариотических клеток, животных и растений.

Таблицы, фотографии, микропрепараты.

CD - диск CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.


Физика. история

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание, сравнение клеток растений и животных.»

Тема 2.2 Химический состав клетки (5 часов)

4.




Неорганические вещества клетки.

Углубить знания е об элементах, входящих в строение организма животных, их свойствах и значении.

Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.

§7,8

Называть свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живых организмах.

Таблицы, схемы.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.


Химия.

Мини-тест

5.




Органические молекулы: углеводы, жиры, липиды.

Углубить знания об углеводах, жирах и липидах их функциях в организме.

Роль органических веществ в клетке и организме человека.

§9,10

Называть вещества, входящие в состав углеводов, жиров и липидов знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность веществ к биополимерам.

Рисунки учебника.


Химия.

Да-нет

6.




Органические вещества. Белки – биологические полимеры. Функции белков

Углубить знания о составе и строении белковых молекул, их свойствах и функциях.

Мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, функции белков, процесс образования пептидной цепи

§11

Называть мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, перечислять функции белков, объяснять процесс образования пептидной цепи

Демонстрационная модель белка. Оборудование для лабораторной работы.

Химия.

Лабораторная работа №2 «Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля.

7.




Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты

Углубить знания о типах нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). О функциях ДНК и РНК , типы РНК.

ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.

§12

Давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот, называть составляющие мономеров ДНК и РНК, характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот, обосновывать значение НК в организме.

Рисунки. Демонстрационная модель ДНК. С. Мамонтов, В. Захаров Основы биологии. С. 28-31

Химия.

Фронтальный опрос

8.




АТФ и другие органические соединения клетки.

Дать представление о строении молекулы АТФ (схема), ее функции. Дать представление о роли витаминов в организме, классификацию витаминов.

Составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, особенности строения молекул, роль витаминов в организме.

§13

Давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, характеризовать особенности строения молекул, объяснять роль витаминов в организме.

Рисунки в учебнике.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс., презентация


Химия.

Индивидуальный опрос

Тема 2.3 Строение клетки (3 часа)

9.




Строение клетки: цитоплазма, ядро, клеточный центр, рибосомы.




Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации.

§14,15




Таблица «Строение клетки»

Цитология.

Тест

10.




Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.

Дать понятие о строении ЭПС, рибосом, и др. органоидов, объяснить наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.

Органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.

§16,17

Знать и называть органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, объяснять наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.

Таблицы, схемы.

Микробиология.

Работа по карточкам

11.




Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.

Дать понятие об особенностях строения клеток прокариот.

Органоиды клетки прокариот.

§18,19

Уметь распознавать органоиды клетки прокариот, сравнивать со строением клеток эукариот и делать выводы.

Оборудование к лабораторной работе, таблицы, схемы.

Микробиология

Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

Тема 2.4 Вирусы (1 час)

12.




Неклеточные формы жизни. Вирусы .

Дать понятие о вирусах, их строении и функционировании вирусов, о способах борьбы со СПИДом.

Элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Принадлежность вирусов к живым организмам.

§20

Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам.

Рисунки в учебнике, сообщения о вирусах гриппа, вирусной мозаики табака, чума и тд. и CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.

Микробиология. Вирусология.

Опрос.

Тема 2.5 Реализация наследственной информации в клетке (3 часа)

13.




Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

Дать представление о генетическом коде, объяснить сущность процессов транскрипции и трансляции.

Этапы биосинтеза белка, роль генетического кода,

§26

Давать определения терминам, называть этапы биосинтеза белка, характеризовать и объяснять роль генетического кода, ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода.

Таблицы, рисунки, схемы.

Химия.




14.




Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Дать представление об опероне и репрессоре, промоторе. Обобщить знания детей об механизме регуляции синтеза белков.

Оперон. Структурные гены, оператор. Репрессор.

§27, подготовка к
/р.

Характеризовать и объяснять роль генетического кода, оперона, репрессора в биосинтезе белков.

Таблицы, рисунки, схемы.

Химия.

Мини-тест

15.




Контрольно-обобщающий урок «Клетка»

Повторить знания , умения и навыки по теме « Клетка».















Контрольное тестирование

Раздел 3 Организм (20 часов)

Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1 час)

16.




Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

Дать понятие о единстве живого организма, о многообразии живых организмов: одноклеточных, многоклеточных и колониальных.

Одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, колониальные организмы; открытая ситема

конспект

Характеризовать единство живого организма, многообразие живых организмов: одноклеточных, многоклеточных и колониальных.

Таблицы, CD-диск Общая биология. 10 класс:1С:

Экология

Беседа

Тема 3.2 Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов (2 часа).

17.




Энергетический обмен в клетке.

Дать понятие об энергетическом обмене , дыхание, биологическом окислении.

Вещества – источники энергии, продукты реакций, строение АТФ.

§22

Знать определение терминов, называть вещества – источники энергии, продукты реакций, описывать строение АТФ.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.


Химия.

Викторина

18.




Способы питания клетки. Фотосинтез, хемосинтез

Углубить знания о б гетеротрофных организмах и фотосинтезе. Хемосинтезе – как способах питания живых организмов.

Типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов.

§24,25

Знать определения терминов, называть типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов. Приводить примеры автотрофов, гетеротрофов и организмов со смешанным типом питания.

Таблицы, схемы.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.


Химия.

Фронтальный опрос

Тема 3.3 Размножение (4 часа)

19.




Жизненный цикл клетки.

Дать понятие о клеточном цикле, об апоптозе – как способе размножения прокариот. О периодах деления клеток эукариот.

Жизненные циклы клеток, апоптоз. Пресинтетический период, синтетический период. Постсинтетический период, репликация.

§28

Уметь определять стадии жизненного цикла клеток. Объяснять механизм апоптоза и митоза.

Таблицы, схемы.

презентация

Микробиология.

Да-нет

20.




Митоз. Мейоз.

Расширить знания о митозе и мейозе – как особом виде деления клетки..

Деление клетки – основа роста. Развития и размножения организмов. Мейоз. Конъюгация. Кроссинговер.

§29, 30

Уметь определять и объяснять стадии митоза и мейоза.

Таблица «Митоз», схемы. CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.


Микробиология.




21.




Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение.

Обобщить и углубить знания о способах размножения

Половое и бесполое размножение.

§31,32,34

Объяснять способы размножения и приводить примеры.

Таблицы, рисунки. Схемы.

Зоология, ботаника

Индивидуальный опрос

22.




Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Расширить и углубить знания об оплодотворении, способах искусственного оплодотворения и его значения в деятельности человека

Оплодотворение, его значение.

§33.

Характеризовать стадии процесса оплодотворения.

Схемы. Таблицы.

Ботаника, зоология

Опрос.

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)

23.




Онтогенез. Эмбриональный период

Дать понятие об онтогенезе. Его типах. Способах оплодотворения, метаморфозе, стадиях эмбрионального развития.

Индивидуальное развитие организма. Причины нарушения развития организмов.

§35,36

Уметь определять стадии эмбрионального развития, приводить примеры различных типов онтогенеза.

Таблицы. Рисунки.

Микробиология

Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

24.




Онтогенез. Постэмбриональный период.

Расширить понятие о постэмбриональном развитии и его периодах, прямом и непрямом развитии.

Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертальный, старение. Прямое и непрямое развитие.

§37

Уметь определять и приводить примеры стадий постэмбрионального развития.

Таблицы, дополнительные материалы.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.


Ботаника, зоология

Викторина

Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов)

25.




Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание

Расширить знания о предмете генетике, генетических символах и терминах, о сути гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

§38,39

Характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления, решать задачи на моногибридное скрещивание

Таблицы, схемы, модели.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.


Генетика, история.

Лабораторная работа № 5 «Составление простейших схем скрещивания».

26.




Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание

Дать понятие о дигибридном скрещивании, представление о независимом наследовании генов, научить решать задачи на дигибридное скрещивание.

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.


§40,41

Характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования генов. Решать задачи данного типа. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов.

Таблицы, рисунки.

CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.


Генетика.

Лабораторная работа № 6 «Решение элементарных генетических задач».

27.




Хромосомная теория наследственности. Цитоплазматическая наследственность.

Расширить знания детей механизме наследования признаков.

Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Хромосомная теория наследования

§42

Уметь объяснять строение и функции хромосом. Понимать значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Знать о гене, генетическом коде.

Учебник, таблицы

презентация

Генетика.

Решение задач, опрос

28.




Генетика определения пола

Дать понятие о признаках сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом.

Репродуктивное здоровье

§45

Характеризовать группы хромосом, механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование.

Презентация, таблица




Решение задач, опрос

29.




Виды мутаций. Причины мутаций.

Дать понятие о мутациях, их видах, факторах, вызывающие мутации, проводить сравнительную характеристику мутаций различного вида.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.

§47,48. Сообщения «Методы исследования генетики человека»

Характеризовать формы изменчивости, выделять основные различия между модификациями и мутациями, перечислять виды мутаций и факторы. Приводить примеры.

Презентация, сообщения




Лабораторная работа № 7. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм.»

30.




Методы исследования генетики человека.

Дать понятие о методах исследования генетики человека: генеалогическом, популяционном, близнецовом, цитогенентическом, биохимическом.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

§49, сообщения « Типы наследования», Заболевания, связанные с генами и хромосомами.

Уметь объяснять основные методы изучения генетики человека.

Сообщения, презентации.

Генетика.




31.




Генетика и здоровье.

Дать понятия о генных заболеваниях. О способах наследования. Хромосомных болезнях.

Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, аутосомно-рецессивное наследование, наследование, сцепленное с полом. Хромосомные болезни.

§50,51

Уметь определять и различать способы наследования, знать основные виды заболеваний. Знать приемы генетической безопасности.

Сообщения. Презентации.

Медицина, генетика.

Сообщения.

Тема 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (4 часа)

32.




Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов

Дать понятие о истории развития науки селекция, её основных методах

Селекция, гибридологический метод, искусственный отбор

§64

Знать и применять на практике основные понятия темы

Таблицы. Схемы. Дополнительный материал

История




33.




Методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Дать понятие о роли работ Н.И. Вавилова, о центрах происхождения культурных растений.

Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов. Гибридизация. Межлинейное скрещивание. Полиплоидия. Радиационный мутагенез, клеточная инженерия. Полиэмбриония, генетическое клонирование

§65, 66

Иметь представление о вкладе Вавилова в развитие науки селекция, уметь распознавать центры происхождения культурных растений

Муляжи. Гербарии. Портрет Вавилова, презентация

История




34.




Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Дать понятие о современном состоянии и перспективах биотехнологии

Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологически чистые виды топлива

§68. сообщения

Иметь понятие о современном состоянии биотехнологии о ее значении в производстве и хоз. деятельности человека

Интернет ресурсы

Микробиология

Лабораторная работа. № 8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)».

35.




Контрольно-обобщающий урок «Основы генетики»

Обобщить знания по теме « Основы генетики».
















Контрольное тестирование