№ п./п.
| Дата
| Тема
| Цели урока
| Основной материал
| д/з
| ЗУН
| Оборудование
| Межпредметные связи
| контроль
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания 2 часа
|
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (1 час)
|
1.
|
| Краткая история развития биологии, методы исследования в биологии.
| Дать понятие об истории развития биологии и методах применяемых для изучения живой природы.
| Объект изучения биологии – живая природа. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
| §1,2
| Знать методы изучения живой природы и их характеризовать эксперимент, описание, исторический метод, гипотезы и законы
| Учебник.
| История, археология.
|
|
Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (1 час)
|
2.
|
| Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.
| Дать понятие об уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом и тд; дать представление о науке биологии как комплексе наук.
| Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.
| §3,4.
| Знать и уметь распознавать уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки.
| Таблицы «Уровни организации живого»
CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.
| Ботаника, зоология, геология.
| Опрос фронтальный
|
Раздел 2 Клетка (13 часов)
|
Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. (1 час)
|
3.
|
| Клеточная теория, особенности химического состава клетки
| Расширить понятие об основных положениях клеточной теории, авторах, о значении клеточной теории для развития биологии.
| Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.
| §5,6
| Знать фамилии великих ученых-микроскопистов, характеризовать основные положения клеточной теории, приводить сравнения про- и эукариотических клеток, животных и растений.
| Таблицы, фотографии, микропрепараты.
CD - диск CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.
| Физика. история
| Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание, сравнение клеток растений и животных.»
|
Тема 2.2 Химический состав клетки (5 часов)
|
4.
|
| Неорганические вещества клетки.
| Углубить знания е об элементах, входящих в строение организма животных, их свойствах и значении.
| Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.
| §7,8
| Называть свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живых организмах.
| Таблицы, схемы.
CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.
| Химия.
| Мини-тест
|
5.
|
| Органические молекулы: углеводы, жиры, липиды.
| Углубить знания об углеводах, жирах и липидах их функциях в организме.
| Роль органических веществ в клетке и организме человека.
| §9,10
| Называть вещества, входящие в состав углеводов, жиров и липидов знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность веществ к биополимерам.
| Рисунки учебника.
| Химия.
| Да-нет
|
6.
|
| Органические вещества. Белки – биологические полимеры. Функции белков
| Углубить знания о составе и строении белковых молекул, их свойствах и функциях.
| Мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, функции белков, процесс образования пептидной цепи
| §11
| Называть мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, перечислять функции белков, объяснять процесс образования пептидной цепи
| Демонстрационная модель белка. Оборудование для лабораторной работы.
| Химия.
| Лабораторная работа №2 «Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля.
|
7.
|
| Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты
| Углубить знания о типах нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). О функциях ДНК и РНК , типы РНК.
| ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.
| §12
| Давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот, называть составляющие мономеров ДНК и РНК, характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот, обосновывать значение НК в организме.
| Рисунки. Демонстрационная модель ДНК. С. Мамонтов, В. Захаров Основы биологии. С. 28-31
| Химия.
| Фронтальный опрос
|
8.
|
| АТФ и другие органические соединения клетки.
| Дать представление о строении молекулы АТФ (схема), ее функции. Дать представление о роли витаминов в организме, классификацию витаминов.
| Составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, особенности строения молекул, роль витаминов в организме.
| §13
| Давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, характеризовать особенности строения молекул, объяснять роль витаминов в организме.
| Рисунки в учебнике.
CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс., презентация
| Химия.
| Индивидуальный опрос
|
Тема 2.3 Строение клетки (3 часа)
|
9.
|
| Строение клетки: цитоплазма, ядро, клеточный центр, рибосомы.
|
| Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации.
| §14,15
|
| Таблица «Строение клетки»
| Цитология.
| Тест
|
10.
|
| Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.
| Дать понятие о строении ЭПС, рибосом, и др. органоидов, объяснить наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.
| Органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.
| §16,17
| Знать и называть органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, объяснять наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.
| Таблицы, схемы.
| Микробиология.
| Работа по карточкам
|
11.
|
| Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.
| Дать понятие об особенностях строения клеток прокариот.
| Органоиды клетки прокариот.
| §18,19
| Уметь распознавать органоиды клетки прокариот, сравнивать со строением клеток эукариот и делать выводы.
| Оборудование к лабораторной работе, таблицы, схемы.
| Микробиология
| Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».
|
Тема 2.4 Вирусы (1 час)
|
12.
|
| Неклеточные формы жизни. Вирусы .
| Дать понятие о вирусах, их строении и функционировании вирусов, о способах борьбы со СПИДом.
| Элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Принадлежность вирусов к живым организмам.
| §20
| Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам.
| Рисунки в учебнике, сообщения о вирусах гриппа, вирусной мозаики табака, чума и тд. и CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.
| Микробиология. Вирусология.
| Опрос.
|
Тема 2.5 Реализация наследственной информации в клетке (3 часа)
|
13.
|
| Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.
| Дать представление о генетическом коде, объяснить сущность процессов транскрипции и трансляции.
| Этапы биосинтеза белка, роль генетического кода,
| §26
| Давать определения терминам, называть этапы биосинтеза белка, характеризовать и объяснять роль генетического кода, ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода.
| Таблицы, рисунки, схемы.
| Химия.
|
|
14.
|
| Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.
| Дать представление об опероне и репрессоре, промоторе. Обобщить знания детей об механизме регуляции синтеза белков.
| Оперон. Структурные гены, оператор. Репрессор.
| §27, подготовка к /р.
| Характеризовать и объяснять роль генетического кода, оперона, репрессора в биосинтезе белков.
| Таблицы, рисунки, схемы.
| Химия.
| Мини-тест
|
15.
|
| Контрольно-обобщающий урок «Клетка»
| Повторить знания , умения и навыки по теме « Клетка».
|
|
|
|
|
| Контрольное тестирование
|
Раздел 3 Организм (20 часов)
|
Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1 час)
|
16.
|
| Организм – единое целое. Многообразие живых организмов
| Дать понятие о единстве живого организма, о многообразии живых организмов: одноклеточных, многоклеточных и колониальных.
| Одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, колониальные организмы; открытая ситема
| конспект
| Характеризовать единство живого организма, многообразие живых организмов: одноклеточных, многоклеточных и колониальных.
| Таблицы, CD-диск Общая биология. 10 класс:1С:
| Экология
| Беседа
|
Тема 3.2 Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов (2 часа).
|
17.
|
| Энергетический обмен в клетке.
| Дать понятие об энергетическом обмене , дыхание, биологическом окислении.
| Вещества – источники энергии, продукты реакций, строение АТФ.
| §22
| Знать определение терминов, называть вещества – источники энергии, продукты реакций, описывать строение АТФ.
| CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.
| Химия.
| Викторина
|
18.
|
| Способы питания клетки. Фотосинтез, хемосинтез
| Углубить знания о б гетеротрофных организмах и фотосинтезе. Хемосинтезе – как способах питания живых организмов.
| Типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов.
| §24,25
| Знать определения терминов, называть типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов. Приводить примеры автотрофов, гетеротрофов и организмов со смешанным типом питания.
| Таблицы, схемы.
CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.
| Химия.
| Фронтальный опрос
|
Тема 3.3 Размножение (4 часа)
|
19.
|
| Жизненный цикл клетки.
| Дать понятие о клеточном цикле, об апоптозе – как способе размножения прокариот. О периодах деления клеток эукариот.
| Жизненные циклы клеток, апоптоз. Пресинтетический период, синтетический период. Постсинтетический период, репликация.
| §28
| Уметь определять стадии жизненного цикла клеток. Объяснять механизм апоптоза и митоза.
| Таблицы, схемы.
презентация
| Микробиология.
| Да-нет
|
20.
|
| Митоз. Мейоз.
| Расширить знания о митозе и мейозе – как особом виде деления клетки..
| Деление клетки – основа роста. Развития и размножения организмов. Мейоз. Конъюгация. Кроссинговер.
| §29, 30
| Уметь определять и объяснять стадии митоза и мейоза.
| Таблица «Митоз», схемы. CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.
| Микробиология.
|
|
21.
|
| Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение.
| Обобщить и углубить знания о способах размножения
| Половое и бесполое размножение.
| §31,32,34
| Объяснять способы размножения и приводить примеры.
| Таблицы, рисунки. Схемы.
| Зоология, ботаника
| Индивидуальный опрос
|
22.
|
| Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
| Расширить и углубить знания об оплодотворении, способах искусственного оплодотворения и его значения в деятельности человека
| Оплодотворение, его значение.
| §33.
| Характеризовать стадии процесса оплодотворения.
| Схемы. Таблицы.
| Ботаника, зоология
| Опрос.
|
Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)
|
23.
|
| Онтогенез. Эмбриональный период
| Дать понятие об онтогенезе. Его типах. Способах оплодотворения, метаморфозе, стадиях эмбрионального развития.
| Индивидуальное развитие организма. Причины нарушения развития организмов.
| §35,36
| Уметь определять стадии эмбрионального развития, приводить примеры различных типов онтогенеза.
| Таблицы. Рисунки.
| Микробиология
| Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».
|
24.
|
| Онтогенез. Постэмбриональный период.
| Расширить понятие о постэмбриональном развитии и его периодах, прямом и непрямом развитии.
| Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертальный, старение. Прямое и непрямое развитие.
| §37
| Уметь определять и приводить примеры стадий постэмбрионального развития.
| Таблицы, дополнительные материалы.
CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.
| Ботаника, зоология
| Викторина
|
Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов)
|
25.
|
| Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание
| Расширить знания о предмете генетике, генетических символах и терминах, о сути гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления
| Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
| §38,39
| Характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления, решать задачи на моногибридное скрещивание
| Таблицы, схемы, модели.
CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.
| Генетика, история.
| Лабораторная работа № 5 «Составление простейших схем скрещивания».
|
26.
|
| Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание
| Дать понятие о дигибридном скрещивании, представление о независимом наследовании генов, научить решать задачи на дигибридное скрещивание.
| Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
| §40,41
| Характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования генов. Решать задачи данного типа. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов.
| Таблицы, рисунки.
CD-диск Общая биология. 9 класс:1С: Школа, 10 – 11 класс.
| Генетика.
| Лабораторная работа № 6 «Решение элементарных генетических задач».
|
27.
|
| Хромосомная теория наследственности. Цитоплазматическая наследственность.
| Расширить знания детей механизме наследования признаков.
| Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Хромосомная теория наследования
| §42
| Уметь объяснять строение и функции хромосом. Понимать значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Знать о гене, генетическом коде.
| Учебник, таблицы
презентация
| Генетика.
| Решение задач, опрос
|
28.
|
| Генетика определения пола
| Дать понятие о признаках сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом.
| Репродуктивное здоровье
| §45
| Характеризовать группы хромосом, механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование.
| Презентация, таблица
|
| Решение задач, опрос
|
29.
|
| Виды мутаций. Причины мутаций.
| Дать понятие о мутациях, их видах, факторах, вызывающие мутации, проводить сравнительную характеристику мутаций различного вида.
| Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.
| §47,48. Сообщения «Методы исследования генетики человека»
| Характеризовать формы изменчивости, выделять основные различия между модификациями и мутациями, перечислять виды мутаций и факторы. Приводить примеры.
| Презентация, сообщения
|
| Лабораторная работа № 7. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм.»
|
30.
|
| Методы исследования генетики человека.
| Дать понятие о методах исследования генетики человека: генеалогическом, популяционном, близнецовом, цитогенентическом, биохимическом.
| Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
| §49, сообщения « Типы наследования», Заболевания, связанные с генами и хромосомами.
| Уметь объяснять основные методы изучения генетики человека.
| Сообщения, презентации.
| Генетика.
|
|
31.
|
| Генетика и здоровье.
| Дать понятия о генных заболеваниях. О способах наследования. Хромосомных болезнях.
| Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, аутосомно-рецессивное наследование, наследование, сцепленное с полом. Хромосомные болезни.
| §50,51
| Уметь определять и различать способы наследования, знать основные виды заболеваний. Знать приемы генетической безопасности.
| Сообщения. Презентации.
| Медицина, генетика.
| Сообщения.
|
Тема 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (4 часа)
|
32.
|
| Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов
| Дать понятие о истории развития науки селекция, её основных методах
| Селекция, гибридологический метод, искусственный отбор
| §64
| Знать и применять на практике основные понятия темы
| Таблицы. Схемы. Дополнительный материал
| История
|
|
33.
|
| Методы селекции растений, животных и микроорганизмов
| Дать понятие о роли работ Н.И. Вавилова, о центрах происхождения культурных растений.
| Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов. Гибридизация. Межлинейное скрещивание. Полиплоидия. Радиационный мутагенез, клеточная инженерия. Полиэмбриония, генетическое клонирование
| §65, 66
| Иметь представление о вкладе Вавилова в развитие науки селекция, уметь распознавать центры происхождения культурных растений
| Муляжи. Гербарии. Портрет Вавилова, презентация
| История
|
|
34.
|
| Современное состояние и перспективы биотехнологии.
| Дать понятие о современном состоянии и перспективах биотехнологии
| Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологически чистые виды топлива
| §68. сообщения
| Иметь понятие о современном состоянии биотехнологии о ее значении в производстве и хоз. деятельности человека
| Интернет ресурсы
| Микробиология
| Лабораторная работа. № 8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)».
|
35.
|
| Контрольно-обобщающий урок «Основы генетики»
| Обобщить знания по теме « Основы генетики».
|
|
|
|
|
| Контрольное тестирование
|