Главная страница

Урока по теме «Имя существительное»



Скачать 45.73 Kb.
НазваниеУрока по теме «Имя существительное»
Дата13.04.2016
Размер45.73 Kb.
ТипУрок

Соболева Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 5»

г. Железногорска Курской области

Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя существительное»

(работа в группах)

Обобщение по теме «Имя существительное»

I команда

1. Расскажите о собственных и нарицательных именах существительных.

2. Расскажите о правописании суффиксов -чик-, -щик-. Приведите примеры.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик; камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.

4. Поставьте ударение в словах.

Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.

5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.

Интервью, миссис, пони, кафе, пани, кенгуру.

6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Яблоко, сапог, мандарин, валенок, апельсин, тапка.

7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.

Моё любимое занятие – рыболовля.

Обобщение по теме «Имя существительное»

II команда

1. Расскажите об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Как определить одушевлённость имени существительного?

2. Расскажите о правописании суффиксов -ик-, -ек-. Приведите примеры.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик; камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.

4. Поставьте ударение в словах.

Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.

5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.

Бюро, леди, конферансье, жюри, мадам, шимпанзе.

6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Груша, туфля, апельсин, носок, банан, чулок.

7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.

Дети слушают с интересом и внимательностью.

Обобщение по теме «Имя существительное»

III команда

1. Расскажите о роде имён существительных. Сколько родов в русском языке?

2. Расскажите о правописании НЕ с именами существительными. Приведите примеры.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик; камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.

4. Поставьте ударение в словах.

Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.

5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.

Фойе, салями, маэстро, пальто, кольраби, пенальти.

6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Гранат, помидор, макароны, вафля, блюдце, чулок.

7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.

Летом мне подарили прелестного щенёнка.

Обобщение по теме «Имя существительное»

IV команда

1. Расскажите о склонении имён существительных. Какие имена существительные не подчиняются общим правилам склонения? Что вы знаете о разносклоняемых и несклоняемых именах существительных?

2. Расскажите о правописании безударных окончаний -е и -и. Приведите примеры.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик; камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.

4. Поставьте ударение в словах.

Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.

5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.

Такси, фрау, месье, метро, мадам, кенгуру.

6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Гранат, туфля, макароны, тапка, помидор, блюдце.

7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.

Мы называли всех мальчишек трусишками и только одного храбришкой.