Соболева Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей № 5»
г. Железногорска Курской области
Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя существительное»
(работа в группах)
Обобщение по теме «Имя существительное»
I команда
1. Расскажите о собственных и нарицательных именах существительных.
2. Расскажите о правописании суффиксов -чик-, -щик-. Приведите примеры.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик; камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.
4. Поставьте ударение в словах.
Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.
5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.
Интервью, миссис, пони, кафе, пани, кенгуру.
6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Яблоко, сапог, мандарин, валенок, апельсин, тапка.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.
Моё любимое занятие – рыболовля.
Обобщение по теме «Имя существительное»
II команда
1. Расскажите об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Как определить одушевлённость имени существительного?
2. Расскажите о правописании суффиксов -ик-, -ек-. Приведите примеры.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик; камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.
4. Поставьте ударение в словах.
Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.
5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.
Бюро, леди, конферансье, жюри, мадам, шимпанзе.
6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Груша, туфля, апельсин, носок, банан, чулок.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.
Дети слушают с интересом и внимательностью.
Обобщение по теме «Имя существительное»
III команда
1. Расскажите о роде имён существительных. Сколько родов в русском языке?
2. Расскажите о правописании НЕ с именами существительными. Приведите примеры.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик; камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.
4. Поставьте ударение в словах.
Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.
5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.
Фойе, салями, маэстро, пальто, кольраби, пенальти.
6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Гранат, помидор, макароны, вафля, блюдце, чулок.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.
Летом мне подарили прелестного щенёнка.
Обобщение по теме «Имя существительное»
IV команда
1. Расскажите о склонении имён существительных. Какие имена существительные не подчиняются общим правилам склонения? Что вы знаете о разносклоняемых и несклоняемых именах существительных?
2. Расскажите о правописании безударных окончаний -е и -и. Приведите примеры.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик; камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.
4. Поставьте ударение в словах.
Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.
5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.
Такси, фрау, месье, метро, мадам, кенгуру.
6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Гранат, туфля, макароны, тапка, помидор, блюдце.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.
Мы называли всех мальчишек трусишками и только одного храбришкой. |