Главная страница


Задачи: Обучающие: развивать связную монологическую речь учащихся. Развивающие



Скачать 66.91 Kb.
НазваниеЗадачи: Обучающие: развивать связную монологическую речь учащихся. Развивающие
Дата14.04.2016
Размер66.91 Kb.
ТипУрок

Тема и номер урока в теме Мой Пушкин.
Базовый учебник. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.
М. «Просвещение» 2012г.

Цель урока: закрепление знаний учащихся о Пушкине

Задачи:

1. Обучающие: развивать связную монологическую речь учащихся.

2. Развивающие: учить использовать в речи вводные слова и сопоставительно-оценочную лексику, как средство, при помощи которого говорящий может выразить своё отношение к личности и творчеству поэта, учить анализу лирического стихотворения, развивать воображение и образно – опознавательное мышление.

3. Воспитательные: прививать любовь к чтению, желание творчески работать на уроках литературы.

Оборудование:

  • Портрет А.С. Пушкина

  • Записанные на доске вводные слова:

    • Я думаю, что …

    • Мне кажется, что …

    • Я полагаю, что …

    • По-моему мнению …

    • На мой взгляд …

  • Сопоставительно-оценочная лексика с использованием эмоциональной глагольной лексики.

а) Мне нравятся многие стихи поэта, но особенно вот эти … 
б) Мне с детства помнятся строчки Пушкина … 
в) Ни одно стихотворение Пушкина меня так не захватывает, как это … 
г) Навсегда остались в памяти такие строчки …
д.) Мне никогда не забыть такие стихи …
е) Меня особенно удивили вот такие строки …
ё) Мне ближе всего …
ж) Можно ли забыть такие стихи, как …

4. План анализа лирического стихотворения.

1. Выразительное чтение стихотворения.
2. О чём это стихотворение?
3. Найдите ключевые слова, подтверждающие тему стихотворения.
4. Какие образы присутствуют в стихотворении?
5. Нарисуйте устно картину, которую вы представляете.
6. Какие чувства передаёт нам автор?
7. Как обращается автор к няне?
8. Подтвердите словами, что поэту грустно.
9. Какие художественные средства использует автор?
10. Какие речевые особенности есть в стихотворении (повторы, звукопись)
11. Как проведённый анализ помогает понять смысл стихотворения.

Эпиграф:

«Что в имени тебе моём» (А.С.Пушкин)

Ход урока

1. Организационный момент.

Чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Что в имени тебе моём»

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине. У каждого человека есть своё понимание и своё отношение к этому человеку. На этом уроке хотелось бы услышать от каждого вас о вашем Пушкине. У А.С.Пушкина есть одно стихотворение, которое начинается словами «Что в имени тебе моём». Эта пушкинская строка стала эпиграфом к нашему уроку.
Итак, что же у каждого из вас связано с именем А.С. Пушкина.

Задание 1

Посмотрите на портрет А.С.Пушкина, вслушайтесь в его имя и напишите 8-10 слов, которые ассоциируются у каждого из вас с именем поэта.
(учащиеся пишут слова. Например: стихи, сказки, няня, лебедь, рыбка, и др.)
Чтение ряда слов учащимися.

Задание 2

Подчеркните три слова в вашем ряду, которые вам нравятся больше других. Теперь выберите одно из трёх. Запишите его как название текста. Это будет название вашего сочинения – миниатюры.
с именем А.С.Пушкина. 
(учащиеся зачитывают сочинения – миниатюры)

Задание 3

У каждого из вас, ребята, есть любимое стихотворение А.С.Пушкина. Прочитайте сейчас ваши стихи, начиная с вводных слов, которые написаны на доске под цифрой (2)
(чтение стихотворений наизусть)

Учитель.
Стихи Пушкина нравятся нам слушать. Они западают нам в душу. Легко запоминаются. Сейчас мы сделаем анализ одного стихотворения. План анализа на листочках у каждого из вас. 

«Зимний вечер» 
1. Выразительное чтение стихотворения учителем.
2. О чём это стихотворение? (о зимнем вечере).
3. Найдите ключевые слова, подтверждающие тему стихотворения. (Буря, вихри, снежные).
4. Какие образы присутствуют в стихе? (поэт, няня, буря).
5. Нарисуйте устно картину, которую вы представляете (вечер, на улице буря, всё стучит, завывает, сильный ветер, а в меленьком домике сидит поэт с няней, она прядёт веретеном, поэту скучно, грустно. он просит няню спеть песню).
6. Какие чувства передаёт нам автор? (чувства грусти, печали, тоски, одиночества).
7. Как обращается к няне автор? (мой друг, добрая подружка)
8. Подтвердите словами, что поэту грустно (ветхая лачужка печальна, приумолкла, сердцу будет веселей).
9. Какие художественные средства использует автор: (эпитеты, сравнение, олицетворение).
Сравнение – буря с волком, дитёй, путником.
Олицетворение – воет, плачет.
Эпитеты – песню, как синица …, как девица….
10. Какие речевые особенности есть в стихотворении: повторы то, как, или, выпьем, спой, сердцу будет веселей; звукопись (выделение звуков) Р., Ш, Ж, С
11. Как проведённый анализ помогает понять смысл стихотворения (мы узнали настроение поэта; слова, использованные им, помогают понять чувства поэта).
(за правильные ответы детей учитель даёт фишку).

Учитель.
Да, сосланный царём за революционные стихи в деревню, Пушкин жил там в маленьком домике вдвоём со своей няней Ариной Родионовной. Он очень тосковал и страдал от одиночества.
Вы знаете, ребята, что Пушкин не только поэт, но и сказочник.

Задание 4

Назовите мне сказки, которые написал А.С.Пушкин.
(учащиеся называют сказки Пушкина)
«Сказка о золотом Петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Рыбаке и рыбке» и др.

Учитель. Сегодня вы все поймаете золотую рыбку, а на ней вопрос из сказки.
(учащиеся ловят рыбку, читают вопрос и отвечают, а учитель оценивает).

Вопросы на рыбках: 
1. Каким ремеслом занимались старик со старухой? (рыболовном ремеслом)
2. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (город большой со дворцом, с златоглавыми церквами, теремами; белку с золотыми орешками, которая поёт песенки, 33 богатыря в чешуе, как жар горя, с ними дядька Черноморд).
3. С каких слов начинается сказка «О попе и о работнике егоБалде»? (Жил – был поп Толоконный лоб. Пошёл поп по базару, посмотреть кой-какого товару).
4. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?)
5. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? (Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там, на съедение волкам)
6. В кого поочерёдно превращался князь Гвидон, когда летал 
в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)
7. Чем потчевали старуху – царицу бояре в царских палатах? ( Наливают ей заморского вина, заедает она пряником печатным) 
8. В кого поочерёдно хотела превратиться старуха в сказке «О рыбаке и рыбке?» (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
9. Какую песню пела белочка в хрустальном доме? (Во саду ли в огороде).
10. Куда клюнул петушок Дадона? (в темя)

Учитель. Учитывая все, о чём мы с вами говорили, вы сейчас, ребята, представите свои рисунки на тему: «Портрет Пушкина без Пушкина».

Задание 5

Учащиеся рисуют иллюстрации к сказкам и стихам.
(Защита рисунков.)

Учитель. Всё творчество поэта обращено к читателю, а что мы, читатели можем сказать Пушкину. Давайте напишем ему коллективное письмо. Подумайте, как можно начать письмо? О чём написать? Как закончить? Свои ответы начинайте со слов, написанных на доске под № 1
(ответы детей учитель записывает на дополнительной доске). 
Уважаемый А.С.Пушкин!
Спасибо Вам за ваше творчество: стихи, сказки. Они нам очень нравятся. Легко запоминаются, западают в душу. Мы любим Ваши сказки, они учат нас быть добрыми, честными, трудолюбивыми. Когда мы подрастём, мы прочитаем все ваши произведения, которые вы написали.
С уважением к Вам ученики 5 класса Грибановской ООШ.

Итог урока

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я …
Учитель. Вопросы: * О ком мы сегодня говорили на уроке?
Есть ли в вашем сердце уголок для А.С.Пушкина.
Какие задания были интересны, а какие нет?

Домашнее задание. По плану анализа лирического стихотворения сделать анализ своего выученного стихотворения. (План анализа отпечатан на листочках для каждого учащегося.)