|
Задачи: Обучающие: развивать связную монологическую речь учащихся. Развивающие Тема и номер урока в теме Мой Пушкин. Базовый учебник. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. М. «Просвещение» 2012г.
Цель урока: закрепление знаний учащихся о Пушкине
Задачи:
1. Обучающие: развивать связную монологическую речь учащихся.
2. Развивающие: учить использовать в речи вводные слова и сопоставительно-оценочную лексику, как средство, при помощи которого говорящий может выразить своё отношение к личности и творчеству поэта, учить анализу лирического стихотворения, развивать воображение и образно – опознавательное мышление.
3. Воспитательные: прививать любовь к чтению, желание творчески работать на уроках литературы.
Оборудование:
Портрет А.С. Пушкина
Записанные на доске вводные слова:
Я думаю, что …
Мне кажется, что …
Я полагаю, что …
По-моему мнению …
На мой взгляд …
Сопоставительно-оценочная лексика с использованием эмоциональной глагольной лексики.
а) Мне нравятся многие стихи поэта, но особенно вот эти … б) Мне с детства помнятся строчки Пушкина … в) Ни одно стихотворение Пушкина меня так не захватывает, как это … г) Навсегда остались в памяти такие строчки … д.) Мне никогда не забыть такие стихи … е) Меня особенно удивили вот такие строки … ё) Мне ближе всего … ж) Можно ли забыть такие стихи, как …
4. План анализа лирического стихотворения.
1. Выразительное чтение стихотворения. 2. О чём это стихотворение? 3. Найдите ключевые слова, подтверждающие тему стихотворения. 4. Какие образы присутствуют в стихотворении? 5. Нарисуйте устно картину, которую вы представляете. 6. Какие чувства передаёт нам автор? 7. Как обращается автор к няне? 8. Подтвердите словами, что поэту грустно. 9. Какие художественные средства использует автор? 10. Какие речевые особенности есть в стихотворении (повторы, звукопись) 11. Как проведённый анализ помогает понять смысл стихотворения.
Эпиграф:
«Что в имени тебе моём» (А.С.Пушкин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Что в имени тебе моём»
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине. У каждого человека есть своё понимание и своё отношение к этому человеку. На этом уроке хотелось бы услышать от каждого вас о вашем Пушкине. У А.С.Пушкина есть одно стихотворение, которое начинается словами «Что в имени тебе моём». Эта пушкинская строка стала эпиграфом к нашему уроку. Итак, что же у каждого из вас связано с именем А.С. Пушкина.
Задание 1
Посмотрите на портрет А.С.Пушкина, вслушайтесь в его имя и напишите 8-10 слов, которые ассоциируются у каждого из вас с именем поэта. (учащиеся пишут слова. Например: стихи, сказки, няня, лебедь, рыбка, и др.) Чтение ряда слов учащимися.
Задание 2
Подчеркните три слова в вашем ряду, которые вам нравятся больше других. Теперь выберите одно из трёх. Запишите его как название текста. Это будет название вашего сочинения – миниатюры. с именем А.С.Пушкина. (учащиеся зачитывают сочинения – миниатюры)
Задание 3
У каждого из вас, ребята, есть любимое стихотворение А.С.Пушкина. Прочитайте сейчас ваши стихи, начиная с вводных слов, которые написаны на доске под цифрой (2) (чтение стихотворений наизусть)
Учитель. Стихи Пушкина нравятся нам слушать. Они западают нам в душу. Легко запоминаются. Сейчас мы сделаем анализ одного стихотворения. План анализа на листочках у каждого из вас.
«Зимний вечер» 1. Выразительное чтение стихотворения учителем. 2. О чём это стихотворение? (о зимнем вечере). 3. Найдите ключевые слова, подтверждающие тему стихотворения. (Буря, вихри, снежные). 4. Какие образы присутствуют в стихе? (поэт, няня, буря). 5. Нарисуйте устно картину, которую вы представляете (вечер, на улице буря, всё стучит, завывает, сильный ветер, а в меленьком домике сидит поэт с няней, она прядёт веретеном, поэту скучно, грустно. он просит няню спеть песню). 6. Какие чувства передаёт нам автор? (чувства грусти, печали, тоски, одиночества). 7. Как обращается к няне автор? (мой друг, добрая подружка) 8. Подтвердите словами, что поэту грустно (ветхая лачужка печальна, приумолкла, сердцу будет веселей). 9. Какие художественные средства использует автор: (эпитеты, сравнение, олицетворение). Сравнение – буря с волком, дитёй, путником. Олицетворение – воет, плачет. Эпитеты – песню, как синица …, как девица…. 10. Какие речевые особенности есть в стихотворении: повторы то, как, или, выпьем, спой, сердцу будет веселей; звукопись (выделение звуков) Р., Ш, Ж, С 11. Как проведённый анализ помогает понять смысл стихотворения (мы узнали настроение поэта; слова, использованные им, помогают понять чувства поэта). (за правильные ответы детей учитель даёт фишку).
Учитель. Да, сосланный царём за революционные стихи в деревню, Пушкин жил там в маленьком домике вдвоём со своей няней Ариной Родионовной. Он очень тосковал и страдал от одиночества. Вы знаете, ребята, что Пушкин не только поэт, но и сказочник.
Задание 4
Назовите мне сказки, которые написал А.С.Пушкин. (учащиеся называют сказки Пушкина) «Сказка о золотом Петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Рыбаке и рыбке» и др.
Учитель. Сегодня вы все поймаете золотую рыбку, а на ней вопрос из сказки. (учащиеся ловят рыбку, читают вопрос и отвечают, а учитель оценивает).
Вопросы на рыбках: 1. Каким ремеслом занимались старик со старухой? (рыболовном ремеслом) 2. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (город большой со дворцом, с златоглавыми церквами, теремами; белку с золотыми орешками, которая поёт песенки, 33 богатыря в чешуе, как жар горя, с ними дядька Черноморд). 3. С каких слов начинается сказка «О попе и о работнике егоБалде»? (Жил – был поп Толоконный лоб. Пошёл поп по базару, посмотреть кой-какого товару). 4. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?) 5. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? (Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там, на съедение волкам) 6. В кого поочерёдно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля) 7. Чем потчевали старуху – царицу бояре в царских палатах? ( Наливают ей заморского вина, заедает она пряником печатным) 8. В кого поочерёдно хотела превратиться старуха в сказке «О рыбаке и рыбке?» (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою) 9. Какую песню пела белочка в хрустальном доме? (Во саду ли в огороде). 10. Куда клюнул петушок Дадона? (в темя)
Учитель. Учитывая все, о чём мы с вами говорили, вы сейчас, ребята, представите свои рисунки на тему: «Портрет Пушкина без Пушкина».
Задание 5
Учащиеся рисуют иллюстрации к сказкам и стихам. (Защита рисунков.)
Учитель. Всё творчество поэта обращено к читателю, а что мы, читатели можем сказать Пушкину. Давайте напишем ему коллективное письмо. Подумайте, как можно начать письмо? О чём написать? Как закончить? Свои ответы начинайте со слов, написанных на доске под № 1 (ответы детей учитель записывает на дополнительной доске). Уважаемый А.С.Пушкин! Спасибо Вам за ваше творчество: стихи, сказки. Они нам очень нравятся. Легко запоминаются, западают в душу. Мы любим Ваши сказки, они учат нас быть добрыми, честными, трудолюбивыми. Когда мы подрастём, мы прочитаем все ваши произведения, которые вы написали. С уважением к Вам ученики 5 класса Грибановской ООШ.
Итог урока
Что в имени тебе моём? Оно умрёт, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мёртвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нём? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я … Учитель. Вопросы: * О ком мы сегодня говорили на уроке? Есть ли в вашем сердце уголок для А.С.Пушкина. Какие задания были интересны, а какие нет?
Домашнее задание. По плану анализа лирического стихотворения сделать анализ своего выученного стихотворения. (План анализа отпечатан на листочках для каждого учащегося.) |
|
|