Главная страница


№ урока п/п Дата Раздел Тема Региональное содержание изучаемых вопросов Кол-во отводи- мого времени Форма проведения



Скачать 282.18 Kb.
Название№ урока п/п Дата Раздел Тема Региональное содержание изучаемых вопросов Кол-во отводи- мого времени Форма проведения
Дата11.04.2016
Размер282.18 Kb.
ТипУрок


Содержание НРК в учебном процессе.


№ урока п/п

Дата

Раздел

Тема

Региональное содержание изучаемых вопросов

Кол-во отводи- мого времени

Форма проведения

1




А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.


Южноуральские поэты о значении Пушкина в нашей жизни. Горская А.Б. «Зажжем свечу и сядем кругом» стр. 385

15 мин.

Чтение наизусть и анализ

2




«Зимнее утро».

Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. Подготовка к домашнему сочинению по стихотворению

Пейзаж в лирике поэтов Южного Урала. Богданов В.А. «Чистые снега» стр. 217-218

15 мин.

Выразительное чтение. Словесное рисование.

3




Тема взаимоотношения человека и природы в лирике русских поэтов XIX века. (Я. П. Полонский, Е.А. Баратынский, А. К. Толстой)

Уральские поэты о природе (Л. Татьяничева, Р.Федорищева, Т. Брылева и др.)

10 мин.

Чтение и анализ стихотворений

4




Прекрасное вокруг нас в сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

Куницын А.В. «Васильки», Дементьев А.И. «Летающие цветы».

15 мин.

Чтение и сравнительный анализ произведений

5




Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. Слово о поэтах – фронтовиках. К.М. Симонов, Д.С. Самойлов.

Стихотворения уральских писа-телей о Великой Отечественной войне. М. Гроссман «Мальчик на дороге». Стр. 113

15 мин.

Выразительное чтение стихотворений

6




В. П. Астафьев. Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе «Конь с розовой гривой».

Нравственная проблематика рассказа.

Мир ребенка и окружающий его мир (Л.Н. Сейфулина «Тургояк» стр. 84-90)

15 мин.

Выразительное чтение. Словесное рисование.

7




К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга».

Львов М.Д. «Сколько нас, нерусских, у России…»

15 мин.

Чтение и анализ стихотворения

Учебно – тематический план по литературе в 6 классе


урока


Дата



Раздел. Тема учебного занятия.

Основные компетенции литературного образования

(содержание и виды работы учащихся)



НРК


Диагностика

Читательская

Литературоведческая

Коммуникативно- речевая







Введение
















1



Литература как художественное отражение жизни. Книга в нашей жизни.

И. Бунин. «Молчат гробницы, мумии и кости…», С. Щипачев. «Есть мудрые книжные полки…»

Форма и содержание художественного произведения. Автор и герой. Авторская позиция.

Устный рассказ на тему «Книга, которая произвела на меня впечатление»

Подтверждение высказываний писателей о роли книг собственными примерами из прочитанного.




Тестирование

2




Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

А.С. Пушкин «Птичка»

«Обрядовый фольклор», произведения обрядового фольклора. Календарно – обрядовые песни.

Выразительное чтение одной из обрядовых песен.Установление ассоциативых связей с произведениями других видов искусства (В. Тропинин «Мальчик, выпускающий из клетки щегленка». Б. Кустодиев «Масленница».




Чтение наизусть

3




Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.




Пословица. Поговорка.

Сочинение – миниатюра по пословице.




Чтение наизусть, викторина

4




Русские летописи. «Повесть временных лет». Народные идеалы патриотизма, ума и находчивости в «Сказании о белгородском киселе».

А.С. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис Годунов». Образ летописца.

Летопись

Краткий пересказ статьи Д.С.Лихачева с опорой на план. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (В.Васнецов»Нестор – летописец»,. М.Мусоргский Монолог Пимена из оперы «Борис Годунов» (Ф.И. Шаляпин)







5




Русские басни. Особенности литературного языка XVIII столетия. Иносказательный смысл басни И.И.Дмитриева «Муха».

Европейская басня. Ж. де Лафонтена. Апологи И. Дмитриева.

Басня, мораль, аллегория.

Краткое сообщение об истории басни как жанра.




Выразитель-ное чтение, анализ басен

6




И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». «Ларчик».

И.А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик». «Осел и соловей»

Развитие понятия об аллегории.

Обсуждение мультфильма А. Хржановского «В мире басен» (1973). Сочинение «Что осуждается в русских баснях?»




Чтение наизусть и анализ басен

7




И.А. Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение знатока, не понимающего истинного искусства.








Конкурс ин-сценирован-ной басни

8




А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

НРК

А.С. Пушкин «Узник»

Лицейские годы поэта; вольнолюбивые устремления поэта в стихотворении «Узник».

Выразительное чтение наизусть

Южноуральские поэты о значении Пушкина в нашей жизни. Горская А.Б. «Зажжем свечу и сядем кругом» стр. 385




9




Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике Пушкина. «Зимняя дорога».

А.С. Пушкин «И.И. Пущину»

«Зимняя дорога»

Жанр стихотворного послания.

Выразительное чтение наизусть.

Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (Н.Н.Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском»)







10




«Зимнее утро».

Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. Подготовка к домашнему сочинению по стихотворению «Зимнее утро».

НРК

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Антитеза. Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Эпитет, метафора как средство создания художественных образов.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Устное словесное рисование на темы «Вьюга ночью», «Морозное солнечное утро», «Зимняя дорога» с использованием цитат из стихотворений Пушкина.

Сочинение «Мое восприятие стихотворения А.С. Пушкина «…»

Пейзаж в лирике поэтов Южного Урала. Богданов В.А. «Чистые снега» стр. 217-218




11




А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Сюжет и герои повести «Барышня – крестьянка».

Тема судьбы в повести А.С. Пушкина «Метель».

Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в и повести. «Лицо и маска» героев. Пародия на романтические темы и мотивы.

Выразительное чтение эпизодов по ролям. Обсуждение фильма режиссера А. Сахарова «Барышня – крестьянка» (1996)




Творческое задание по выбору учащихся

12




Повесть А.С.Пушкина «Выстрел». Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них.

А.С. Пушкин «Выстрел».

Сюжет. Композиция. Вымышленный рассказчик. Система рассказчиков.

Обсуждение фильма режиссера Н. Трахтенберга «Выстрел» (1966)




Сжатый и выборочный пересказ

13.




Образ Сильвио в в повести А.С. Пушкина «Выстрел» и авторское отношение к герою. Нравственная проблематика повести.




Романтический характер. Авторская ирония. Эпилог.

Устный словесный портрет вио.Силь







14




Изображение жизни русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Конфликт К. П. Троекурова и А. Г. Дубровского.

А.С. Пушкин «Дубровский».

Понятие «сюжет», «композиция», «конфликт». Развитие отношений между героями.

Краткое сообщение об истории романа А. С. Пушкина. Обсуждение фильма режиссера А. Александровича «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988)

Сочинение сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)




Устное рисование. Характеристи-ка героев.

15




Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.




Роль эпизода в повести.

Художественный пересказ эпизода от лица героя (внутренний монолог Владимира Дубровского). Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (иллюстрации Б. Кустодиева и Д. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского»).




Выборочный пересказ.

16




Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Авторское отношение к героям.




Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Устный словесный портрет Маши.







17




Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С.Пушкина.




Произведения и основные понятия по теме «Творчество А.С.Пушкина»







Контрольная работа

18




М. Ю. Лермонтов. Тема, мотивы и образы стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи».

М.Ю. Лермонтов «Тучи»

Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтической интонации, символическое значение образов в стихотворении. Прием сравнения как основа построения стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устное словесное рисование.





Выразительное чтение стихотворения наизусть.


19




Особенности выражения темы одиночества в лирике М. Лермонтова («Листок», «Утес», «На севере диком…»)

Мастерство художественного перевода из Г. Гейне ( Ф.И. Тютчев. «На севере мрачном, на дикой скале…»; А.А. Фет «На севере дуб одинокий…»)

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…» Средства создания художественных произведений.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Устное словесное рисование. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (И.И. Шишкин. «На севере диком …»)




Обучение анализу одного стихотворе-ния

20




Гибель красоты и разрушение гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».




Двухсложные и трехсложные размеры стиха. Лирическая баллада. Поэтическая интонация.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Устное словесное рисование




Анализ стихотворения

21




Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики» как повесть о любви.

Античный миф о Филемоне и Бавкиде («Метаморфозы» Овидия)

. Герои, сюжет и композиция повести.







Творческое задание по выбору учащихся

22




И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг».




Рассказ и очерк: особенности жанра. Сопоставление героев как прием характеристикиПортрет героя как средство изображения характера. Речевая характеристика героя.

Краткие рассказы -характеристики героев. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства. (В. Маяковский «Ночное». К.В. Лебедев «Бежин луг»).




Устная характерис-тика героев

23




Человек и природа в очерке И.С. Тургенева «Бежин луг».

Щемящее счастье бытия рассказе Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами»

Роль пейзажа в литературном произведении

Краткий художественный рассказ об очерке «Бежин луг» ( с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста).




Выборочный пересказ

24




Ф.И. Тютчев. «Пейзаж души» в лирике Ф. Тютчева («Неохотно и несмело…»). Две судьбы в стихотворении «С поляны коршун поднялся…». Символы в стихотворении «Листья».

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья».

Лирический пейзаж. Художественная деталь в лирическом произведении. Роль антитезы в стихотворении.

Символ.

Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устное словесное рисование.




Чтение наизусть

25




Природа как воплощение прекрасного в стихотворении А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»




Лирический пейзаж. Эстетизация конкретной детали.

Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устное словесное рисование.




Анализ стихотворе-ния. Чтение наизусть

26




Природа и любовь в стихотворении А.А. Фета «Еще майская ночь». «Учись у них – у дуба, у березы…»

А.А. Фет «Еще майская ночь». «Учись у них – у дуба, у березы…»

Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как мир истины и красоты как мерило человеческой нравственности.


Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устное словесное рисование.




Анализ стихотворе-ния

27




Цвет и звук в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.




Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи.


Произведения русских художников-пейзажистов.




Сочинение

28




Н. А. Некрасов. Картины подневольного труда и величие народа-созидателя Главная тема поэзии в стихотворении «Железная дорога».







Устное словесное рисование. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (И. Глазунов. «Железная дорога». К. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге»).




Наизусть

29




Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога».




Эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. Роль пейзажа.







Анализ стихотворе-ния, состав-ление цитат-ного плана

30




Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэма А.Н. Некрасов «Дедушка».

А. Блок «Девушка пела в церковном хоре…»

Историческая поэма. Трехсложные размеры стиха.

Художественный рассказ об истории жизни главного героя.




Выразитель-ное чтение

31




Лесков Н. С. « Сказ о тульском косом левше и стальной блохе»: особенности жанра.




Жанр сказа. Автор и сказитель. Ирония. Речь как предмет художественного изображения. Игра слов, народная этимология.

Краткое сообщение об истории сказа как жанра. Выразительное чтение эпизодов по ролям.




Пересказ эпизода. Вы-разительное чтение, характерис-тика героев

32




Изображение русского характера в сказе Н.С. Лескова «Левша».




Язык повести. Основная идея, замысел автора.

Устный рассказ – характеристика Левши с использованием цитатного плана в учебнике.








33




«Эпос с человечкиной душой»: образ автора и авторское отношение к героям сказа.







Обсуждение мультфильма И. Иванова – Вано «Левша» (1964)

Сочинение «Хоть шуба овечкина, зато душа человечкина»: образ главного героя сказа Н.С. Лескова «Левша».







34




Внеклассное чтение. «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»: нравственная проблематика рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах».




Жанр анекдота. Понятие о парадоксе.










35




Внеклассное чтение.

А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

Смешное в рассказах М.М. Зощенко «Галоша», «Встреча».

Юмор. Юмористические ситуации.

Выразительное чтение диалогов по ролям.




Художест-венный пересказ

36




Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».




Речевая характеристика героев и художественная деталь как источник юмора.

Выразительное чтение диалогов







37




Тема взаимоотношения человека и природы в лирике русских поэтов XIX века. (Я. П. Полонский, Е.А. Баратынский, А. К. Толстой)

НРК




Лирика как род литературы.

Художественные средства в пейзажное лирике.

Устное словесное рисование. Установление ассоциативных связей с произведениями дугих видов искусства (произведения русских художников – пейзажистов; «Времена года» П.И. Чайковского.)

Уральские поэты о природе (Л. Татьяничева, Р.Федорищева, Т. Брылева и др.)




38




Контрольная работа по теме «Произведения русских писателей XIX века».













Контрольная работа.

39




Прекрасное вокруг нас в сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

НРК

А. П. Платонов «Неизвестный цветок»

Сказка – притча.

Пересказ событий сказки от лица Даши или от имени цветка с использованием цитат из текста

Куницын А.В.Васильки, Дементьев А.И. «Летающие цветы»




40




Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести А.С. Грина «Алые паруса».

Загадка повести –притчи Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»


Образ - символ

Устное словесное рисование. Обсуждение фильма А. Птушко «Алые паруса» (1961)







41




М. М. Пришвин. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши – героев сказки-были «Кладовая солнца».


Глава «Михаил Пришвин» из главы К.Г. Паустовского «Золотая роза»

Сказка - быль

Устный рассказ – сравнительная характеристика двух героев.







42




Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Смысл притчи о ели и сосне, растущих вместе.




Символическое содержание пейзажных образов. Роль эпизода в произведении.








Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»

43




Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца». Авторская позиция

Тема ответственности человека за мир, в котором он живет, в рассказе Е. Носова «Тридцать зерен»













44




Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»




Тема, композиция, отбор языкового материала сочинения.







Классное сочинение

45




Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. Слово о поэтах – фронтовиках. К.М. Симонов, Д.С. Самойлов.

НРК







Краткое сообщение о поэтах -фронтовиках

Стихотворения уральских писа-телей о Великой Отечественной войне. М. Гроссман «Мальчик на дороге». Стр. 113

Наизусть; анализ стихотворений

46




В. П. Астафьев. Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе «Конь с розовой гривой».

Нравственная проблематика рассказа.

НРК










Мир ребенка и окружающий его мир (Л.Н. Сейфулина «Тургояк» стр. 84-90)

Пересказ эпизода

47




Яркость и самобытность героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».




Рассказ. Сюжет. Речевая характеристика героя.

Составление и презентация «словарика сибирских диалектизмов»







48




В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудного военного времени.




Рассказ. Сюжет. Герой - повествователь

Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (В.Е. Маковский. «Игра в бабки») Обсуждение фильма режиссера Е.Ташкова «Уроки французского» (1978).







49




Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.
















50




Сочинение по рассказам В.П. Астафьева и В. Распутина.












Сочинение (на выбор)

«Добро возвращается добром»;

«Истинное добро бескорыстно»

«Жизненные уроки» (по рассказам В.Астафьева и В. Распутина)

51




Н.М. Рубцов. Тема родины, человека и природы в лирике Н. Рубцова («Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»).




Тема и мотив.


Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Устное словесное рисование.







52




Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Роль личности учителя в формировании детского характера.




Рассказ. Сюжет. Юмор.

Импровизированный рассказ о героях.







53




Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.




Произведения и основные понятия темы.







Контрольная работа

54




Родная природа в русской поэзии XX века. Тема любви к родной природе и родине в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина.




Средства создания поэтических образов.

Ритмика и мелодика стиха. Способы выражения чувств в лирике.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Устное словесное рисование.







55




Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».







Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Устное словесное рисование.







56




В.М. Шукшин. Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдо искателей, праведников. «Странные» герои рассказов «Срезал», «Критики».

Герои – «чудики» в рассказах В. М. Шукшина «Дядя Ермолай», «Микроскоп».

Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Выразительное чтение эпизодов по ролям.







57




Любовь к малой Родине, верность традициям народа. К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…». Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». НРК




Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.





Львов М.Д. «Сколько нас, нерусских, у России…»




58




Внеклассное чтение. Философско- нравственная проблематика притчи Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря».




Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.










59




Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.













Сочинение - отзыв

60




Мифы Древней Греции: отражение представ ления об образе героя. Подвиги Геракла: «Скот ный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».


Мифы народов мира.

Понятие «герой» в древнегреческой мифологии. Понятие о мифе.

Составление сценариев подвигов, пересказ.







61




Геродот как писатель и историк. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Арион».

Общее и различное в понятиях «миф» и легенда».

Краткое сообщение о Геродоте. Художественный рассказ о герое.







62




«Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. Образы Ахилла и Одис сея: высокое и низкое, поэтическое и прозаическое.


Н.Кун. «Легенды и мифы Древней Грекции (Ч. 2. Древнегреческий эпос)»

Героический эпос. Гекзаметр. Гипербола. Постоянный эпитет.

Краткое сообщение о Гомере и его поэмах. Выразительное чтение фрагментов поэм.







63




М. Сервантес Сааведра. Проблема ложных и истинных ценностей и идеалов в романе «Дон Кихот».

Д.С. Мережковский. Стихотворение «Дон Кихот»

Пародия на рыцарские романы. «Вечный» образ.

Краткое сообщение о Сервантесе. Художественный пересказ эпизодов.







64




Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Ф. Шиллера «Перчатка».

Баллада Шил лера в художест венном переводе Жуковского и Лермонтова.

Баллада.

Выразительное чтение.







65




Конфликт естественной жизни и жизни цивилизованного общества в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе».




Новелла. Реалистическое воплощение романтического сюжета. Роль пейзажа.

Краткое сообщение о писателе.







66

67




Марк Твен «Приклю чения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Критические ситу ации в жизни героев.




Юмор. Средства создания комического.

Краткое сообщение о писателе. Художественный рассказ о героях.







68




А. де Сент – Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.




Метафорический смысл сказки – притчи.

Краткое сообщение о писателе.







69




Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отноше ниях между людьми.




Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

Художественный пересказ притчи, эпизода.






70




Итоговая контрольная работа










Контрольная работа