Главная страница


Цель: способствовать эмоциональному развитию детей третьего года жизни средст­вами устного фольклора. Основные задачи



Скачать 59.57 Kb.
НазваниеЦель: способствовать эмоциональному развитию детей третьего года жизни средст­вами устного фольклора. Основные задачи
Дата14.04.2016
Размер59.57 Kb.
ТипДокументы


«Технология эмоционального развития детей раннего возраста средствами фольклора»

Цель: способствовать эмоциональному развитию детей третьего года жизни средст­вами устного фольклора.
Основные задачи: 1.приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь.

2. вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, пестушкам.

3. способствовать сохранению радостного настроения во время пре­бывания в ДОУ.

4. воспитывать гуманные отношения;
Ранний период жизни ребенка. Он во многом зависти от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом до­бра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцве­тить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духов­ного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к ко­торому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И звучат из поколе­ния в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подго­ворки, пе­сенки.

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике: обще­ство как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в не­иссякае­мых источниках народности. Неслучайно, слово «фольклор», будучи англий­ского проис­хождения, переводится буквально как «народная мудрость».

Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитать и способствовать по­явлению желания общаться. Работу я начала с создания условий в развивающей среде. Оформила «уголок ряженых и любования», с помощью родителей сшили сарафаны, ру­башки, короны, изготовили кроватку-кочалку, в которой спит кукла Машенька.

А также оформила картотеку потешек « Не пора ли баиньки», прибауток, используя программу «Наш дом-Южный Урал».

В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», а также театр рукавичек. Также вместе с родителями сшили шапочки для инсценировки сказок и потешек. В книжном уголке дети с удовольствием вместе со мной и помощником воспитателя, рассматривают книжки, картинки с потешками, сказ­ками и проговаривают отдельные слова и фразы. Дети очень любят качаться на ло­шадке, приговаривая:

Еду-еду, к деду, к бабе

На лошадке, в красной шапке.


А также мы очень любим играть в хороводные игры: «Жили у бабуси», «Мы на луг ходили», «Угадай, кто я?», в игры развивающие движение кистей рук, где использую народные песни и потешки.

Проводила с детьми занятия на тему: «Котя-котенька», «Гусь», «Петушок и его се­мья», «Кукла заболела», «Едем к кукле в гости», в которых знакомила детей с фольклорными произведениями.

Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности:

Утром: Перед зарядкой, беру солнышко-ведрышко (на палочке из картона) и говорю:
Рано солнышко встает

На зарядку всех зовет.
Во время утреннего приема, если ребенок капризничает, не хочет расставаться с ма­мой, ласковым голосом обращаюсь к нему:
Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?
Большое внимание уделяем ребенку, когда он учиться самостоятельно держать ложку, чашку, овладевают навыками приема пищи. Ведь все связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой:
Всем дает здоровье

Молоко коровье

или

Кашу с маслицем сварю

да и Сашу накормлю.
Овладение бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знания о человеке и его действиях (умывание, одевание). Взрослый передает ребенку радость и бодрость. Которые дарит человеку вода, эмоционально обыгрывая самые простые обыденные си­туации:

Чистая водичка моет

Павлику личико,

Олечке-ладошки

А пальчики-Димуле.

Дети устают, ссорятся. У них, как и у взрослых, бывает плохо на душе и хочется плакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. Что же, приласкаем их и расскажем потешки для тех, кто плачет и шумит:
Не плачь, не плачь детка

Прискачет к тебе белка

или

Это что тут за рев

уж не стадо ли коров?
Во время одевания хвалим ребенка:
Наша Настя маленька

На ней куртка аленька!
В конце прогулки дружно убираем игрушки:
Ну, теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно!
Ну, а спальню идем со словами:
Ждет тебя кроватка

Мягкая подушка

Спи Аленка сладко!
А со сна просыпаемся со словами:
Это кто уже проснулся

Кто так сладко потянулся?
После сна подходим к зеркалу и просим:
Петушок, петушок

Подари мне гребешок!

Ну, пожалуйста, прошу:

Я кудряшки расчешу!

Итак:


  • малыш еще и слов-то знает мало – колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью;

  • малыш делает первые шаги, агукает, потягивается, плачет, радуется - пестушка помогает ему осваиваться в мире, в который ему еще не очень понятен;

  • малыш учится ходить, умываться, одеваться – песенка подскажет, как это делать лучше;

  • малыш учится быть человеком – слушая потешки и песенки, получает - ненавяз­чиво – добрые и мудрые наставления, так как герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы и щедры.


Фольклорные произведения, стихи желательно сопровождать действиями или, на­оборот действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее. У всех наро­дов существовал прием имизации. Ребенок воспринимался у народа как активный член семьи, как активный деятель в общении с взрослыми, поэтому весь фольклор направлен на эмоциональный отклик ребенка.

Полезны потешки, с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чув­ства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает.

Фольклорные произведения для маленьких, несут в себе высшие гуманные ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок – вершина человеческой любви. Ребенок для взрослого – высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира.

Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя. У него обязательно возникает желание обнять его, погладить, поцеловать. Взрослому стоит высоко ценить такие душевные порывы и с горячностью откликаться на них, потому что доверие к старшему свидетельствует о глубинных чувствах, которые воспитателю посчастливилось взлелеять в малышке.
С целью успешности решения поставленных задач должны быть учтены следующие принципы:


  1. принцип активности и самостоятельности. Его суть – активное соучастие и со­творчество педагога и ребенка.

  2. принцип постепенности, поэтапности приобщения детей к народному фольк­лору.

  3. принцип комплексного использования разных фольклорных форм (песенок, по­тешек, прибауток, сказок, загадок).