Главная страница


Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах



Скачать 34.85 Kb.
НазваниеДеятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах
Дата10.04.2016
Размер34.85 Kb.
ТипДокументы

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах.

Павлова Татьяна Ивановна, доцент кафедры филологии

и искусства РО ИПК и ПРО,

Стецурина Марина Михайловна, учитель русского

языка и литературы высшей квалификационной

категории МБОУ Талловеровская СОШ Кашарского района
Стратегия развития читательской грамотности обозначена в стандартах второго поколения, основу которых составляет системно- деятельностный подход. Он включает в себя признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности и разнообразие организационных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Давайте поразмышляем вместе, каковы возможности деятельностного подхода к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах – этапе, когда начинается чтение для обучения – использование письменных тексов как основного ресурса самообразования.

Идея целенаправленного формирования читательской грамотности текстов художественных произведений на уровнях нахождения и извлечения информации, осмысления и оценивания частично отражена в действующих учебниках по русскому языку, при этом за учителем сохраняется право корректировать эту систему в соответствии с темой урока, уровнем подготовленности класса, целевыми установками урока.

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах осуществляется на основе работы с лингвистическими тестами. Назовём наиболее важные из них: понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; осознавать содержание текста; фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, резюме, полного или сжатого пересказа (устного или письменного); определять основную мысль текста, его стиль и тип речи; дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста; комментировать и оценивать информацию текста.

На формирование читательской грамотности направлены также и выразительное чтение текстов разных типов, стилей и жанров вслух, использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углублённого, сканирования).

В новых учебниках по русскому языку (С.И. Львовой, Р.Н. Бунеева, Г.Г. Граник) читательская грамотность формируется на основе работы с несплошными текстами (таблицами, схемами). Данный формат текстов требует несколько иных читательских навыков, так как они организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые указатели на эти связи, например, названия граф таблиц, цвет, шрифт и др. Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.

Чтение – сложный вид речевой деятельности, потому что он содержит не только чисто техническую сторону (навык чтения), но и интеллектуальные умения (понимание содержания текста, извлечение из него необходимой информации, интерпретация и оценка прочитанного и т.д.). Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения самого учителя продумать алгоритм работы с текстом. Например:

1. Выбрать текст, который будет предложен ученикам для чтения на уроке (это может быть сплошной текст или его фрагменты, формулировки правил, определений, а также несплошной текст – таблица, схема, подпись к рисунку, график и т.п.).

2. Определить место и роль данного текста на уроке:

- на каком этапе урока используется (введения, применения новых знаний, закрепления и др.);

- какова цель чтения текста (доказать что-либо, вывести формулировку лингвистического понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему, выявить роль языкового понятия и т.д.).

3. Сформулировать задания для работы с текстом ДО ЧТЕНИЯ (с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для чтения), ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ (короткие комментарии для понимания содержания текста), ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ (осмысление концептуальной информации текста).

Чтение как источник информации, познания, образования связано с умениями осознанного запоминания, логического обобщения, систематизации знаний и их воспроизведения в речи и применения на практике в соответствующих ситуациях. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других видов речевой деятельности (слушания, говорения, письма), создаёт базу для обучения школьников написанию разных видов изложений и сочинений, а в старших классах - рефератов, конспектов, аннотаций, отзывов, эссе и др. Исходя из этого, чтение рассматривается как метапредметное умение.

Следовательно, проблема чтения требует поиска новых теорий, практик, методик, технологий, приёмов. Осмыслить роль и статус чтения в современной школе учителю помогут материалы для обсуждения: «Первые результаты Международной программы PISA 2009» (МО и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, РАО, отдел оценки и качества образования Института содержания и методов обучения); Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности», М., 2010.