Главная страница


Элективный курс «Решение расчётных химических задач»



Скачать 54.56 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Решение расчётных химических задач»
Дата12.03.2016
Размер54.56 Kb.
ТипЭлективный курс

Пояснительная записка.
Элективный курс «Решение расчётных химических задач» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно–ориентированный характер.

Курс рассчитан на 17 часов в первом учебном полугодии.

Содержание и построение курса подобрано в соответствии со школьной программой по химии.

В целях развития творческих способностей и политехнической направленности обучающихся программа курса предполагает также решение комбинированных и усложнённых химических задач.

Большое внимание в данном курсе уделено вопросу межпредметных связей, систематизации знаний о физических величинах и единицах их измерения в соответствии с Международной системой единиц (СИ).

Данный курс предполагает знакомство учащихся с общими подходами к решению типовых расчётных химических задач, методикой их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики. Для расширения знаний обучающихся о возможных и наиболее рациональных способах решения задач, развития логического мышления, предполагается рассмотрение нескольких разных способов решения задач с выбором наиболее оптимального.

Большое внимание отводится самостоятельной работе учащихся по решению задач различного уровня сложности, что должно способствовать более глубокому и осознанному овладению методикой их решения.

Тексты задач, предложенные для решения в процессе освоения курса, взяты из задачников и методических пособий и подобраны с учётом уровней сложности.
Цели курса:

образовательная: освоение методики решения задач разных типов и уровней сложности, расширение представлений о различных способах решения расчётных химических задач.

воспитательная: формирование мировоззрения, потребности осознанного усвоения материала, расширение кругозора в краеведческих и политехнических вопросах, осуществление межпредметных и курсовых связей, связи химической науки с жизнью; развитие интереса к химии, активизация деятельности, трудовое воспитание и политехническая подготовка.
Решение задач - действенное средство воспитания трудолюбия, настойчивости, воли, характера.
развивающая: формирование умений логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, применять знания на практике, находить выход из нестандартных ситуаций.

Решение задач – это мыслительный процесс.
Задачи курса:


  1. Познакомить с классификацией химических задач и общими подходами к их решению.

  2. Научить составлять алгоритмы решения задач и рационально использовать знания по физике, химии и математике для решения расчётных химических задач.

  3. Развивать умения применять на практике полученные знания при решении усложнённых и комбинированных задач.

  4. Привлечь учащихся к самостоятельной работе с использованием дополнительной, справочной литературы и других информационных источников.



Образовательные задачи.
После изучения данного курса учащиеся должны
знать: уметь:

основные способы и приёмы - анализировать условие задачи;

решения расчётных химических задач; - выбирать способ решения задачи;

- решать задачу несколькими способами;

- составлять алгоритм решения задачи;

- использовать знания физики и математики

при решении химических задач;

- решать типовые задачи школьного курса

химии;

- решать усложнённые и комбинированные

задачи;

- оформлять решение задачи;

Методы преподавания и обучения.
Содержание элективного курса предполагает следующие виды деятельности:
лекции;

семинарские занятия;

самостоятельная работа учащихся;

проектная деятельность учащихся;

зачёт ; творческий отчёт
Тематический план




Названия тем

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Общие подходы к решению расчётных задач по химии.

1

Вводная лекция.

2.

Вычисления по химическим формулам.

1

Семинар.

Самостоятельная работа.

3.

Вывод формул химических соединений различными способами.

1

Семинар.

Самостоятельная работа.

4.

Задачи с использованием газовых законов.
(З-н Авогадро. З-ны Гей Люссака и Бойля-Мариотта. З-н кратных отношений).

3

Семинарские занятия.

Самостоятельная работа.

5.

Способы выражения концентрации растворов.
(Процентная концентрация. Молярная и нормальная концентрация. Смешивание растворов. Объёмная доля растворённого в-ва).

3

Семинарские занятия.

Самостоятельная работа.

6.

Задачи на определение количественного состава смеси.

1

Семинар.

Самостоятельная работа.

7.

Решение задач по УХР.
(Расчёты по ТХУ. Избыток. Выход продукта. Примеси.)



4

Семинарские занятия.

Самостоятельная работа.

8.

Решение конкурсных задач.

2

Самостоятельная работа : в группах или индивидуальная.

9.

Итоговое занятие.

1

Зачёт.

Творческие отчёты по темам.


Формы отчётности.
Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:
●конкурс (количественный) решения задач;

●составление мини-сборников авторских задач обуучащихся по разделу или теме ( с решениями);

●составление творческих расчётных задач по различным темам: «Медицина», «Экология», «Производство» и др.;

●зачёт по решению задач;

Литература и другие информационные источники.


  1. Л.Ю. Аликберова, Е.И. Хабарова. Задачи по химии с экологическим содержанием. –М.:Центрхимпресс, 2001. -48 с. «Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала».

  2. П. Будружак. Задачи по химии. М.: Мир, 1989.

  3. Д.П. Ерыгин, Е.А. Шишкин. Методика решения задач по химии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по биол. И хим. спец. –М.: Просвещение, 1989. -176 с.

  4. Н.Е.Кузьменко, В.В. Ерёмин. Задачник по химии для школьников и абитуриентов. –М.: «Экзамен», 1999. – 512с.

  5. Г.Л. Маршанова. 500 задач по химии. –М.: «Издат-Школа», 1998.

  6. Л.А. Слета, Ю.В. Холин, А.В. Черный. Конкурсные задачи по химии с решениями. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. Москва-Харьков: «Илекса» «Гимназия», 1998.

  7. И.В. Свитанько. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1994.

  8. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Задачи по химии. М.: Высшая школа, 1986, 1990, 1997.

  9. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая волна, 2002.

  10. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.: Новая волна, 2002.

  11. Г.И. Штремплер, А.И. Хохлова. Методика решения расчётных задач по химии 8-11. –М.: «Просвещение», 2000.

  12. Химия. 1С репетитор.



Сайт в Интернете: www.newwave.msk.ru