Главная страница


«Формы работы с родителями по правовому воспитанию дошкольников»



Скачать 168.06 Kb.
Название«Формы работы с родителями по правовому воспитанию дошкольников»
Дата14.04.2016
Размер168.06 Kb.
ТипДокументы

«Формы работы с родителями

по правовому воспитанию дошкольников»
Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания. Понимая это, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, спасти поколение, которое должно нас сменить?  Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в России в настоящее время, не могут оставить без изменения систему дошкольного воспитания и обучения. И вопрос об обязательном обеспечении интересов и прав детей, создание необходимых условий для развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения на первом месте.1

К основным международным документам ООН, касающимся защиты прав детей относятся:

- Декларация прав ребенка (1959);

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Для осуществления работы в дошкольном образовательном учреждении необходимо распределение обязанностей и закрепление их в функциональных обязанностях каждого сотрудника. Организующим началом будет выступать планирование работы дошкольного образовательного учреждения по охране прав ребенка на всех его уровнях.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении. Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций. Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним. В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов. Проводить профилактику мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми.2

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Продуктивность работы будет зависеть от принимаемых активных методов обучения (решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.).

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.3

Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет), условия их применения, указываются на правомерный способ действия. Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей. Поэтому ДОУ строит свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.

Всестороннее гармоническое развитие детской личности в современных условиях требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка. Роль семьи в воспитании, образовании детей трудно переоценить. Ведь семья как ячейка общества имеет огромное влияние на развитие личности ребёнка, на формирование у него нравственных начал, характера, умения жить в обществе. Понимая, что частью работы ДОУ является пропаганда педагогических знаний среди родителей, педагогический коллектив детского сада нацелен на сотрудничество с родителями. Педагогический коллектив исходит из того, что именно роль семьи несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, ибо именно в семье формируется и развивается личность ребёнка. Родители также являются участниками воспитательного процесса. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Работа с родителями проводится поэтапно:

- ознакомление родителей с ДОУ, с группой, с основными правовыми документами по правам детей;

- планирование работы по правовому образованию родителей и её проведение;

- участие родителей в родительских собраниях, днях открытых дверей, встречах за круглым столом и других мероприятиях;

- посещение семей;

- анализ промежуточных и конечных результатов работы с родителями.4

Работа с родителями по правовому образованию носит дифференцированный характер. При этом соблюдается ряд условий:

- взаимная заинтересованность в партнёрстве педагога и родителей;

- доброжелательность, тактичность в отношениях;

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания и правовых знаний;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- использование индивидуальных и групповых форм работы по правовому образованию родителей

- одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение определённой последовательности в работе с родителями.

Основными формами работы по правовому образованию родителей и повышению их педагогических и правовых знаний являются:

- знакомство с родителями на первом общем родительском собрании;

- опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребёнка;

- анкетирование итестирование родителей;

- вечера вопросов и ответов;

- индивидуальные беседы с родителями;

- изучение и ознакомление родителей с основными документами по правам детей и обязанностям родителей;

- совместные мероприятия с родителями, их участие в выставках рисунков, лепки;

- использование библиотечки юридической литературы и наглядной пропаганды;

- изучение памяток для родителей;

- дни открытых дверей;

- круглые столы, лекции, беседы;

- обмен опытом по повышению юридических знаний и правовой культуры.5

Родительское собрание играет важную роль в воспитательно-образовательном процессе. В ходе собраний есть возможность обсудить наболевшие проблемы, повысить свои правовые знания, определить пути дальнейшего сотрудничества ДОУ и родителей, дать советы и рекомендации родителям, выслушать мнения родителей и учесть их в дальнейшей работе.
Родительское собрание – это прямое общение воспитателя с родителями. Взаимообогащение информацией, рассмотрение проблем и обмен мнениями. Все вопросы, возникающие в процессе воспитания и образования ребенка, решаются сообща.
Хорошо зарекомендовали себя тестирование и анкетирование родителей. Родителям интересно знать, какие они воспитатели, каков их уровень правового образования, способны ли они взвешенно оценивать свои действия и поступки по отношению к своему ребёнку и окружающим. Педагоги после изучения анкет и тестов получают более достоверную картину взаимоотношений детей и взрослых. Обобщённые результаты дают возможность скорректировать усилия педагогов и родителей в том или ином направлении, увидеть ошибки и промахи, выделить ценное, что есть в отношениях детского сада и родителей в ходе воспитательного процесса и применить в практической деятельности.
Родители приглашаются на открытые занятия, на викторины и театрализованные представления.
Семьи воспитанников принимают активное участие в выставках социального искусства: плакатов, рисунков, семейных фотохроник, литературного творчества «Мама, папа, я – дружная семья!», «Дом, где тебя всегда поймут…» и др.

По реакции родителей и детей видно, что такие выставки сближают взрослых и детей, да и дома совместный труд над рисунком помогает ребенку почувствовать, что он нужен, его любят. Дети получают настоящий праздник эмоций, а взрослые – удовлетворение от общения с малышом.
Одной из форм работы являются вечера вопросов и ответов, которые превращаются в живой обмен мнениями, стороны получают взаимную информацию. Вечера вопросов и ответов проходят как равноправное общение родителей и педагогов, как поиск новых подходов к воспитательному процессу, происходит пополнение багажа юридических, психологических и педагогических знаний.
Встречи за "круглым столом" помогают повышать правовой уровень родителей. В спокойной, уютной обстановке, в атмосфере доброжелательности и сотрудничества происходит неформальное общение

педагогов и специалистов с родителями. Родители с учётом своих профессиональных знаний и жизненного опыта высказывают свои советы и наблюдения о ходе воспитательного процесса, активно участвуют в обсуждении проблем, предложенных к обсуждению.
Такие встречи очень много дают обеим сторонам, позволяют лучше узнать друг друга, наладить пути к сотрудничеству, повысить уровень правового и педагогического образования.

Наглядная пропаганда позволяет не только знакомить родителей с вопросами педагогического, психологического и правового воспитания через материалы стендов, тематических выставок, папок-передвижек, фотогазет и др., но и непосредственно показать им воспитательно -образовательный процесс.6
На стендах родители имеют возможность увидеть жизнь группы в динамике, прочесть рекомендации по правовым вопросам, ознакомиться с планами работы по правовому образованию.

Родителям и детям такие стенды очень нравятся, дают возможность задуматься о семейных ценностях, осознать неповторимость отношений «родители – дети». У детей воспитывается чувство гордости за родителей, за семью, а педагоги используют эти стенды как наглядные примеры в воспитании уважения к родителям.

Индивидуальные беседы – одна из наиболее действенных форм влияния на родителей, на их отношение к воспитанию ребёнка. Педагог – это центральная фигура в воспитательно-образовательном процессе. От умения воспитателя наладить контакт с родителями, готовности совместно находить решения проблем воспитания, образования и обучения, зависит будущее маленького человека. Такт, уважение к собеседнику, стремление к диалогу создаёт определённый настрой в ходе индивидуальных бесед педагога с родителями. При любых условиях – в ходе приёма детей в группу, утреннем приходе в детсад и вечернем уходе из него – педагог находит время, чтобы побеседовать с кем-нибудь из родителей, рассказать, как ребёнок обучается и развивается, обратить внимание на отдельные черты поведения, выяснить, какая нужна помощь. Педагог выясняет уровень правовых знаний у родителей, нацеливает их на изучение документов о правах детей. Главное при проведении индивидуальных бесед – это умение слушать и слышать друг друга.
Установление тесного сотрудничества родителей и педагогического коллектива ДОУ играет важную роль в активизации и обогащении воспитательных умений родителей, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях, вызывает стремление к повышению своего правового образования.

Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, мы разработали перспективный план организационно просветительской работы с родителями на год.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Собрание: «Права ребёнка-это права взрослого» Тестирование: «Какая вы мама?»

Формировать у родителей представления о правах ребёнка.

Октябрь

Папка передвижка «Права ребёнка».

Консультация: «Медлительный ребёнок», «Гиперактивный ребёнок».

Содействовать развитию гармоничных детско-родительских отношений. Формировать правовое сознание у родителей.

Ноябрь

Консультация: «Поощрение и наказание». Тестирование: «Дети воспитывают родителей. А родители?»

Формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка.

Декабрь

Турнир знатоков по правам ребенка.

Выставка детско- родительского творчества.

Показать значимость правового воспитания в становлении личности ребёнка.

Январь

Информация в родительский уголок: «Капризы и упрямство».

Формировать компетентность у родителей в понимании внутренних переживаний и потребностей.

Февраль

Памятка: «Жестокое обращение с детьми».

Решение основных задач по выявлению и предотвращению жестокого обращения с детьми.

Март

Информационно-игровое собрание: «Знаете ли вы своего ребёнка?».

Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей.

Апрель

Консультация: «Безопасность детей дошкольного возраста». Анкетирование.

Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения.

Май

Деловая игра: «Правильно ли вы воспитываете своих детей»

Содействовать развитию детско-родительских отношений.

Подводя итоги нашей работы, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует утверждению жизненных позиций дошкольника: он учится быть свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, поступки и мысли. Главное в работе с родителями – постепенность, высокое доверие, уважение, поиск новых путей взаимопонимания.

Цель ДОУ и родителей – воспитание, образование и обучение маленького гражданина страны. Чтобы маленький гражданин с малых лет воспитывал в себе высокие морально-нравственные качества, чувство собственного достоинства и уважения своих прав, умел защищать свои права и уважать права других людей. 7

Конспект информационно-игрового занятия с родителями по правовому воспитанию «Знаете ли вы своего ребенка?»

Цели:

- создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей;

- формирование доброжелательного отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитателями, педагогами и родителями, основанные на доверии;

- развивать самосознание родителей и педагогов;

- конструктивные представления о детях (у родителей и педагогов).

Задачи: обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания, способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка,

Привлечение родителей к сотрудничеству.

Материалы и оборудование: ноутбук, музыкальное сопровождение, анкеты, столы, ручки, карандаши, лепестки, изготовленные из бумаги для заполнения.

1. Вступительное слово воспитателя.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Знаете ли вы своего

ребенка?» Конечно. Ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – ни будь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?» давайте, уважаемые родители об этом и поговорим. Скажите, пожалуйста, какое слово самое сладкое, ласкающее слух? Что главное в жизни ребенка с рождения? (высказывание родителей). Это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет». Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук в мире, который звучит как лучшая на земле музыка. Наше имя иногда капает как дождик, иногда звучит как эхо в горах, а иногда стучит как барабан. Взгляните на имена ваших детей. Малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них. Взгляните на портреты детей: какие они все разные, каждый из них индивидуален и неповторим.

2. Арттерапевтическое упражнение для родителей (проводит воспитатель) 8

Воспитатель предлагает нарисовать родителям: принцессу для дочки, машинку для сыночка.

Цель: вызвать заинтересованность родителей, создать ощущение принадлежности группе объединенной общими целями.

3. Игра «Цветик - семицветик» (проводит воспитатель).

Перед вами игра «Цветик - семицветик». Представьте, что это ваш малыш нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.

4.Беседа «Что нужно знать о своем ребенке?»(проводит воспитатель).

Воспитатель. Что нужно знать о своем ребенке? И для чего нужно знать? (высказывания родителей). Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке нужно знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается.

5.Игра - упражнение «Клубок» (проводит воспитатель).

Цель: назвать положительные качества ребенка радующие родителей и отрицательные качества, огорчающие их. Родители садятся полукругом им дается клубок, который разматывая передается друг другу, произнося положительные качества ребенка, сматывая клубок родители произносят отрицательные качества.

6. Игра «Скажи другому участнику комплимент» (проводит воспитатель).9

Игра объединяет участников. Комплименты можно говорить о характере человека, внешности и т. д.

В заключение нашей встречи хочется прочитать вам сказку, но не простую, а волшебную. Я надеюсь, что всё волшебное и теплое вы унесете с собой домой, и это чувство навсегда останется в вашем сердце.

7. Медитативная сказка о позитивных детско-родительских отношениях(проводит воспитатель).10

«Золотой шар»(Используется музыкальное сопровождение).

Давным-давно в одной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них были прекрасный дом и верные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Королем будет ребенок.

Через некоторое время Королева родила сына. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.

Шло время. Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир, увидеть, какие люди живут в другой стране, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о решении сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И, конечно, благословили его в путь. На прощание Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар:

- Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам. Принц поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к своему сердцу.

И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.

Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчёлы – они собирали мёд. Пели птицы – они радовались, что через их поле идет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый Дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге ведущей к Дворцу.

Когда Принц вошёл во дворец, он был поражен его красотой. Все здесь показалось ему красивым. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом Дворце он найдет что-то важное для себя. Он пошел во Дворец своей легкой и уверенной походкой.

Воспитатель: «Сейчас мы с вами тоже находимся в Прекрасном Дворце. Представьте, что вы идете по нему (вместе с Принцем) и находите для себя (или для него) то, что хотите…. Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, останется с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться….

Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами.

Библиографический список


  1. Борисова. О «Правовое образование дошкольников». «Ребенок в детском саду». 2002 №4.

  2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Я – ребенок, и я имею право» – Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.

  3. Голицина Н.С., Огнева Л.Д. «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка» (Москва, «Скрипторий 2003», 2006)

  4. Калинина Л. В. «Изучаем права вместе с любимыми персонажами»: «Ребенок в детском саду». 2008. - N 3.

  5. Козлова С. А. «Мы имеем право!»: учеб. – метод. пособие для педагогических коллективов детских дошкольных учреждений – Москва: Обруч, 2010.

6. Копытова Н.Н. «Правовое образование в ДОУ» (Москва, ТЦ 2007).

7. Кочергина В. «Правовое воспитание дошкольников»: «Дошкольное воспитание» 2004. - N 6.

8. МакароваТ.В., Ларионова Г.Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников». (Москва, ТЦ 2008).

9. Мячина Л. К. и др. «Маленьким детям – большие права»: учебно– методическое пособие. – СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

10. Интернет ресурсы.


1Борисова. О «Правовое образование дошкольников». «Ребенок в детском саду». 2002 . №4.

2Козлова С. А. «Мы имеем право!»: учеб. – метод. пособие для педагогических коллективов детских дошкольных учреждений. – Москва: Обруч, 2010.


3Козлова С. А. «Мы имеем право!»: учеб. – метод. пособие для педагогических коллективов детских дошкольных учреждений. – Москва: Обруч, 2010.


4Копытова Н.Н. «Правовое образование в ДОУ». (Москва, ТЦ 2007).

5Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Я – ребенок, и я имею право». – Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.


6Мячина Л. К. и др. «Маленьким детям – большие права»: учебно – методическое пособие. СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.


7Копытова Н.Н. «Правовое образование в ДОУ». (Москва, ТЦ 2007).

8Мячина Л. К. и др. «Маленьким детям – большие права»: учебно – методическое пособие. - СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.


9МакароваТ.В., Ларионова Г.Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников». (Москва, ТЦ 2008).

10Калинина Л. В. «Изучаем права вместе с любимыми персонажами»: «Ребенок в детском саду». 2008. - N 3.