Главная страница


«Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности (через работу правового кружка и работы по индивидуальным программам)»



Скачать 309.97 Kb.
Название«Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности (через работу правового кружка и работы по индивидуальным программам)»
Дата18.04.2016
Размер309.97 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Мурома

Обобщение опыта по теме: «Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности (через работу правового кружка и работы по индивидуальным программам)»
Учитель истории и

обществознания

2-ой квалификационной

категории

Осокина Наталья

Александровна

Муром, 2009
Актуальность опыта
В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится: «Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования.

Особую ценность приобретают те знания и умения, которые будут востребованы в реальной жизни. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 г. Каким будет мир в середине XXI века трудно себе представить. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая в них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Развитие общества будет порождать глубокие перемены во всех областях жизни. Изменяющееся производство, быт, общественные отношения создают новые ситуации, требующие адекватных нестандартных решений. В обществе возникают новые противоречия, разрешение которых предполагает необходимость творческого подхода. Темпы происходящих перемен требуют постоянного пополнения знаний, повышения своей квалификации. Теперь человек должен учиться всю жизнь.

Коренные изменения произошли в России. В современных условиях любой гражданин сталкивается с широким спектром альтернатив, в которых он сам должен сделать выбор и принять на себя ответственность за него. Экономическая и политическая свобода, мировоззренческий плюрализм заставляют каждого человека принимать самостоятельные решения, и важно, чтобы каждый был способен сделать это сознательно и грамотно.

Судьба человека и перспектива развития общества во многом зависят от компетентности тех, кто занимается той или иной деятельностью, от компетентного решения возникших в жизни проблем. Формирование ключевых компетентностей, соответствующих типичным видам деятельности гражданина, стало актуальной задачей общеобразовательной школы. Компетентностный подход предполагает не только усиление практической направленности обучения и воспитания, но и включение важнейших компетенций в педагогическое целеполагание, с учетом первоначально определенных компетенций производится отбор содержания, необходимый для их формирования.

На основе анализа теоретических аспектов выявлено противоречие. Выпускники современных школ хорошо информированы в области специальных знаний, владеют более или менее хорошо специальными умениями и навыками. Но чаще всего большинство из них не владеют самым главным умением – умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Принимая и осваивая компетентностною модель образования, учитель не просто применяет новую технологию. Он должен переосмыслить цели и ценности своей деятельности, освоить новые для себя позиции: тьютора, партнера, эксперта, организатора самостоятельной работы.

Учителям, которые перешли к реализации компетентностного подхода, предстоит нелегкая работа, зато и результат обещает быть достойным: школьные знания перестанут быть мертвым грузом разрозненных сведений. А вместо них дети будут приобретать за годы учения средства для решения практических проблем и разрешения жизненных ситуаций.

Условия возникновения и становления опыта

В средней общеобразовательной школе №3 работаю с 2003 г. В настоящее время в школе обучается 414 учащихся. Всего в школе 398 семей, из них:

благополучные – 328 (82%), нейтральные – 61 (15%), группы риска – 6 (2%), асоциальные – 3 (1%) (рис. 1). Социальный состав семей: полные – 267 (67%), неполные – 115 (29%), опекаемые – 8 (2%), многодетные – 10 (2,5%), малообеспеченные – 23 (5,5%), семьи с двумя детьми – 112 (28%) (рис 2).

Категории семей

Рисунок 1



Социальный состав семей

Рисунок 2

Профессиональная принадлежность родителей: служащие – 286 (44%), рабочие – 229 (36%), военные – 6 (1%), пенсионеры – 4 (0,7%), предприниматели – 85 (13%), безработные – 32(5%), священнослужители – 2 (0,3%) (рис 3).

Профессиональная принадлежность родителей

Рисунок 3
Образовательный уровень родителей: высшее – 215 (33%), средне-специальное – 253 (39%), среднее – 170 (26%), основное – 9 (2%) (рис. 4)

Образование родителей

Рисунок 4


Чтобы жить, развиваться и быть удовлетворенным от своей основной деятельности, нужно стать профессионалом в избранной области. В условиях жесткой конкуренции рынка свое место может «удержать» только профессионал. А для этого каждый должен:

- формировать у себя потребность к постоянному познанию;

- уметь эту потребность удовлетворять собственными силами;

- иметь широкую компетентность, связанную с умением решать проблемы;

- уметь работать в разных социальных и производственных условиях.

Передо мной встал вопрос. Как воспитать в своем ученике конкурентно способную, самостоятельную, успешную личность, которая владеет ключевыми компетентностями и, пользуясь ими, займет достойное место в обществе?

С 2005 года являюсь руководителем школьного кружка «Политика и право». На первом этапе исследования было проведено анкетирование учащихся 5-6 классов в составе 100 человек на определение мотивации к изучению предмета обществознание. Процентное соотношение результатов исследования представлено на рисунке 5.

Процентное соотношение уровня развития мотивации к предмету обществознание

Рисунок 5

Анализируя результаты, представленные на рис. 5, видим, что высокая мотивация у 25 учеников, положительная мотивация – 37 учеников, нормальная мотивация – 34 ученика, низкая мотивация – 4 ученика. Таким образом, мотивация к изучению предмета обществознания ярко выражена у 25% учащихся 5-6 классов.

На втором этапе было проведено анкетирование учащихся 5-6 классов с целью выявить детей, которые бы хотели расширить и углубить знания в области права во внеурочной деятельности. В анкетировании принимало участие 100 учеников 5-6 классов. «Хочу заниматься в кружке» ответило 27 человек (27%), «не хочу заниматься в кружке» - 73 человека (73%). Результаты в процентном соотношении представлены на рисунке 6.

Рисунок 6

На основе результатов анкетирования была сформирована группа учащихся из 27 человек для работы в кружке «Политика и право». В нее входило с высоким уровнем мотивации к предмету обществознание - 15 человек (55%), с положительной мотивацией – 6 человек (22%), с нормальной мотивацией – 5 человек (19%), с низкой мотивацией – 1 человек (4%). Результаты представлены на рисунке 7.
Состав кружка «Политика и право»



Рисунок 7

По результатам исследования на 2008-2009 учебный год была разработана индивидуальная программа по основам правовых знаний с учащейся 9б класса Степановой Полиной. С 6-го класса ученица занимается в кружке «Политика и право». Показывает высокий уровень мотивации к предмету обществознание и высокие результаты на олимпиадах по основам правовых знаний. В мае 2008 г. в период разработки индивидуальной программы было проведено анкетирование на определение степени сформированности ключевых компетентностей у учащейся (см. Приложение 1). Результаты представлены на рисунке 8.



Рисунок 8

В 7 баллов учащаяся оценила степень сформированности таких компетентностей как ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования. В 8 баллов – общекультурную, коммуникативную.


Ведущая педагогическая идея

Поддерживать интерес к предмету мне помогает внеурочная деятельность (индивидуальная программа по основам правовых знаний с учащейся 9б класса Степановой Полиной, кружок «Политика и право»). Именно эти формы работы способствуют формированию у учащихся ключевых компетентностей и являются дополнительным стимулом для повышения мотивации к изучению предмета.

Моя педагогическая цель: формирование у учащихся ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

  • создать условия для формирования у учащихся ключевых компетентностей во внеурочной деятельности;

  • развитие критического мышления, активной жизненной позиции, умения самостоятельно добывать информацию, анализировать, систематизировать ее и представлять;

  • развивать мотивацию в получении ключевых компетентностей.


Мои педагогические принципы в реализации компетентностного подхода

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.

  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

  • Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

  • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ними.

  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.

  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.

  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

  • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно проблемы, темы, или конкретной ситуации их деятельности.

  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».


Теоретическая база опыта.

Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Если заглянуть вглубь филологических тонкостей, то отчетливо выделяется две противоположные точки зрения на сущность понятий «компетенция» и «компетентность».

Одна из них представлена М. Е. Бершадским и состоит в том, что «понятие компетентности не содержит каких–либо принципиально новых компонентов, не входящих в объем понятия «умение». Поэтому все разговоры о компетентности и компетенции представляются искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой».

Прямо противоположная точка зрения базируется на представлении о том, что именно компетентностный подход во всех своих смыслах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Именно в рамках этой прогрессивной установки делаются утверждения:

  • Компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы. (Т. М. Ковалев)

  • Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность. (И. Д. Фрумин)

  • Компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций. (В. А. Болотов)

  • Компетентность представляется реальным средством модернизации. (Б. Д. Эльконин)

  • Компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла. (В. В. Башев)

Таким образом, компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового», понятия – ибо компетентность:

- во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;

- во-вторых, в понятие компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарта на выходе»);

- в- третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.

В структуре ключевых компетентностей должны быть представлены:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

- компетентность в сфере гражденско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);

- компетенция в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия);

- компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Современная школа должна способствовать решению следующих методических задач:

  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ;

  • формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся;

  • формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

  • формировать навыки работы в команде;

  • развивать умение формулировать задачу и конструктивно ее решать;

  • формировать навыки самоконтроля.

Приведу характеристику ключевых образовательных компетенций, предложенных А. В. Хуторским

  1. Ценностно-смысловая компетенциякомпетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными приоритетами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

  2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культерно-досуговой сфере, опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

  3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей грамотности: умение отличать факты от домыслов. Владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

  4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

  5. Коммуникативная компетенция. Включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными полями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

  6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

  7. Компетенция личностного самоопределения направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственно здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности личности.

Проектируемое на данной основа образование будет обеспечивать целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.


Новизна опыта

Опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, была создана система работы по развитию ключевых компетентностей у учащихся через организацию внеурочной деятельности (посредством правового кружка и индивидуальной программы по основам правовых знаний) на второй образовательной ступени.

Уровень новизны собственной педагогической деятельности рационализаторский.

Технология опыта

Системообразующей деятельностью моей педагогической системы является внеурочная деятельность. Свою работу по реализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности строю в рамках индивидуальной программы по основам правовых знаний с учащейся 9б класса Степановой Полиной и в рамках работы кружка «Политика и право».

Индивидуальная программа предназначена для более глубокого изучения основ правовых знаний учащейся 9-го класса Степановой Полины. Ребенок проявляет особый интерес к изучению истории и обществознания, показывает отличные знания по предмету, самостоятельно работает над расширением своего кругозора по истории, обществознанию, праву, успешно выступает на городской олимпиаде по праву.

Данная программа ориентируется на расширение общего кругозора учащейся, формирование активной гражданской позиции, повышение нравственно-правовой культуры, личного подхода к оценке происходящих событий, приобретение социального опыта, развитие критического мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  • личностной ориентацией содержания образования;

  • необходимостью эффективно формировать знания социально-гуманитарной направленности;

  • психическими особенностями подросткового возраста (постоянное стремление узнавать что-то новое).

Целями данной программы являются:

  1. Образовательные:

а) более глубокое знакомство со всем многообразием гражданских, трудовых, семейных, уголовных право- отношений;

б) получение практических знаний о том, как можно разрешать споры и конфликты правовыми способами.

2) Развивающие:

а) развитие умения работать с правовыми источниками и применение их на практике;

б) развитие умения анализировать и разрешать жизненные ситуации с точки зрения права;

в) выработка навыков исследовательской деятельности.

3) Воспитательные:

а) формирование правовой культуры;

б) формирование активной жизненной позиции.

Таким образом, данная программа помогает в формировании следующих компетентностей у учащейся: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и личностного самосовершенствования.

Этапа реализации программы:

I. Диагностика

II. Определение цели и задач индивидуальной программы.

III. Определение содержания программы.

IV. Реализация содержания программы.

V. Оценка результатов работа.

К разработке программы приступила в мае 2008 года, когда Степанова Полина являлась ученицей 8б класса. Реализация программы 2008-2009 учебный год.

На первом этапе проводится анкетирование и психологическое тестирование

учащейся 8б класса Степановой Полины совместно с психологом школы.

На втором этапе, исходя из результатов тестирования и анкетирования, определяются цели и задачи, которые необходимо достичь в ходе реализации программы. Определяется методический блок: практические работы, которые предполагаются при изучении данной программы; ожидаемые результаты; научно-методическое обеспечение.

На третьем этапе составляется содержание программы. Программа рассчитана на 34 часа. Она составлена в соответствии с требованиями политико-правового образования 9-ка. При разработке программы придерживалась принципов компетентностного подхода (формирование умения самостоятельного решения проблем, применение полученных знаний и опыта на практике, самостоятельный поиск и анализ информации).

Программа состоит из семи тем по основным отраслям права (см. Приложение 2):

Тема 1 . Государство и право (10 часов)

Тема 2. Конституционное право (7 часов)

Тема 3. Гражданское право (6 часов)

Тема 4. Семейное право (2 часа)

Тема 5. Трудовое право (3 часа)

Тема 6. Уголовное право (3 часа)

Тема 7. Административное право (2 часа)

Четвертый этап – это непосредственно реализация программы, проведение занятий. На занятиях учащаяся ведет анализ правовых документов, решает правовые задачи, используя материалы СМИ составляет собственные правовые задачи, выполняются задания по грамотному составлению определений понятий из приведенных слов и словосочетаний, составляются схемы и таблицы, задания по написанию эссе, поиск, анализ, систематизация материала для написания реферата «Изменения в избирательном законодательстве».

Пятый этап. Ожидаемые результаты:

-Получение системных знаний о праве как регуляторе социальных отношений.

-Более глубокое усвоение понятий и навыков, связанных с правоведческой направленностью.

-Подготовка ученицы к практическому пониманию и применению права в реальной жизни.

-Формирование приемов научно-исследовательской деятельности через работу с документами.

-Обеспечение высокого уровня подготовки и выступлений на городской олимпиаде по основам правовых знаний.

-Начало формирования профессиональной ориентации.

- Написание и защита на экзамене по обществознанию реферата «Изменения в избирательном законодательстве».

Одна из форм внеурочной деятельности – кружковая работа. С 2004-2005 учебного года я являюсь руководителем кружка в средней школе №3 «Политика и право», в работе которого также стремлюсь к реализации компетентностного подхода. Членами кружка в настоящее время являются учащиеся 8-9 классов.

Задачами работы правового кружка вижу:

- формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

- развитие инициативности, самостоятельности, толерантности.

- способствовать успешной социализации в обществе.

Кружковая работа – это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении мероприятия в рамках кружка, но и в определении тем часов общения. Так в конце учебного года на итоговом заседании кружка провожу анкету, которая помогает определить круг интересующих учащихся вопросов. Таким образом, собирается «корзина актуальных проблем», и с учетом пожеланий учащихся я составляю план работы кружка на следующий учебный год.

Очень важно создать комфортный микроклимат, такой психологический настрой, чтобы у учащихся было желание высказать свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Я предложила ребятам выработать правила общения в кружке «Политика и право». Вот что у нас получилось:

1. С уважением относимся друг к другу.

2. Любое мнение заслуживает внимания.

3. Признаем право каждого на вопрос.

4. У каждого есть право быть выслушанным и понятым.

5. Пока один говорит, все его слушают.

6. Проявлять высокое чувство ответственности за порученное дело, добиваться единства слова и дела.

В рамках реализации компетентностного подхода в кружковой работе использую различные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно отметить:

* Технологию «критического мышления».

* Проектно-исследовательский метод.

* Организацию разнообразных форм диалога и дискуссий.

Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению, который в западной педагогике получил название конструктивистская дидактика. Это направление в дидактике основывается на идее, суть которой состоит в том, что знание нельзя передать от учителя к ученику и его нельзя прочитать в книге. Его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта. Поэтому в этом подходе к обучению особое значение придается различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.

Технология развития критического мышления

Критическое мышлениеэто использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятной оценке и принятии решений.

Критическое мышление означает не негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, с тем чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Критическое мышление – это способность ставить новые. Полные смысла вопросы, вырабатывать все возможные, раскрывающие и дополняющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Методика критического мышления

Методика критического мышления включает три этапа: «вызов – осмысление – рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома;

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;

  • осмыслить ее;

  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным являются:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;

  • присвоение нового знания, новой информации учеником;

  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

В целом данная технология позволяет создать условия, в которых учащийся: приучается работать самостоятельно, задавать себе и другим вопросы, порождать свои мысли и идеи, обосновывать их, обсуждать их в дискуссии, выслушивать мнение другого, критически относится к мнению автора или оппонента, не принимать все на веру, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других людей, учится анализировать, классифицировать, работать с понятиями, а не с определениями; начинает разбираться в целях и задачах самого учебного процесса и роли учителя.

В своей работе использую методические приемы критического мышления, которые представлены на схеме.

Методические приемы при технологии критического мышления




Стадия Стадия Стадия

вызова осмысления рефлексии

- прием «корзина идей» - прием «пометки на полях» - прием «написание эссе»

(понятий, имен) - прием составления - прием «написание

- прием «составление маркировочной таблицы синквейна»

кластера» «Знаю. Узнал новое. Хочу

узнать подробнее»

- прием «мозговой штурм»

- прием «лекция со стопами»

Конспектов занятия кружка по теме «Демократические выборы» с применением приемов технологии критического мышления представлен в приложении (см. Приложение 3).

Проектно-исследовательский метод

Проект – способ мысленного представления желаемого результата и действий по его достижению. Всякий проект предполагает определение замысла или постановку целей, которые задают видение будущего результата, представление конкретных действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях, чтобы достигнуть поставленных целей, ресурсов для их реализации, а также сроков достижения промежуточных и конечных результатов.

Этапы работы над проектом, исследованием:

  1. Постановка целей и задач.

  2. Планирование реализации целей и задач.

  3. Реализация проекта, ведение исследования.

  4. Подведение итогов и презентация.

  5. Оценка (рефлексия осуществленной деятельности, ее сильные и

слабые стороны).

Выделяю следующие цели проектно-исследовательской деятельности учащихся.

  • Предоставить возможность свободного выбора учащимися тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям.

  • Научить школьника планировать и реализовать работу.

  • Научить школьника самостоятельно заниматься анализом четко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами.

  • Научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовать их и переносить этот опыт на другие ситуации.

  • Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы.

  • Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения.

  • Научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать.

  • Научить отдельно и в группе целеустремленно участвовать в событиях и решающим образом влиять на них.

Проектно-исследовательская работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:

  1. Умение решать проблемы.

  2. Умение работать в команде.

  3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.

  4. Умение критически относиться к проблеме.

  5. Умение работать с информацией.

  6. Умение ставить цели и определять задачи.

Взаимосвязь методов проектов с другими методами личностно

ориентированного подхода


Метод проектов

Ролевые игры


Обучение в сотрудничестве





Портфель ученика

Мозговая атака


Дискуссии

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода

проектов


Умения предметной области знаний

Интеллектуальные умения критического мышления

Коммуникативные

умения





Совокупность соответствующих компетентностей

Поиск информации

Осмыс-ление

Умения совместной деятельности



Анализ

Применение

Оценка

Синтез





Конспект занятия кружка по теме «Суд над сигаретой» в форме ролевой игры с применением проектного метода представлен в приложении (см. Приложение 4).

Технология проведения учебных дискуссий

Цель проведения учебных дискуссий: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

К характерным чертам учебной дискуссии Кларин относит следующие:

1. Учебная дискуссия диалогична.

2. Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.

3. Дискуссия рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.

4. Взаимодействие в учебной дискуссии сроится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но и на содержательно направленной самоорганизации участников, то есть обращении учеников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблем.

5. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задают тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

Тонкая грань проходит между дискуссией содержательной и динамичной и дискуссией, выливающейся в бесконечный монолог учителя. Как организовать первую? Как не скатиться во вторую? Лучше всего проходят дискуссии, тему и направленность которых задают сами ученики и их природная любознательность. Роль учителя критико-стимулирующая.

В своей работе использую четыре «шага» или приема, чтобы дискуссия не «буксовала» и оставалась при этом в руках учеников.

1. Утверждения. Это способ отреагировать, подтвердить понимание или выразить недоумение по поводу сказанного. Утвердительные фразы звучат менее жестко, чем вопросы, и поэтому часто побуждают к более свободному ответному высказыванию. Можно сказать: «Насколько я понимаю, вы говорите________», или: « «Мне это напомнило_______, ранее сказанное», или: «Погодите-ка, вы утверждаете, что______, но Дмитрий только что сказал_________», или: «Мне непонятно_________».

2. Вопросы. Учащиеся с большим энтузиазмом обсуждают свои вопросы, а не вопросы учителя. Поэтому в работе стараюсь всячески их провоцировать на эти вопросы. Вот несколько возможных подсказок: Какие вопросы могут возникнуть по содержанию этого текста? Чего мы пока не коснулись в нашем обсуждении? Что осталось неясным в этом тексте? С чем вам хотелось бы согласиться? (…не согласиться?).

3. Сигналы. Поскольку комментарий учителя зачастую оказывается чересчур весомым, лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов и ничего не произносить вслух. Недоуменное выражение лица учителя – для учащихся сигнал: требуется разъяснение. Руки, как бы взявшие два предмета («что перетянет»), подают сигнал учащимся, что нужно сравнить предложенные идеи и решить, с какой из двух они согласны. Выражение доброжелательной заинтересованности ободряет ученика, который с трудом подыскивает слова, чтобы выразить свои мысли.

4. Молчание. Когда вопрос задан, даю время на размышление. Молчание, длящееся три, четыре или пять секунд, могучий стимул заполнить паузу. Если ее не заполняет учитель, добровольцы всегда найдутся.

Конспект занятия кружка по теме «Есть границы у свободы?» представлен в приложении (см. Приложение 5)

В своей педагогической практике использую следующие формы дискуссий :


Адресная направленность

Разработанная система развития ключевых компетентностей учащихся через внеурочную деятельность может быть использована учителями истории и обществознания, руководителями кружков и клубов, классными руководителями.

Приложение 1
Оцени баллами от 1 до 10 степень сформированности у тебя данных компетентностей.

  1. Ценностно-смысловая компетенция (понимаешь явления окружающего мира, ориентируешься в нем, осознаешь свою роль и предназначение, понимаешь ради чего совершаешь те или иные поступки, самостоятельно принимаешь решения).

  2. Общекультурная компетенция (обладаешь ли знаниями в области национальной и общечеловеческой культуры, ориентируешься в основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, понимаешь роль науки и религии).

  3. Учебно-познавательная компетенция (можешь ли ты самостоятельно организовать, оценить свою учебно-познавательную деятельность).

  4. Информационная компетенция (умеешь ли ты самостоятельно добывать из различных источников информацию, анализировать ее и отбирать нужное).

  5. Коммуникативная компетенция (владеешь ты каким-либо языком, умеешь работать в группе, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию).

  6. Социально-трудовая компетенция (выполнение роли гражданина, наблюдателя, покупателя, профессиональное самоопределение).

  7. Компетенция личностного самоопределения (правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность).


Результативность

Результативность представлена в количественном и качественном выражении.

1. За четыре года работы кружка «Политика и право» в школе №3 учащиеся-члены кружка показали высокие результаты на олимпиадах по основам правовых знаний.

2005-2006 учебный год:

2 место – Степанова Полина (6 класс)

2 место – Голякова Ольга (8 класс)

3 место – Фаворов Дмитрий (5 класс)

2006-2007 учебный год:

4 место – Степанова Полина (7 класс)

5 место – Голякова Ольга (9 класс)

2007-2008 учебный год:

2 место – Фомичева Мария (5 класс)

2 место – Степанова Полина (8 класс)

5 место – Телкова Ксения (7 класс)

6 место – Малинина Юлия (6 класс)

2008-2009 учебный год:

2 место – Малинина Юлия (7 класс)

3 место – Степанова Полина (9 класс)

2. В январе 2009 г. было проведено повторное анкетирование членов кружка «Политика и право» в составе 27 человек на определение мотивации к предмету обществознание. Результаты анкетирования представлены на рисунке 9. Кружок посещают учащиеся 8-9 классов с высокой мотивацией к предмету обществознание 19 человек (70%), с положительной мотивацией – 7 человек (26%), с нормальной мотивацией – 1 человек (4%).

Рисунок 9
Таким образом, анализируя результаты анкетирования учащихся 2005 и 2009 годов, видим, что уровень мотивации учащихся к предмету обществознание увеличился. Результаты представлены на рисунке 10.

Процентное соотношение роста мотивации к предмету обществознание



Рисунок 10

Учащихся с высоким уровнем мотивации увеличилось на 4 человека (15%), с положительной мотивацией – на 1 человека (4%), учащихся с нормальной мотивацией стало на 4 человека меньше (15%) и ребенок с низким уровнем мотивации перешел на уровень нормальной мотивации.

3. В январе 2009 г. членам кружка (27 человек) был задан вопрос: «Какие ключевые компетенции помогают формировать занятия в кружке «Политика и право»?». Результаты представлены на рисунке 11.



Рисунок 11

По мнению учащихся занятия в кружке помогают формировать коммуникативную компетенцию – 27 человек (100%), учебно-познавательную и социально-трудовую компетенции – 25 человек (92%), информационную – 24 человека (88%), общекультурную – 19 человек (70%), компетенцию личностного самоопределения – 15 человек (55%), ценностно-смысловую – 10 человек (37%).

4. В январе 2009 г. было проведено повторное анкетирование Степановой Полины на определение степени сформированности ключевых компетентностей. Результаты анкетирования показали, что ученица в среднем оценивает на 1 балл выше степень сформированности у себя ключевых компетентностей в сравнении с маем 2008 г.



Список литературы

  1. Иванов Д. Компетенции учителя. – М.: Чистые пруды, 2008.

  2. Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения/ авт.-сост. Т. В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Педагогические советы: актуальные проблемы школы, современные педагогические технологии. Вып. 2/ авт.-сост. Л. А. Вагина, Е. Ю. Дорошенко. – Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №9. С. 22-32.

  5. Ильина М. В. Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №8. С. 54-57.

  6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. 2004. №5. С. 3-12.

  7. Нефедова Л. А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении// Школьные технологии. 2006. №4. С 61-66.

  8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориетированного образования// Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.