Главная страница


Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе



НазваниеФормирование универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе
Дата18.04.2016
Размер24.6 Kb.
ТипДокументы

Формирование универсальных учебных действий

на уроках математики в основной школе

Слотюк М.В.,

МБОУ «Гимназия №12»

В настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для ее решения представляет формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам данное умение, а также способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

С 1 сентября 2013 года МБОУ «Гимназия №12» работает в режиме областной пилотной площадки по реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС). Как следует из стандартов второго поколения, «современная модель учебного процесса, ориентирована на активацию самостоятельной работы учащихся» [2]. Реализация этой модели в общеобразовательной школе требует внедрения новых подходов к организации процесса обучения.

Большая роль в формировании универсальных учебных действий отводится именно математике, которая является одним из основных предметов общеобразовательной школы. Поскольку именно при изучении математики у учащихся развиваются математическая интуиция, логическое мышление, пространственное мышление.

В условиях ФГОС только деятельностный подход может обеспечить успешное формирование универсальных учебных действий, соответственно высокий уровень качества образования. Наиболее эффективной является технология проектирования учебного процесса академика В.М. Монахова. Данная технология направлена на повышение качества обучения, создание условий для уровневой дифференциации процесса обучения с учетом личностных особенностей учащихся. Она помогает существенно усилить роль учащихся в учебном процессе.

Так, решение любой математической задачи требует четкой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму, либо по самостоятельно созданному; проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости. Например, при изучении новой темы материал выдается не в готовом виде, а с опорой на уже имеющийся «багаж» знаний: формулируют правило, составляют алгоритм для решения поставленной задачи. Такой подход обеспечивает формирование познавательных действий, а так же более успешное усвоение нового материала.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: обучающиеся учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий. Все это способствует формированию коммуникативных учебных действий.

Формирование регулятивных действий обеспечивается использованием действий контроля, приемов самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащиеся выполняют тесты или пишут математические диктанты, проверяют ответы сами, затем обмениваются тетрадями, тем самым проверяя объективность самооценки.

Чтобы ученик начал «действовать» необходимо создавать проблемные ситуации, в которых ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы.

Технологические карты, используемые в данной технологии, разрабатываются учителем при изучении каждой темы, указывают не только на знания, которые необходимо сформировать, но и на проблемы, которые могут возникнуть, как их скорректировать и как предотвратить возможные затруднения.
Литература

  1. Монахов, В.М. Методология проектирования учебного процесса: Монография [Текст] / В.М. Монахов. – Волгоград.: Перемена, 1995.-152 с.

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой.- М.: Просвещение, 2010.-160 с.