Главная страница


К методическому объединению педагогов-психологов



Скачать 144.27 Kb.
НазваниеК методическому объединению педагогов-психологов
Т.В. Яценко
Дата16.07.2016
Размер144.27 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение г. Магадана

«Детский сад комбинированного вида № 33»


к методическому объединению

педагогов-психологов

Стратегии коррекции отклонений в поведении детей

(агрессивность, гиперактивность, тревожность)

Выполнила: педагог-психолог

Т.В. Яценко

Дата: март 2013г.
Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

В раннем или подростковом возрасте агрессивные действия считаются нормальными, они необходимы для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием нарушений развития.

Ненормальная агрессивность как черта личности формируется по разным причинам (соматические заболевания, заболевания, хроническое недоедание, слабая двигательная активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиперактивность, социальные условия воспитания).

В раннем возрасте агрессивные действия являются для ребёнка не просто нормальными, они важны для последующей успешной социализации.

Агрессивные действия ребёнка – это сообщения о потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако, первые агрессивные действия ребёнок направляет на близких людей, которые из самых лучших побуждений не допускают проявлений агрессии. В этом случае, невыраженная эмоция остаётся внутри, мешая здоровому росту. Ребёнок привыкает жить, систематически подавляя эмоции.

Дети с активным стилем поведения находят косвенные способы проявления агрессии – чтобы все – таки заявить о своём стиле и индивидуальности. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, клептомания, вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения.

В ответ на чувство незащищённости появляется защитная агрессия, на чувство несвободы – деструктивная, на чувство одиночества – демонстративная.

Поведенческие проявления агрессивности ребёнка:

При защитной агрессивности:

  • ребёнок часто конфликтует, дерётся;

  • громко говорит;

  • на занятиях выкрикивает;

  • может проявлять тенденцию к лидерству.

При деструктивной:

  • нарочито употребляет грубые слова;

  • ломает;

  • ябедничает или действует исподтишка;

  • радуется при разрушении чего-либо;

  • в общепринятом смысле почти неагрессивен (редко дерётся);

  • при проверке знаний проявляет неуверенность.

При демонстративной:

  • старается привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами;

  • проявляет преимущественно вербальную агрессию;

  • может лгать или брать чужое;

  • проявляет большое внимание к своей одежде.

Условия создания и реализации индивидуальной коррекционной программы:

Диагностика агрессивности ребёнка:

  1. Изучение анамнеза и карты развития.

  2. Беседы с родственниками и педагогами для получения сведений о ребёнке. Наблюдение в регламентированной и нерегламентированной деятельности.

  3. Использование специальных методик для выявления степени агрессивности.

Работа с матерью ребёнка:

  1. Налаживание контакта.

  2. Психолого – педагогическое просвещение. Цели: изменение установки матери, избегание негативного воздействия, устранение семейных конфликтов и обучение эмоционально – положительной модели взаимодействия с ребёнком (снимать агрессивные проявления, приемлемыми способами выражать гнев, сбрасывать напряжение, развивать способности ребёнка к эмпатии).

  3. Составление программы с участием врача невропатолога, педагогов ДОУ и родителей.

Условия реализации:

  1. Единство лечебной и педагогической коррекции.

  2. Соблюдение единых воспитательных требований в семье и ДОУ.

  3. Создание атмосферы принятия ребёнка. Признание его достоинств и интересов.

  4. Обеспечение постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия.

  5. Использование ровных, мягких воспитательных мер в сочетании с любовью, требовательностью и настойчивостью.

  6. Исключение перевозбуждения ребёнка.

  7. Правильный режим дня.

  8. Достаточное пребывание на свежем воздухе и организация двигательной активности.

  9. Полноценное питание.

  10. Преобразование прямой агрессии в косвенную (бросать резиновые игрушки, комкать бумагу, играть с водой, песком, глиной).

  11. Модификация поведения ребёнка в ходе агрессивных вспышек (приёмы отвлечения, переключение внимания).

  12. Обучение умению снимать эмоциональное напряжение через релаксацию, позитивное самовнушение и др.

  13. Формирование эмпатии, дружелюбного отношения к другим.

Приёмы и методы:

  1. Метод общепедагогического влияния:

  • поощрение достижений ребёнка;

  • подтверждение его уникальности;

  • наказание (не лишая родительской и воспитательской любви);

  • метод изоляции (без запирания с наблюдением);

  • обесценивание неудачи;

  • интимная беседа с ребёнком;

  • оценка поступков;

  • коррекция через труд;

  • коррекция через игру;

  • коррекция через ознакомление с худ. литературой;

  • коррекция через рассматривание фотографий;

  • коррекция через познавательную беседу;

  1. Психотерапевтические методы: внушение, убеждение, осуждение разъяснение, доверие. А психологический массаж, тактильный контакт, контакт глаз, релаксация, аутотренинг, игротерапия, танцетерапия, медитативная гимнастика.

  2. Социальные коррекционные приёмы:

  • последовательная десенсибилизация ( вызывание контрастных чувств: слабых – сильных);

  • метод психофизического единства (передавать эмоциональное состояние, олицетворяя себя с цветком, деревом, определённым героем);

  • специальные методы и приёмы «Стоп», «Доска самовыражений», «Лестница гнева», «Мешочки для криков»;

  • этюды и упражнения «Прогноз погоды», «Ворвись в круг», «Разъярённая медведица»;

  • метод от реагирования агрессии вызвать агрессивные действия у ребёнка и добиться обратного результата через возникновение катарсиса.

Содержание индивидуальной коррекционной программы:

Цель: научить ребёнка контролировать своё эмоциональное состояние, освоить позитивные формы общения со сверстниками.

1 этап: Цель: обучить приемлемым способам выражения гнева.

  1. Игры с погремушками, надувным молотком, подушками, мячами, «Мешком для криков», «Листками гнева»

  2. Игры с бумагой, песком, водой, глиной, с игрушечным оружием.

  3. Этюды: «Страшная Баба Яга», «Обзывалки», «Сердитый дедушка», «Разъяренная медведица», «Хочу и всё», «Хмурый орёл», «Король Боровик», «Эгоист», «Два сердитых мальчика», «Злая обезьянка». Интерактивные игры: «Необычное выражение», «Король», «Приказ», «Бой петухов».

  4. Изотерапия: рисование и лепка обидчика, «Автопортрет», «Красивое и безобразное», «Кляксография», «Штриховка».

  5. Сказкотерапия «Сердитый дог Буль», «Акула злюка»

2 этап: Цели: обучить приёмам снятия напряжения.

1 цель: обучить расслаблению посредством показа и тактильной помощи с улавливанием локализации ощущений.

Упражнения: «Роняем руки», «Трясём кистями», «Стряхиваем воду с пальцев»» Мельница».

2 цель: отличать мышечное напряжение от расслабления, не фиксировать внимание на дыхании.

Упражнения: «Медвежата в берлоге», «игры с шишками, песком, «Холодно – горячо», «Игра с шарфиком»

3 цель: обучить мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании.

Упражнения: «На берегу моря», «Игра с песком», «Игра с муравьём», «В уши попала вода».

4 цель: выполнять отдельные упражнения для расслабления рук, ног, туловища, шеи, лица без использования формул самовнушения.

Упражнения:

Для рук: «Заборчик», «Душистые цветы», «Кулачки», «Олени»

Для ног: «Шагают ножки по лесной дорожке», «Пружинки», «Загораем».

Для туловища: «Напрягаем животик», «Штанга», «Кораблик», «Шарик».

Для лицевых мышц: «Стиснем зубы», «Откроем рот», «Ох», «Широкая улыбка».

6 цель: выполнять упр. с использованием формул самовнушения.

Упражнения для покоя и отдыха, для активности, бодрости, положительных эмоций: «Солнечный зайчик», «Волшебный сон».

3 этап: Цели: выработать произвольность действий, научить регулировать поведение в коллективе.

  1. Этюды «Сосредоточенность», «Что там происходит?», «Любопытный», «Лисичка подслушивает» и др.

  2. Изо терапия: «Дорисуй предмет», «Составление предметов и образов из геометрических фигур».

  3. Интерактивные игры: «Говори», «Лови – лови», «Хоровод», «Горячий мяч», «Запретное движение».

4 этап: Цели: обучить позитивному общению со сверстниками, формировать моральные представления, помочь в открытии своего «Я».

  1. Этюды: «Любящий сын», «Притвора».

  2. Дидактические игры: «Настроение», «Мамины помощники», «Умей извиниться», «Не обзывайся».

  3. Настольные игры: «Выдуй шарик из чашки», «Силачи», «Цирк», «Летающие колпачки».

  4. Сюжетные игры: «Приём гостей», «Подарок другу», «День рождения», «Дружная семья», «Угощение».

  5. Интерактивные игры: «Пожалуйста», «Зоопарк», «Оживлялки», «Расставим посты».

  6. Изо терапия: рисование «Я и мои друзья», «Моё настроение», «Моя семья», «Наша группа», «Как я провёл день», портреты мамы, папы, автопортрет.

  7. Чтение рассказов, их осмысление. Оценка поступков героев. К. Д. Ушинский «Сила не право», «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно». И др.

  8. Осеева В. «Волшебное слово», «Строитель».

  9. Беседы: «Волшебные слова», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ваши добрые поступки», «Будь всегда вежливым», «Чем можно порадовать маму».

Шпаргалка для педагогов, или правила работы с агрессивными детьми:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

  4. Наказания не должны унижать ребенка.

  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих детей.

  8. Развивать способность к эмпатии.

  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтах.

  11. Учить брать ответственность на себя.


Коррекция гиперактивного

поведения детей дошкольного возраста
«Гипер…» (от греч. hyper – «над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный», «деятельный».

Как выявить гиперактивного ребенка:

Необходимо длительно наблюдать за детьми, проводить беседы с родителями и педагогами. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком):

Дефицит активного внимания:

* Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

* Не слушает, когда к нему обращаются.

* С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

* Испытывает трудности в организации.

* Часто теряет вещи.

* Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

* Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

  • Постоянно ерзает.

  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо)

  • Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

  • Очень говорлив.

Испульсивность:

  • Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

  • Ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

  • Плохо сосредотачивает внимание.

  • Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза)

  • Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

  • При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других - нет.)

Шпаргалка для педагогов, или правила работы с гиперактивными детьми:

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

  • Посадить ребенка во время занятий рядом с педагогом.

  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания)

  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

  • Предоставить ребенку возможность выбора.

  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!


Как играть с гиперактивными детьми:


Функция, на тренировку

которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые


Внимание


«Найди отличие», «запрещенное движение»

«Запрещенное движение», «Передай мяч», «Броуновское движение»

Контроль двигательной активности

«Разговор с руками»

«Море волнуется»

Контроль импульсивности

«Говори!», «Съедобное – несъедобное»

«Съедобное – несъедобное», «Говори!», «Сиамские близнецы», «Слепой и поводырь»



Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсивности

«Кричалки – шепталки – молчалки», «Гвалт»

Внимание и контроль двигательной активности

«Колпак мой треугольник», «Расставь посты», «Замри»

Контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«Час тишины и час «можно»»

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«Слушай команду», «Слушай хлопки», «Морские волны»


Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста
Портрет тревожного ребенка:

Тревожные дети стараются всегда держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

1.Постоянное беспокойство.

2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3.Мышечное напряжение (например: в области лица, шеи)

4.Нарушение сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности (опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992):

Тревожный ребенок:

  • Не может долго работать, не уставая.

  • Ему трудно сосредоточится на чем-то.

  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

  • Во время выполнения задания очень напряжен, скован.

  • Смущается чаще других.

  • Часто говорит о напряженных ситуациях.

  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

  • Жалуется, что ему снятся страшные сны.

  • Руки у него обычно холодные и влажные.

  • У него нередко бывает расстройство стула.

  • Сильно потеет, когда волнуется.

  • Не обладает хорошим аппетитом.

  • Спит спокойно, засыпает с трудом.

  • Пуглив, многое вызывает у него страх.

  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.

  • Часто не может сдержать слезы.

  • Плохо переносит ожидание.

  • Не любит браться за новое дело.

  • Не уверен в себе, в своих силах.

  • Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «+», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность – 15-20 баллов.

Средняя – 7-14 баллов.

Низкая – 1-6 баллов.

Критерии определения страха разлуки:

  • повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

  • Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.

  • Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.

  • Постоянный отказ идти в детский сад.

  • Постоянный страх остаться одному.

  • Постоянный страх засыпать одному.

  • Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается.

  • Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др.

Если хотя бы три черты проявляются в поведении ребенка в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха.

Работа с тревожными детьми:

  1. Повышение самооценки.

  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

  3. Снятие мышечного напряжения.

Профилактика тревожности (рекомендации родителям):

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»

  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный материал, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Шпаргалка для педагогов или правила работы с тревожными детьми:

  • Избегайте состояний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими;

  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;

  • Способствуйте повышению самооценки ребенка; чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;

  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени;

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;

  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований;

  • Будьте последовательны в воспитании ребенка;

  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;

  • Используйте наказание лишь в крайних случаях;

  • Не унижайте ребенка, наказывая его.

Как играть с тревожными детьми:

На начальных этапах работы с тревожными детьми следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно (ознакомление с правилами игры; просмотр, как играют другие дети; участие в игре по желанию).

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»

3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высоко тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных упражнений и дыхательных упражнений.

Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: «Подарок под елкой», «Драка» и тд.

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.

Упражнения на релаксацию и дыхание: «Драка», «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Подарок под елкой», «Дудочка» Этюды на расслабление мышц:

«Штанга», «Сосулька», «Шалтай – Болтай», «Винт». Игры, способствующие расслаблению: «Водопад», «Танцующие руки», «Слепой танец». Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе: «Гусеница», «Смена ритмов», «Зайки и слоники», «Волшебный стул».

Список литературы:

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 136с. ил.

2. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.