Главная страница


Конкурс экологических проектов «Мы шагнули в XXI век»



Скачать 192.01 Kb.
НазваниеКонкурс экологических проектов «Мы шагнули в XXI век»
Семенская С. В
Дата18.04.2016
Размер192.01 Kb.
ТипКонкурс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Районный конкурс экологических проектов «Мы шагнули в XXI век»

Информационно-поисковый исследовательский проект

«Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника»

Авторы: учащиеся 8 «Б» класса

Берадзе Елизавета 15 лет

Касаткина Анна 15 лет

Левченко Екатерина 15 лет

Завираев Алексей 15 лет

Руководитель: Семенская С. В.

Кашира 2010 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение.

  2. Практическая работа №1 «Оценка состояния здоровья школьников».

  3. Практическая работа №2 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья».

  4. Заключение.

  5. Список используемой литературы.


ВВЕДЕНИЕ

ТИП ПРОЕКТА: информационно- поисковый, исследовательский.

УЧАСТНИКИ: учащиеся 8 классов

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: биология.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: средней продолжительности.

ЦЕЛИ: УСТАНОВИТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ И СОСТОЯНИЕМ ИХ ЗДОРОВЬЯ, ВЫЯВИТЬ ФАКТОРЫ, УКЕРЕПЛЯЮЩИЕ И РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ.

Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит причина низкого уровня их здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у учащихся валеологическую грамотность, ценностное отношение к своему и чужому здоровью.

Задачи:

- установить влияние образа жизни на состояние здоровья;

- оценить состояние здоровья учащихся;

- выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.

Основные методы: изучение теоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.

Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создание крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?

На сегодняшний день в России лишь14% детей практически здоровы,50% имеют функциональные отклонения, 35 – 45% -хронические заболевания. Особенно тревожит заболевание детей и подростков туберкулезом. Несомненно, что это отразится и на здоровье последующих поколений.

У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак.

Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно- психической сферы, хотя основная масса таких детей обучается в обычных классах. Среди причин, влияющих на здоровье школьников,21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Неоправданно завышенный объем учебных программ, большие размеры учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях. Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.

Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры и другое должны происходить в одно и то же время. Благодаря четкому режиму человек не испытывает перегрузки, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.

Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта, телевидения в значительной степени обеспечивает потребность человека в зрелищах.

В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространенным стало слово «гиподинамия». Происходит оно от греческих слов «гипо» - под, внизу и «динамис» - сила. Следовательно, гиподинамия – это недостаточная физическая (силовая) нагрузка. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно-сосудистой системы. Причем распространенность сердечно-сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, кто мало двигается.

Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя. При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, у него может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное действие. В частности, он увеличивает вероятность заболеваний сердечно-сосудистой и других систем. Поэтому каждому человеку необходимо научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладеть навыками самоконтроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой и т. д

Практическая работа №1

«Оценка состояния здоровья школьников»

Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.

Требования к выполнению практической работы.

Проводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение 1-2 недель, четко фиксируя результаты в таблице.

После заполнения таблицы следует проанализировать полученные данные и сделать соответствующие записи в тетради.

После выполнения практической работы сформулируйте вывод о характере зависимости состояния вашего здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.

Ход работы.

Оценили психосоциальные условия жизни и свой режим дня за текущий день. Результаты самонаблюдений внесли в таблицу 1.

Подсчитав сумму баллов по пунктам 1-7 таблицы, сделали вывод о функциональном состоянии нашего организма:

а) если сумма баллов равна (+7 - +5) – высокий уровень здоровья;

б) если сумма баллов равна (+4 - +3) – средний уровень здоровья;

в) если сумма баллов равна +2 и менее- низкий уровень здоровья.

Оценили особенности психосоциальных условий жизни(благоприятные/неблагоприятные) – пункт 9 таблицы.

Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные, ответили на вопросы: влияют ли психосоциальные условия жизни на состояние нашего здоровья? Каков характер этого влияния? Влияет ли режим дня и ухудшение психосоциальных условий жизни.

По итогам работы сформулировали вывод.

Психическое состояние и социальные условия жизни- значительные факторы, определяющие здоровье современного человека, поэтому мы посчитали необходимым рассмотреть их более подробно в процессе практической работы. Мы уже знаем, что стрессы, отрицательные эмоции, неуверенность в себе и неблагоприятные социальные условия жизни – важные факторы риска для здоровья человека. Наша задача состояла в том, чтобы научить школьников не только проводить анализ своего психического состояния, но в последующем и управлять своими эмоциями.

Работа выполняется в течение 1-2 недель. И даже если не все учащиеся получат в ходе наблюдений ясную картину своего психического состояния, проделанная работа не оставит их равнодушными. При проведении итогов они обязательно примут участие в обсуждении вопросов о том, можно ли избежать стрессов, как с ними бороться, как управлять своими эмоциями, стоит ли менять привычный режим дня и как правильно это сделать без ущерба для здоровья. А это уже благоприятная почва, чтобы изучаемые в дальнейшем валеологические знания были для них личностно значимы.

Сводная таблица самооценки психосоциальных условий жизни и режима дня группы учащихся за 14 дней.

Исследуемые показатели

Результаты оценки

Оценка в баллах







 

 







1

2

3







1.Самочувствие

а)хорошее(ощущение бодрости,силы)

1,1







б) плохое(слабость,усталость,вялость)










2.Настроение

а) приподнятое










б) удовлетворительное

0,6







в)подавленное










3.Аппетит

а) хороший

0,9







б) плохой










4.Умственная работоспособность

а) высокая

0,5







работоспособность

б)средняя










 

в)низкая










5.Частота сердечных

а)менее 75










сокращений(ударов в минуту)

б)от 75 до85

0,3







 

в)более 85










 

а)дающий ощущение бодрости и отдыха

0,6







6.Сон

б) поверхностный, с ночным просыпанием,










 

не приносящий ощущения отдыха










7.Болевые ощущения

а)отсутствовали

0,5







 

б)присутствовали










Сумма баллов: 4,5







Состояние здоровья: средний уровень







 

а) были ли ссоры или конфликты с друзьями:

 0,7







 

нет____________________










 

да_____________________










 

б)Особенности психологического климата в семье:

 0,7







8.Особенности психосоциальных

спокойный,благоприятный_____________










условий жизни

напряженный,конфликтный_____________










 

в)особенности эмоционального состояния:

 0,5







 

радость,положительные эмоции__________










 

эмоциональные стрессы,переживания,

 







 

отрицательные эмоции___________________










 

Сумма балов :1,9

 







Оценка психосоциальных условий:

 







Благоприятная















 

а)продолжительность сна:

 







 

более 8ч__________________

0,5







 

менее 8ч__________________










 

б)утреняя зарядка:

 







 

выполнялась______________

-0,04







 

не выполнялась____________










9.Особенности режима дня

в) прогулки на свежем воздухе:

 0,4







 

имели место_______________










 

не имели места____________










 

г) время,затрачиваемое в течение дня на просмотр

 0,004







 

телепередач или игры на компьютере:

 







 

менее 2ч__________________










 

более 2ч__________________










 

д) занятие спортом,физическими упражнениями:

 -0,01







 

выполнялись______________










 

не выполнялись____________










Сумма баллов: 2







Оценка режима дня: Не соответствует гигиеническим требованиям


























Практическая работа № 2

«Определение влияние образа жизни на состояние здоровья»

Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.

Ход работы

1.Проанализируйте свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас, и соответствующий балл внесите в табл. 2

1. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ:

Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья (балл = + 2).

Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например во время праздников и т.п.(балл + 1)

Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения

здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнее, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (балл = -1).

Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности могут каким-то образом повлиять на здоровье (балл = -2).

2. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаёте большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл = +2).

Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл = 0).

Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтёте любое другое занятие, например просмотр телепередач (балл = -1).

3. ЗАКАЛИВАНИЕ.

Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду и др.(балл = +2).

Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в зависимости от настроения (балл = +1).

Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно (балл =0).

4. ОСОБЕННОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ, ПРАВИЛ ТРУДА И ОТДЫХА.

Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = +2).

Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т.д.(балл = +1).

Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл=-1)

5. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее (балл=+2)

Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительные депрессии и пессимистическое настроение (балл=0)

Разные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время вы можете находиться в раздраженном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете (балл=-2)
6 ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себе, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлекаться. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать всё от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему (балл= +2)

Когда случаются серьёзные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие; долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим подавленным состоянием (балл= -2)

Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям выше, или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов

7 ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ ВСЕГДА ВЕДУТ К ПОСТЕПЕННОЙ УТРАТЕ ЗДОРОВЬЯ, поэтому любая из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков – оценивается в – 4 балла

2 Определите сумму баллов по таблице и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:

Если сумма баллов от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья;

Если сумма набравшая баллов от +6 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению;

Если сумма баллов менее +5 , вам необходимо серьёзно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.

Сводная таблица самооценки факторов образа жизни, влияющих на здоровье.

Факторы образа жизни

Оценка в баллах

  1. Особонности питания

1,8

  1. Физическая активность

1,6

  1. Закаливание

1,2

  1. Режим дня, правила труда и отдыха.

1,5

  1. Особенности эмоционального состояния

0,9

  1. Жизненная позиция

1,6

  1. Вредные привычки а)курение

б)употребление алкоголя

в)употребление наркотиков

А) -2

Б)0

В)0

Сумма баллов:

6,4

Заключение.

Результаты исследования

Практическая работа № 1

Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные мы отметили, что большинство учащихся имеют высокий уровень здоровья.

а) высокий уровень здоровья – 47% учащихся;

б) средний уровень здоровья – 33%;

в) низкий уровень здоровья – 20%.

Анализ работ учащихся, имеющих низкий уровень здоровья, показал, что на состояние здоровья сильное влияние оказывают психосоциальные условия: климат в семье, в школе, конфликты с друзьями, эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции. Режим дня так же оказывает немаловажное влияние на здоровье учащихся, особенно: продолжительность сна, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, физические упражнения.

Практическая работа № 2

а) образ жизни, способствующий укреплению здоровья, - 30% учащихся;

б) образ жизни, направленный на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствующий его укреплению, -20% учащихся

в) образ жизни, направленный на разрушение здоровья, - 50% учащихся.

В ы в о д

Так как у 33% учащихся средний уровень здоровья, а 20% ведут образ жизни, направленный на разрушение здоровья, считаем необходимым усилить пропаганду здорового образа жизни.

П р а к т и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и

  1. Ознакомить всех родителей и учащихся с результатами практических работ.

  2. Обратиться к администрации школы с просьбой о продолжении в школе курса <<Экология человека>> как природосообразную методологическую и технологическую систему воспитания здоровых людей.



Список используемой литературы.

  1. Жданова, Ю. В. Формирование здорового образа жизни [Текст]: практитеческие работы / Ю. В. Жданова // Биология в школе. – 2004. - №2. – С. 38-43.

  2. Зверев, И. Д. Книга для чтение по анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст] / И. Д. Зверев. – М.: Просвещение, 1983

  3. Леонтьева, Н. Н. анатомия и физиология детского организма [Текст] /Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. – М.: Просвещение, 1986.