Главная страница


Контрольная работа



Скачать 48.62 Kb.
НазваниеКонтрольная работа
Дата18.04.2016
Размер48.62 Kb.
ТипКонтрольная работа

Министерство образования и науки Российской Федерации
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ
Кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Развитие регулятивных универсальных учебных действий



Выполнила:

Слушатель курсов № 269

Учитель технологии

МОУ «Октябрьский лицей» Калачевского района

Волгоградской области

Зализко Ж.В.

Волгоград, 2010

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) знаково-символический; 5) коммуникативный.

Регулятивные универсальные учебные действия



Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность:

- Выбирать средства для организации своего поведения;

- Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

- Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

- Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- Начинать и заканчивать действие в нужный момент;

-Тормозить ненужные реакции.

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».

Каковы действия учителя по развитию регулятивных учебных умений?

  1. У ребенка трудности при выполнении поручений:

  • Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;

  • Во-вторых, нужно предложить ученикам сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределить работу по дням и.т.д.

  1. У ребенка трудности при определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:

  • поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;

  • конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

  • необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);

  • обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов


3. У ребенка трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности:

  • Коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.


4. У ребенка трудности в волевой саморегуляции:

  • Игры с правилами и продуктивные виды деятельности

  • Режиссерская игра

  • Определение временных промежутков, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;

  • поиск информации в предложенных источниках;

  • взаимоконтроль;

  • диспут;

  • контрольный опрос на определенную проблему;

  • проекты.

Таблица «Виды оказываемой учителем помощи»

(5 – наиболее низкий уровень регуляции действия)

Степень помощи

Условия, при которых оказывается помощь

Содержание помощи

1

Действие выполняется неуверенно

Одобрение, поддержка

2

Возникают трудности, остановка

Замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»

3

Действие выполняется ошибочно

Вопрос «Разве так?»

4

Действие выполняется ошибочно повторно

Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия

5

Неправильно выполняется все задание

Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане