Главная страница


«Кто такой патриот?» в прошлом году и на декабрь этого года показало Вопрос анкетыОтвет2011г. 2012г



Скачать 74.16 Kb.
Название«Кто такой патриот?» в прошлом году и на декабрь этого года показало Вопрос анкетыОтвет2011г. 2012г
Дата08.04.2016
Размер74.16 Kb.
ТипЗадача

Гражданско- патриотическое воспитание в школе. Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача всегда была и будет для нашей школы одной из главных. В отношении любви к Родине в последние десятилетия стал ощущаться дефицит. В непростой исторический период последних десятилетий ХХ века в нашей стране произошли важные изменения в идеологическом восприятии гражданственности и патриотизма. Школа в современных условиях становится центром воспитания подрастающего поколения в данном направлении. Проблемой в наше время стал поиск и классификация методов, позволяющих воспитывать в подрастающем поколении историко-патриотические традиции на лучших духовно-нравственных примерах. Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, но и художественное, экологическое, туристко - краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке гражданско - активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины. Проведенное среди обучающихся школы анкетирование по теме « Кто такой патриот?» в прошлом году и на декабрь этого года показало Вопрос анкетыОтвет2011г.2012г. 
1) Считаете ли Вы себя патриотом? 2) Считаете ли Вы службу в армии необходимой? 3) Считаете ли Вы престижной профессию военного офицера? 4) Как вы относитесь к родной школе? 5) Как Вы относитесь к родному селу? Да Нет Затрудняюсь ответить Да Нет Затрудняюсь ответить Да Нет Затрудняюсь ответить Люблю Равнодушно Враждебно Люблю Хотел бы уехать Равнодушно 68% 6% 26% 85% 6,6% 8,4% 52% 12% 26% 58% 29% 12% 70% 10% 20%67% 5,5% 27, 5% 83% 6% 11% 55% 10% 35% 68% 27% 5% 79% 7% 14% 
В данной таблице видно, что в зависимости от возрастной категории учащихся меняются показатели анкеты: чем старше возраст учащихся, тем ниже % данных ими положительных ответов. Если учитывать возрастные особенности учащихся, то низкий процент 50% патриотов 5-7 классов можно объяснить особенностями данного возраста, и к тому же есть еще время для работы с данной категорией учащихся. В связи с этим встала необходимость более углубленного изучения проблемы гражданско-патриотического воспитания школьников в сельской школе.. На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит: • помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, район, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему; • вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех. В нашей школе сложились свои традиции, воспитательная работа строится по разносторонним направлениям. Педагогическая практика показала, что тема патриотизма и гражданского воспитания столь значима, широка и разнообразна, что требуется выделить ее в отдельное направление. Так была создана тематическая программа «Я- гражданин России»» по патриотическому воспитанию. Цель программы – развитие личности с высокой социальной активностью, гражданской ответственностью, обладающей позитивными качествами, способной проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества. . Патриотическое воспитание стало плановым и системным, одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива. «Ядром» моделируемой воспитательной системы ее является ребенок. Интенсивное движение всех детей и каждого ребенка в отдельности к модели выпускника – гражданина и патриота, способного к решению проблем – один из критериев оптимальной организации системы. Сегодня воспитательная работа в школе организуется и проводится на основе воспитательных возможностей школы, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство» и «человек – общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Главное в программе «Я – гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программу используем с 1 по 9 класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет классному руководителю большую свободу творчества. Она представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Источниками гражданско- патриотического воспитания для школьников является естественная среда их жизнедеятельности. Это «Малая Родина»: семья, школа, родной дом, улица, отдельные страницы истории села. При этом речь идет именно об отдельных страницах, отдельных исторических деятелях. Результатом работы стала созданная обучающимися школы летопись «История школы с. Тамбар», которая оформлена в виде нескольких фотоальбомов. Научно-исследовательская работа и собранный материал об истории школы вызвал потребность в создании школьного музея. Ребята и коллектив учителей совместно работают над созданием проекта «Школьный музей». Работа осуществляется по блокам: «Наши учителя», «Аллея славы школы», «Традиции школы», « Военное прошлое наших земляков». Собирается и оформляется экспозиционный материал прошлого нашей школы: пионерская и комсомольская атрибутика, письменные принадлежности, мебель, старинная утварь, вещи, убранство дома. Особое внимание уделяется фотографиям. Ребята стараются продлить им жизнь, сохраняя в цифровом формате. Систематизация современной истории школы оформляется учащимися в виде отдельной странички школьного сайта «Жизнь школы». Целенаправленная и плодотворная работа способствует повышению интереса и мотивации у учащихся, любви к дому, семье, району, Родине. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Большая работа по изучению местного краеведческого материала ведется после уроков. К 70- летию Кемеровской области для школьного музея были оформлены конкурсные альбомы: « История Кемеровской области», «Природа родного края», « Животный мир Кемеровской области», « Кузбасс-глазами детей». На основе собранных материалов пишутся научно-исследовательские проекты, которые защищают на школьных и районных конференциях. В направлении «Связь поколений» сохранена традиция проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы. Встречи, беседы, часы общения, уроки мужества проводятся с участием ветеранов - почетных гостей нашей школы. Ребята узнают от живых свидетелей истории, как они на своих плечах вынесли тяготы страшной войны, прошли огромный трудовой путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Ветераны приходят к поколению, которое не испытало ужасов войны и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов, рассматривая фотографии. Оставшиеся в живых помнят все, каждую подробность боя, имена однополчан, невероятно трудные военные дни. Они - ветераны допускают детей к своему прошлому, передавая от дедов к внукам хотя бы частичку восприятия тех незабываемых дней, да так чтобы зажгло, взбудоражило, взбунтовало воображение и сознание. А у школьников светятся глаза, и они делятся в последствии незабываемыми подробностями танкового боя или атаки автоматчиков на вражеские позиции со своими друзьями, в семье, обсуждают в классе. В направлении «Растим патриота и гражданина России» заключается формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции. Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции. В рамках работы «Мой край родной» в школе ежегодно проходит цикл классных часов: «Возрождая традиции предков», «Светочи России», «Святыни России», «Русская душа», все мероприятия проходят при активном участии ребят и несут большой эмоциональный и воспитательный заряд. Активно реализуется экологическое движение: выпускаются листовки, газеты, озеленяется и приводится в порядок территория школьного двора, территория сельского памятника, помощь в наведении порядка во дворах ветеранов педагогического труда и тружеников тыла. В этом году старшеклассники совместно с учителем истории восстанавливают памятник первому комсомольцу А. Талдыкину у озера с. Тамбар. В направлении « Я и семья» - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения. Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организации и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы. Учащиеся школы принимают активное участие в организации и проведении концертных программ на уровне села, посвященных Дню матери, Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню защиты детей и других. Данные мероприятия направлены на приобщение детей к культурной жизни села, к его традициям, на формирование культуры межнационального общения. Ребята активно принимают участие во всех районных мероприятиях, акциях, конкурсах «ЮИД», «Школа безопасности», «Мы будущее России», в массово-спортивных мероприятиях. Учащиеся школы, принимая участие в районных конкурсах, стремятся к прославлению школы своими победами, повышению имиджа школы. Организация гражданско – патриотического воспитания в школе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, при этом - вовлекая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.В жизни наших ребят будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие!