Главная страница


Методическая разработка "Игровые приемы работы в донотный и начальный периоды с детьми 5-6 лет в классе фортепиано" Бегларян И. С



Скачать 168.74 Kb.
НазваниеМетодическая разработка "Игровые приемы работы в донотный и начальный периоды с детьми 5-6 лет в классе фортепиано" Бегларян И. С
Дата16.04.2016
Размер168.74 Kb.
ТипМетодическая разработка


Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московский областной колледж искусств и технологий


Методическая разработка

"Игровые приемы работы в донотный и начальный периоды с детьми 5-6 лет в классе фортепиано"

Выполнила: Бегларян И.С.

Преподаватель ГБОУ СПО МОКИТ

г.Егорьевск

2011 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…..3

1. Гимнастика и постановка рук……………………………………………………….......4

2. Донотный период……………………………………………………………………...…6

3. Нотная грамота………………………………………………………………………...…9

Заключение…………………………………………………………………………………15

Список использованной литературы……………………………………………………..16

Введение

Как правило, донотный и начальный период обучения игре на фортепиано приходится у детей на возраст 5-6 лет. Учитывая психофизиологические особенности этого возраста можно предположить, что освоение нового вида деятельности будет представлять определенные трудности и повлечет за собой дополнительные эмоциональные и физические затраты. Поэтому важно чтобы постижение музыкально-исполнительских навыков не привело к потере интереса к музыкальной деятельности и миру музыки. Поэтому крайне необходимо наряду с традиционными методами обучения широко использовать специфические. В этот период, можно эффективно применять игровой метод для решения специфических задач. Данный возраст - благодатная почва для его использования, поскольку игра остается значимым и естественным видом деятельности. В общепсихологическом плане она мобилизует силы ребенка, приносит радость, позволяет активизировать творческие способности. Интерес к различным формам активного музицирования и творчества в процессе общения детей с музыкой сегодня чрезвычайно велик. Понимание воспитательной функции искусства, владение игровыми методами эстетотерапевтической и коррекционной работы представляется фундаментом будущего профессионального творчества педагога. В инновационных, альтернативных программах последних лет внимание акцентируется на принципах игрового вхождения детей в мир музыки. Несмотря на огромное количество различных методических трудов и разработок, мало внимания в работах современных исследователей уделяется примерам практического внедрения игровых методов работы непосредственно на уроке фортепиано. В данной работе эта проблема рассматривается не только с теоретической (виды музыкальных игр в контексте возможных видов деятельности на уроках музыки), но и с практической точки зрения.
I

ГИМНАСТИКА И ПОСТАНОВКА РУК
Занимаясь с детьми тем, что обычно называют «Постановкой рук», педагог должен делать это незаметно и ненавязчиво, в большей степени при помощи своих рук. Сказав ребенку, что его руки должны быть свободными, гибкими, как резиновый шланг для полива, надо добиваться, чтобы сила «текла» по всей руке от плеча к кончикам пальцев, «как вода по шлангу». Для того, чтобы ребенок играл сочным красивым звуком, необходимо подготовить его руки, научить освобождать свое тело. Существуют упражнения:

1) «Шалтай-Болтай.» Встань прямо, опусти руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Начинай покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая их, то разводя в стороны. Одновременно с этим наклон увеличивать, затем распрямляясь. Вернуться в и.п.

2) Упражнение «Кукла». Разведи руки в стороны. Освободи мышцы спины, шеи и плеч, дай всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно вернись в и.п.

3) «Мельница». Встань ровно на расстоянии ступни. Опусти руки свободно, пусть они висят как плети. Начинать раскачивать сначала одной, потом другой рукой, как маятник, до тех пор, пока рука не начнет крутиться по инерции как ветряная мельница.

4) «Рисую шарики». Это упражнение можно делать сидя на стуле, выпрямив спину поочередно левой и правой руками. Вытянув руку вперед, рисуем шарик кистью, затем рукой от локтя, не забывая при этом поворачивать кисть от запястья, и далее всей рукой от плеча: сначала маленькие шарики, затем все больше и больше. Затем рука падает и расслабляется.

Учитывая возраст ребенка, не следует долго задерживаться на одном упражнении, а лучше чередовать их, занимаясь каждым понемногу. Педагогу не следует забывать и о поощрении как главном стимуле пробуждения и устойчивости интереса ребенка к занятию. Другие упражнения можно делать у инструмента. Ребенок должен правильно сидеть, прочно упирая ноги в специальную подставку. На стуле должна быть, если необходимо, подушечка, доска, специальное сидение. Садиться надо на полстула, на таком расстоянии и высоте, чтобы было удобно достать до клавиатуры. Спина прямая, подтянутая.

Упражнение для спины. Необходимо отметить, что нередко дети от старания опускают вниз голову, поэтому нужно объяснить, что следует представлять себя королем или королевой, величественно сидящей на троне с короной на голове. Чтобы объяснить постановку кисти, можно положить кисть ребенка на резиновый мячик, яблоко, на колено, чтобы рука приняла форму свода. А потом переносить ее на клавиатуру, сохраняя ее.

Перед тем, как руки будут опущены на клавиатуру, надо показать ребенку, что локоть следует отвести от себя так, чтобы он оказался чуть выше запястья. Плечо при этом не поднимается. Ребенок должен воспринимать запястье как мостик, соединяющий руку с клавиатурой, который должен быть непременно на уровне белых клавиш. При игре он выполняет роль пружинки.

Далее наступает время поговорить о пальцах. Маленьким детям можно рассказать о том, что рука - это дружная семья, и у всех пальчиков есть не только имена, но и номера:

1-большой, 2-указательный, 3-средний, 4-безымянный, 5-мизинец. Самый старший, опора семьи-3 палец, он на голову выше остальных, богатырь. 1 и 5, хоть ростом невелики, но выполняют очень важную задачу: удерживают свод, купол руки при игре. Переходя непосредственно к постановке руки на клавиатуре, надо следить, чтобы пальцы двигались самостоятельно, не слипались. Не следует говорить «Играй круглыми пальцами» - тогда ребенок начнет подворачивать пальцы ногтем к клавише. Лучше пусть увидит на пальцах «3 бугорка». Малышам их можно даже нарисовать на руке. А вот у 1п только 2 бугорка и они смотрят вбок. Когда первые пальцы не заняты (не играют), они должны находиться в свободно повисшем состоянии над клавиатурой. 1п на клавиатуру должен опускаться только краем подушечки, 1 сгибом: между ним и 2п - «окошечко». Чтобы дети лучше поняли, что клавиш надо касаться только подушечками, поиграем в игру «Знакомство с карандашиком»: все пальцы поочередно «здороваются» с карандашом (на конце обязательно должна быть стрелка). Чтобы подготовить пальцы к игре на инструменте, предлагаем ребенку поиграть в игру «Я - командир». Ребенок должен сесть на стул, положить руки на стол или крышку фортепиано, слегка согнуть пальцы. Пальцы должны подниматься по счету командира. Следует обратить внимание «командира» на 4 и 5п: они слабенькие и должны работать самостоятельно и больше стараться.

Преодолевая «ударность» рояля, педагог должен говорить ребенку «рояль поет», «пальцы погружаются», «касаются», «окунаются», но никогда «ударяют по клавишам»!

На начальном этапе руки ребенка необходимо сделать свободными, гибкими, естественными. Ребенок должен понять, что руки могут «говорить»: извлекать звуки громко и тихо, сердито и певуче, т.е., как чувствуешь, так и играешь.

II

ДОНОТНЫЙ ПЕРИОД

1.Знакомство с инструментом.

Педагог обращается к ученику:

Встань перед фортепиано. Нажми какую-нибудь клавишу с правой стороны. Ты услышишь светлый тонкий звук. Он прозвучал быстро и исчез. А теперь нажми клавишу с левой стороны. Звук темный и густой. Он затухает медленно. Когда нажимаешь клавиши одну за другой вправо, звуки становятся тоньше, выше и выше. Влево же – наоборот- толще и толще, ниже и ниже. А теперь найди самый низкий и самый высокий звук на фортепиано. Заглянем внутрь инструмента. Нажми на клавишу, и ты увидишь как маленький молоточек, обитый войлоком, дотронется до остальной струны и заставит ее звучать. Ударив, молоточек отскакивает. Если не отпускать клавишу, то струна будет звучать до тех пор, пока не перестанет вибрировать. Но если палец отпустит клавишу раньше, то на струны сверху упадет мягкая войлочная подушечка (демфер-глушитель) и остановит колебания струны, тогда звук умолкает.

2. Вглядись в клавиатуру и поиграй в прятки - поищи черные клавиши.

Сядь за фортепиано так, чтобы тебе было удобно. Ноги поставь на скамеечку-подставку. Внимательно посмотри на клавиатуру. А теперь закрой глаза и представь себе ее. Какими группами расположены черные клавиши? Сколько клавиш в каждой группе?

Найди на ощупь маленькие и большие группы. Поглаживая их ладошкой и пальцами, сосчитай, сколько тех и других.

3. Знакомство с белыми клавишами.

Найди белую клавишу, которая находится слева от двух черных. Это клавиша «до». А есть ли еще так расположенные клавиши? Покажи их. Вправо они звучат тоньше, выше, а влево – толще, ниже.

За клавишей «до» выстраиваются клавиши «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». При этом нужно дать ребенку возможность найти на клавиатуре все аналогичные клавиши.

Вполне естественно, что сразу все их запомнить ребенок не может. Можно выучить стихотворение, облегчающее их запоминание:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си-

Едет зайка на такси

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, -

Ест морковное пюре

Дети не всегда зрительно запоминают, где какая клавиша. Чаще они высчитывают ее от «до». Далее в процессе работы дети осваивают клавиатуру, находят клавишу сразу.

4. Радуга – дуга.

Упражнение направленно на закрепление постановки руки и ее свободное перемещение вправо и влево. Делается поочередно обеими руками. Садимся за инструмент. Ребенок ставит правильно руку на клавиатуру. Просим его «рисовать рукой радугу», перемещая руку то в правый, то в левый конец клавиатуры. Правая – вправо от центра, левая – влево. При этом медленно, спокойно проговаривается стишок:
Ой, ты радуга-дуга!

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла,

Словно коромысло.

Я красивую такую

В полминуты нарисую.

Следует дать понять ребенку, что кисть при поднятии руки освобождается, и рука свободно перемещается по клавиатуре.

После устойчивого освоения правильной постановки рук, переходим к постановке руки на 3ий палец.

5. Играю 3м пальцем.

Обучение начинается с извлечения звука 3м пальцем (более устойчивым). Ученик должен свободным и точным движением, приготовленной рукой поставить кончик пальца на клавишу. Кончик пальца должен быть очень «прочным» и стоять, не касаясь ногтем клавиши, показывая «3 бугорка». Не играющие пальцы пассивны, а не «разлетаются» в разные стороны. Результатом должно быть мягкое, глубокое, протяжное звучание. «Шлепающие» или толкающие движения исключить. Цель – певучесть и красота звучания. Звук прерывается при легком поднятии – освобождении запястья, с последующим поднятием кисти. После того, как учитель убедился, что ребенок делает это верно, можно попробовать другой рукой. Необходимо следить при этом за посадкой. Можно играть 3им пальцем от «до» вверх и вниз. Следить за освобождением запястья при подъеме руки. Полезно играть отдельные звуки в разных октавах, используя и упражнение «Радуга». Звуки извлекаются в конце фразы то в одной, то в другой октаве. Учитель должен организовать и дыхание ребенка, которое берется в конце фразы (см. выше)


6. Знакомство с метроритмом. Шаги, которые слышны в музыке.

Играю «Марш» С. Прокофьева. Что можно делать под эту музыку? Правильно, маршировать, шагать. Прошагай и ты. К шагам прибавь хлопки в ладоши. А теперь поиграем вместе. Ребенок передает шаги – 3-м пальцем играет двумя руками в верхнем регистре октаву. А теперь под звуки марша запишем эти шаги: шаг – палочка, еще шаг – еще палочка: | | | |

Не только в марше, но и в каждом музыкальном произведении, если хорошо вслушаться, можно услышать ровные, мерные шаги. Попытайся вслушаться, как «вышагивает» музыка.

7. О звуках коротких и долгих или палочках и перекладинках.

Спой песенку и прохлопай в ладоши:

Колокольцы - бубенцы

Раззвонились, удальцы:

Дили-дон, дили-дон

Отгадай, откуда звон

Все ли звуки песенки длятся одинаково долго? Какие короче? Какие длиннее?

Запишем песню палочками, но так, чтобы можно было узнать, где короткие, где долгие звуки. Можно сделать это так:


| |

| | | | | | | | | | | | | |

ко – ло – коль – цы – бу – бен – цы раз – зво – ни – лись - у – даль – цы



Но так легко спутать короткие палочки с длинными. Поэтому условимся короткие палочки /восьмые/ соединять перекладинками, а длинные /четвертые/ так и оставим. Запишем так всю песенку. Получится ее ритмический рисунок. Пой песенку и прикасайся кончиком карандаша к коротким и длинным палочкам, к восьми и четвертям.

А теперь запиши ритмический рисунок стихотворения:

Ночь пришла, ночь пришла,

Тишину привела,

Задремал петушок,

И запел сверчок.

Так ребенок ненавязчиво и доступно знакомится с восьмыми и четвертыми длительностями.
Знакомство с паузой. «Пауза неслышинка»

Послушай венгерскую песенку:

Н

Н

Н
Спой её и прохлопай шаги, которые слышны в музыке / шаги не ритмический рисунок!/ Музыка идет вперед, а мелодия прерывается. Сколько раз? После каких слов? Эти перерывы в звучании называются паузами. Как же передать паузу, чтобы шаги продолжались, а хлопок не нарушил бы тишины? Можно сделать бесшумное движение руками в стороны и шаг будет виден, а хлопок не слышен. Записывается этот шаг – пауза так:

III

НОТНАЯ ГРАМОТА

1. На клавиатуре строгий порядок.

Взгляни на клавиатуру. Как много белых и черных клавиш. Мы уже знаем названия белых клавиш – вспомни стихотворение про зайку. Идешь ли ты вверх или вниз по клавиатуре – каждая восьмая нота повторяет ту, от которой ты начал. Вся клавиатура делится на совершенно одинаковые части – октавы. Каждая имеет свое название /называю и показываю/.

2. Знакомство с нотами и их записью.

Все ноты живут в двух царствах: тонкие, высокие - в скрипичном, низкие, басовитые – в басовом. Они живут на 5 линеечках. Скрипичное царство открывается скрипичным ключом. Линеек столько же, сколько и пальчиков на руке. Поэтому обрисовываю руку ребенка на обложке тетради и заучиваю с ребенком названия: «ми, соль, си, ре, фа – на линеечках сидят» /по Артоболевской/. Показываю их запись. Находим эти звуки на клавиатуре. Закрепляем на нотных примерах.

Когда звуки на линеечках ребенком усвоены, аналогично изучаем нотки между линеечками. Когда ноткам на линеечках места «не хватает», то над линейками рисуем «чердачки» - добавочные сверху, а под линейками – «подвальчики» - добавочные снизу. Закрепляем на нотных примерах. Ноты басового ключа изучаем аналогично. Можно использовать стихотворение Артоболевской:
«Там, где соль, си, ре, фа, ля – там басовая земля» /на линеечках/

«Фа, ля до, ми, соль и си - к ноте «до» скорей неси!» /между линеечками/

Можно и другие стихи:

«Фа, ля, до, ми, соль и си – скорее вверх расти»

Необходимо отметить, что изучение нот проходит на протяжении нескольких уроков, и их количество зависит от возможностей ребенка, его памяти. Выученный материал закрепляется на нотном материале в книге, что позволяет ребенку применять выученное на практике.Отмечаем, что «До» - граница меж двух стран – вот какой почет ей дан» /Артоболевская/, находится в обеих странах – царствах на добавочной линеечке. Для более скорого и прочного усвоения ребенком нот, можно сделать музыкальное лото: карточки с записью нот поместить в мешочек. Ребенок достает карточку, определяет ноту, играет ее, кладет на клавишу и т.д. Так в игровой форме дети быстро усваивают сложный материал. Нельзя заниматься с 6-летними детьми на уроке чем-то одним, т.к. недостаточно устойчиво и они устают. И быстрая смена метроритма игры на инструменте, нотной грамоты, воспроизведение по слуху и т.д. дает положительные результаты.

После того, как ребенок усвоил игру 3-м пальцем, подключаем 2-й, ставя его на клавиатуру точно так же. Упражнение «Лесенка»: два пальца, как по ступенькам, шагают от «до» вверх. Рука приподнимается перед каждым звуком. Позже я объясняю, что звуки можно играть раздельно /нон легато/ и связно /легато/. Как только ребенок овладевает игрой хотя бы одним пальцем, необходимо давать ему играть простые песенки. Когда не знает нот, то с показа: это вызывает у ребенка интерес к занятиям.

Длительности нот.

Рассказываю, что нотки могут длиться долго или коротко, т.е. они могут быть разные по длительности. Чтобы было понятней, беру яблоко и даю графическое изображение:


Необходимо напомнить, что с четвертными и восьмыми ребенок немного знаком. Восьмые мы соединяем перекладиной, но еще у них может быть флажок:

Короткая нота /восьмая/ считается на «раз». Считаем, сколько в целой

ноте /яблоке/ половинок, четвертей, восьмых и пишем счет. То же

проделываем с половиной и четвертью. Закрепляем: ребенок должен сыграть ноту заданной длительности, считая. Используем и примеры из книг: ребенок называет и ноты и их длительности и просчитывает.

О размере и такте.

Читаю ребенку стихотворение:

Заинька,

Выйди в сад,

Серенький,

Выйди в сад

Прислушайся, где ты делаешь ударение? Чтобы ответить, прошагай под слова. Ты замечаешь, что шаги твои разные: сначала тяжелый, сильный шаг, потом легкий, слабый. И так постоянно: сильный – слабый, сильный – слабый. Перед сильным шагом долей ставится тактовая черта:

/Заинька,/ выйди в сад,/ серенький,/ выйди в сад. В каждом такте этого стихотворения два шага, две доли, две четверти.

Затем можно сказать ребенку, что как у каждого человека есть размер одежды, так у любой песенки тоже свой размер. Он пишется после ключа на нотном стане. Знакомлю ребенка с размерами

В такте может быть разное количество долей – шагов в зависимости от размера.

Продолжаем играть

Постепенно подключаем к игре 4-й, а позже и 5-й палец. На начальном этапе обучения можно использовать литературу:

«Первые шаги маленького пианиста» сост. Баранова Г., Четвертухина А. В ней даны как упражнения, так и множество простых песенок;

«Малыш за роялем» сост. Лещинская И., Пороцкий В., где так же есть упражнения, легкие пьески и много произведений в 4-е руки для учителя и ученика. Хорош для работы и сборник «Маленькому пианисту» сост. Милич Б.: он полностью рассчитан на детей 6-летнего возраста на весь учебный год.

Повышение и повышение звука. Диез и бемоль.

Уже выученную песенку «ходит зайка по лугу» подберем от клавиши «ре»: одна клавиша «не ладит» с музыкой. Поэтому мы поднимаемся как по лесенке вверх и берем соседнюю черную клавишу – фа диез. Записываем: слева от фа ставим особый знак

– диез он повышает нотку:




Было:

Стало:

После выучиваем песенку «Ладушки»:


и подбираем ее затем от фа. На белых клавишах сыграть не получается, и берем более низкую ми-бемоль.

Знак бемоль также ставится слева от ноты и указывает, что она понижается. Есть еще знак бекар - он отменяет диез и бемоль.

Мир затактов.

Послушай дразнилку:

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не вой, не вой, куплю другой.

Не реви, не реви,

Куплю сухари!

Давай запишем ритмический рисунок этой дразнилки:


Прочитай дразнилку и перед сильной долей поставь тактовую черту. Нетрудно догадаться, сколько долей в такте. Но в самом начале чего-то не хватает; первый такт неполный. Его называют закатом. Он, как будто, стремится к сильной доле следующего такта.

Динамика

При знакомстве с динамическими оттенками в музыке я сравниваю их с оттенками в живописи. У одного цвета может быть несколько оттенков, так и звука может быть разное по силе звучание. Объясняю и записываю в нотной тетради основные музыкальные оттенки:




- громко /форте/




- пиано /тихо/


- не слишком громко /меццо форте/




- не слишком тихо /меццо пиано/

Закрепляем на практике. Необходимо объяснить ребенку, что бывает
усиление звучности /«приближение»/ крещендо




и уменьшение /«удаление»/ диминуэндо

Все это и называется динамическими оттенками.

И снова пауза.

Мы уже говорили о паузе четвертой, которая означает шаг. Нужно рассказать, что паузы по длительности, как и ноты бывают разные:


Счет такой же, как у соответствующих длительностей нот. Пауза означает перерыв в звучании и от того, какая пауза, зависит длительность перерыва.
Лига.

Мы уже знакомились с соединением звуков и знаем, что оно может быть связным /легато/ и раздельным /нон легато/. Но на письме в нотах часто встречается дуга - лига, которая соединяет ноты. Она означает, что ноты играются связно. А если она соединяет звуки одинаковые высоты, то звучание не повторяется, а продолжается.

Упражнение "Кузнечик".

Оно знакомит ребенка с навыком игры стаккато. Вообрази, говорим ребенку, что твои пальцы - 2 и 3й - ножки кузнечика. Оттолкнись этими пальцами - ножками от к.-л. двух клавиш и прыгни на крышку фортепиано или вниз на колени. Потренируйся в таких скачках сначала правой рукой, потом левой. Пусть наш кузнечик научится прыгать и в сторону - вправо и влево по клавиатуре. Прыгая, чуть прогибай запястье и проговаривай:

Прыг, скок - на листок

А потом - на цветок

А потом - на сучок,

Прыг, скок, прыг, скок

Ребенку можно объяснить, что такой прием игры называется стаккато. Для закрепления можно взять соответствующую пьеску.

Заключение

Познание, приобретение и закрепление навыков - процесс последовательный и длительный, и все вышеизложенное вполне достаточно для 1 года обучения. Но нельзя ко всему подходить буквально, и быстрое продвижение ребенка в обучении - не самоцель. Важно, чтобы ребенок понимал изучаемый материал, свободно владел аппаратом. Основой правильного и последовательного обучения должно стать развитие музыкальной грани личности ученика. Очень важно подчинить этой цели все усилия, связанные с приобретением двигательных навыков. В ученике нужно развивать критическое отношение к исполнению даже самых простых произведений, ни в коем случае нельзя форсировать продвижение ученика за счет качества. Несвоевременный переход к быстрым темпам отрицательно сказывается на качестве игры. Неточность движений, небрежная и напряженная игры часто становится причиной как физической, так и психической зажатости. С этими явлениями потом очень трудно бороться. Свободная посадка, удобство и точность движений, музыкальность исполнения - все это способствует пробуждению у ученика интереса к музыке и занятиям на фортепиано, что уже само по себе является важным условием его дальнейших успехов. Основные задачи, которые стоят перед педагогом - это воспитание активного интереса к музыке и инструменту, а так же развитие музыкальных и исполнительских возможностей ученика. Нужно помнить, что в начале обучения закладывается фундамент основных музыкальных и пианистических навыков, поэтому с самого начала следует приучать ребенка к слуховому самоконтролю и параллельно с этим заботиться о том, чтобы приемы звукоизвлечения и двигательные навыки служили выполнению музыкальных задач. С первых шагов нужно стремиться воспитывать свободу пианистического аппарата, помочь ребенку ощутить взаимосвязь всех звеньев руки. Нельзя рассчитывать только на музыкальную интуицию и приспосабливаемость ученика к инструменту; часто необходимо использовать метод показа. Педагог может также, мягко придерживая руку ученика, корректировать ее движения. Первые прикосновения к клавиатуре зачастую становятся решающими в последующей работе по преодолению пианистических трудностей.

Список использованной литературы:

1. Первые шаги маленького пианиста. сост.Г.Баранова, А.Четверухина

2. Малыш за роялем. сост. И.Лещинская, В.Пороцкий

3. Маленькому пианисту. сост. Б.Милич

4. Первые шаги в музыке. А.Артоболевская.