Главная страница


Пояснительная записка Рабочая программа базового курса «Информатика и икт»



Скачать 351.92 Kb.
НазваниеПояснительная записка Рабочая программа базового курса «Информатика и икт»
Дата13.04.2016
Размер351.92 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой (https://metodist.lbz.ru).
Цели программы:

  • изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.


Задачи программы:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

№ урока по теме

Дата

Тема урока

Тип урока

Компетенции

Формы и методы работы

Подготовка к ГИА

Домаш. задание

план

факт

9аб Математические основы информатики (12 часов)



1

2.09




Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Урок обобщения и систематизации знаний

Сознательное выполнение ТБ и ПП.

Забота о собственном здоровье. Выяснение пробелов знаний

Лекция




Повторить правила ТБ



1

5.09




Общие сведения о системах счисления

Изучение нового материала

Знать общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; уметь определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи

Лекция

1.1.3

Прочитать

§ 1.1




2

9.09




Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Изучение нового материала

Знать алгоритмы перевода небольших десятичных чисел в

двоичную систему счисления и наоборот, уметь выполнять арифметические операции над небольшими двоичными числами

Лекция, демонстрация

1.1.3

Прочитать

§ 1.1



3

12.09




Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

Комбинированный урок

Знать алгоритмы перевода в различных системах счисления

Лекция, демонстрация

1.1.3

Прочитать

§ 1.1



4

16.09




Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.

Изучение нового материала

Знать алгоритмы перевода небольших десятичных чисел в

систему счисления с произвольным основанием

Демонстрация, самостоятельная работа

1.1.3

Прочитать

§ 1.1



5

19.09




Представление целых чисел. Входной контроль.

Комбинированный урок

Знать о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд)

Лекция, демонстрация

1.1.3

Прочитать

§ 1.2



6

23.09




Представление вещественных чисел

Комбинированный урок

Иметь представление о научной (экспоненциальной) форме записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой

Лекция, демонстрация

1.1.3

Прочитать

§ 1.2



7

26.09




Высказывание. Логические операции.

Изучение нового материала

Иметь представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как еѐ объекте, об операциях над высказываниями

Лекция, демонстрация

1.3.3

Прочитать

§ 1.3



8

30.09




Построение таблиц истинности для логических выражений

Комбинированный урок

Уметь составлять таблицу истинности для логического выражения

Лекция, демонстрация

1.3.3

Прочитать

§ 1.3



9

3.10




Свойства логических операций.

Комбинированный урок

Знать о свойствах логических операций (законах алгебры логики)

Лекция, демонстрация

1.3.3

Прочитать

§ 1.3



10

7.10




Решение логических задач

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь составлять и преобразовывать логические выражения в соответствии с логическими законами

Демонстрация, самостоятельная работа

1.3.3

Прочитать

§ 1.3



11

10.10




Логические элементы

Комбинированный урок

Знать о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах

Лекция, демонстрация

1.3.3

Прочитать

§ 1.3



12

14.10




Контрольная работа «Математические основы информатики».

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь записыватьи преобразования логических выражений с операциями И, ИЛИ, НЕ.

Контрольная работа




Прочитать

§ 1.1-1.3


Моделирование и формализация (8 часов)



1

17,10




Моделирование как метод познания

Изучение нового материала

Различать натурные и информационные модели, знать этапы моделирования


Лекция, демонстрация

1.1.2

Прочитать

§ 2.1



2

21,10




ТБ.ПР: Знаковые модели

Комбинированный урок

Уметь строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);


Лекция, демонстрация, практическая работа

1.1.2

Прочитать

§ 2.2



3

24,10




ТБ.ПР:Графические модели

(конец четверти)

Комбинированный урок

Уметь преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;


Лекция, демонстрация, практическая работа

2.6.3

Прочитать

§ 2.3



4

7,11




ТБ.ПР:Табличные модели База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

Комбинированный урок

Уметь строить табличные модели


Лекция, демонстрация, практическая работа

2.6.3

Прочитать

§ 2.4



6

11,11




ТБ.ПР:Система управления базами данных

Комбинированный урок

Уметь создавать однотабличные базы данных;


Демонстрация, объяснение прак.работы

2.3.2

Прочитать

§ 2.6



7

14,11




ТБ.ПР:Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

Комбинированный урок

Уметь осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Демонстрация, объяснение прак.работы

2.3.2

Прочитать

§ 2.6



8

18,11




Контрольная работа «Моделирование и формализация».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь работать с готовой БД

Контрольная работа




Прочитать

§ 2.1-2.6

Основы алгоритмизации (12 часов)



1

21,11




Алгоритмы и исполнители

Изучение нового материала

Знать понятие «алгоритм», «исполнитель», свойства алгоритма

Лекция, демонстрация

1.3.1

Прочитать

§ 3.1



2

25,11




Способы записи алгоритмов

Изучение нового материала

Знать способы записи алгоритма

Лекция, демонстрация

1.3.1

Прочитать

§ 3.2



3

28,11




Объекты алгоритмов

Комбинированный урок

Знать объекты алгоритмов

Лекция, демонстрация

1.3.1

Прочитать

§ 3.3



4

2,12




ТБ.ПР:Алгоритмическая конструкция «следование».

Изучение нового материала

Уметь строить конструкцию «следование».

Лекция, демонстрация, практическая работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 3.4



5

5,12




ТБ.ПР:Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.

Изучение нового материала

Уметь строить конструкцию «ветвление».

Лекция, демонстрация, практическая работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 3.4



6

9,12




ТБ.ПР:Сокращённая форма ветвления.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь строить сокращенную форму конструкции «ветвление».

Лекция, демонстрация, практическая работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 3.4



7

12,12




ТБ.ПР: Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

Изучение нового материала

Уметь строить конструкцию «повторение».

Лекция, демонстрация, практическая работа

1.3.1

Прочитать

§ 3.4



8







ТБ.ПР:Цикл с заданным условием окончания работы.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь строить цикл с заданным условием окончания работы.

Лекция, демонстрация, практическая работа

1.3.1

Прочитать

§ 3.4



9







ТБ.ПР:Цикл с заданным числом повторений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь строить цикл с заданным числом повторений.

Лекция, демонстрация, практическая работа

1.3.1

Прочитать

§ 3.4



10







ТБ.ПР:Конструирование алгоритмов

Урок обобщения и систематизации знаний. Применение знаний на практике

Уметь строить алгоритм с использованием различных алгоритмических конструкций

практическая работа

1.3.1

Прочитать

§ 3.5



11







Алгоритмы управления

Изучение нового материала

Знать алгоритмы управления

Лекция, демонстрация

1.3.1

Прочитать

§ 3.6



12







Контрольная работа «Основы алгоритмизации».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь решать задачи с использованием различных алгоритмических конструкций

Контрольная работа




Прочитать

§ 3.1-3.6

Начала программирования (16 часов)



1







Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изучение нового материала

Знать основные сведения о языке программирования Паскаль, синтаксис языка, уметь ориентироваться в окне приложения

Лекция, демонстрация

1.3.1

Прочитать

§ 4.1



2







ТБ.ПР:Организация ввода и вывода данных

Изучение нового материала

Знать операторы ввода-вывода, уметь записывать в среде программирования

Лекция, демонстрация, практ.работа

1.3.1

Прочитать

§ 4.2



3







Программирование как этап решения задачи на компьютере

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать основные этапы решения задач на ЭВМ

Лекция, демонстрация

1.3.1

Прочитать

§ 4.3



4







ТБ.ПР:Программирование линейных алгоритмов

Комбинированный урок

Уметь строить линейный алгоритм на ЯП Паскаль

Лекция, демонстрация, практ.работа

1.3.1

Прочитать

§ 4.3



5







ТБ.ПР:Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

Комбинированный урок

Уметь строить разветвляющийся линейный алгоритм на ЯП Паскаль

Лекция, демонстрация, практ.работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.4



6







ТБ.ПР:Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

Комбинированный урок

Знать способы записи ветвлений

Лекция, демонстрация, практ.работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.5



7







ТБ.ПР:Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

Комбинированный урок

Уметь строить циклы с заданным условием продолжения работы на ЯП Паскаль

Лекция, демонстрация, практ.работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.6



8







ТБ.ПР:Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

Комбинированный урок

Уметь строить циклы с заданным условием окончания работы на ЯП Паскаль

Лекция, демонстрация, практ.работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.6



9







ТБ.ПР:Программирование циклов с заданным числом повторений.

Комбинированный урок

Уметь строить циклы с заданным числом повторений на ЯП Паскаль

Лекция, демонстрация, практ.работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.6



10







ТБ.ПР:Различные варианты программирования циклического алгоритма.

Комбинированный урок

Знать различные варианты программирования циклического алгоритма.

Лекция, демонстрация,

практ.работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.6



11







ТБ.ПР:Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

Комбинированный урок

Знать понятия «массив», уметь задавать и выводить массив на экран

Лекция, демонстрация,

практ.работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.7



12







ТБ.ПР:Вычисление суммы элементов массива

Комбинированный урок

Уметь вычислять сумму элементов массива

Демонстрация, практическая работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.7



13







ТБ.ПР:Последовательный поиск в массиве

Комбинированный урок

Уметь выполнять последовательный поиск в массиве

Демонстрация, практическая работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.7



14







ТБ.ПР:Сортировка массива

Комбинированный урок

Уметь сортировать массив

Демонстрация, практическая работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.7



15







ТБ.ПР:Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

Комбинированный урок

Знать вспомогательные алгоритмы ЯП Паскаль

Демонстрация, практическая работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.8



16







Контрольная работа «Начала программирования».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь самостоятельно набирать программы с различными алгоритмическими конструкциями

Контрольная работа

1.3.1/

1.3.2

Прочитать

§ 4.1-4.8



Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов)



1







Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

Изучение нового материала


Знать основные сведения о ЭТ, структуре ЭТ, типов данных в ячейках, режимах работы

Лекция, демонстрация, объяснение практической работы

2.3.2/

2.6.1/

2.6.2/

2.6.3

Прочитать

§ 5.1



2







ТБ.ПР:Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Комбинированный урок


Уметь записывать формулы, знать способы записи ссылок

Лекция, демонстрация, практич.работа

2.3.2/

2.6.1/

2.6.2/

2.6.3

Прочитать

§ 5.2



3







ТБ.ПР:Встроенные функции. Логические функции.

Комбинированный урок


Уметь пользоваться встроенными функциями, уметь применять логические функции

Лекция, демонстрация, практич.работа

2.3.2/

2.6.1/

2.6.2/

2.6.3

Прочитать

§ 5.2



4







ТБ.ПР:Сортировка и поиск данных.

Комбинированный урок


Уметь применять сортировку

Лекция, демонстрация, практич.работа

2.3.2/

2.6.1/

2.6.2/

2.6.3

Прочитать

§ 5.3



5







ТБ.ПР:Построение диаграмм и графиков.

Комбинированный урок


Уметь строить графики и диаграммы разных типов

Лекция, демонстрация, практич.работа

2.3.2/

2.6.1/

2.6.2/

2.6.3

Прочитать

§ 5.3



6







Контрольная работа «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь работать с готовой ЭТ, вносить в нее изменения

Контрольная работа




Прочитать

§ 5.1-5.3

Коммуникационные технологии (10 часов)



1







Локальные и глобальные компьютерные сети

Изучение нового материала


Знать основные топологии сетей, уметь различать сети по характеристикам

Лекция, демонстрация

2.7.2

2.7.3

2.4.1

Прочитать

§ 6.1



2







Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера.

Комбинированный урок


Знать, что такое IP-адрес компьютера

Лекция, демонстрация

2.7.2

2.7.3

2.4.1

Прочитать

§ 6.2



3







Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

Комбинированный урок


Знать доменную систему имен в Интернет, протоколы данных

Лекция, демонстрация

2.7.2

2.7.3

2.4.1

Прочитать

§ 6.2



4







ТБ.ПР:Всемирная паутина. Файловые архивы.

Комбинированный урок


Уметь проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций

Лекция, демонстрация,

практическая работа

2.7.2

2.7.3

2.4.1

Прочитать

§ 6.3



5







ТБ.ПР:Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

Комбинированный урок


Понимание необходимости соблюдения правовых и этических норм при работе в Интернет

Лекция, демонстрация, практическая работа

2.7.2

2.7.3

2.4.1

Прочитать

§ 6.3



6







ТБ.ПР:Технологии создания сайта.

Изучение нового материала


Знать основные приемы создания сайта при помощи конструкторов (шаблонов)

Объяснение практической работы

2.7.2

2.7.3

2.4.1

Прочитать

§ 6.4



7







ТБ.ПР:Содержание и структура сайта.

Комбинированный урок


Уметь создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты

Демонстрация, практическая работа

2.7.2

2.7.3

2.4.1

Прочитать

§ 6.4



8







ТБ.ПР:Оформление сайта.

Комбинированный урок


Заполнение сайта информацией

Практическая работа

2.7.2

2.7.3

2.4.1

Прочитать

§ 6.4



9







ТБ.ПР:Размещение сайта в Интернете.

Комбинированный урок


Знать основные технологии размещения сайта в Интернете.

Практическая работа

2.7.2

2.7.3

2.4.1

Прочитать

§ 6.4



10







Контрольная работа «Коммуникационные технологии».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь работать с поиском информации в WWW, уметь определять скорость передачи и количество переданной информации при помощи КС

Контрольная работа




Прочитать

§ 6.1-6.4


Итоговое повторение (3 часов)



1







Основные понятия курса.

Урок обобщения и систематизации знаний.




Беседа, демонстрация

Решение демо-версий

Повторить записи в тетради



3







Повторение. Подготовка к тесту.

Урок повторения




Беседа, демонстрация.

Решение демо-версий

Повторить записи в тетради



4







Итоговое тестирование

Урок повторения




Контрольная работа

Решение демо-версий

Повторить записи в тетради