Главная страница


Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык»



НазваниеПояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык»
страница1/2
О.В. Афанасьевой
Дата13.04.2016
Размер0.5 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса (далее-Рабочая программа) к УМК О.В. Афанасьевой «Английский язык», составлена на основе ФГОС НОО (2009г.) , авторской программы О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 2-4 классов «Английский язык», Дрофа , 2013, Примерной программы по иностранному языку. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а также дано описание основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), обеспечивающих достижение образовательных результатов.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение английскому языку в начальной школе строится на основе преимущественного использования ак­тивных и интерактивных форм работы, призванных не толь­ко способствовать коммуникативному развитию школьника, но и создавать условия для развития его свободы в общении на английском языке и в деятельности с помощью этого язы­ка, его положительных эмоций и позитивного настроения.

Учебный процесс призван развить у школьников на до­ступном для них уровне системные языковые представления об английском языке, расширить их лингвистический кру­гозор, приобщить их к новому для них миру, развить их эмо­ционально-чувственную сферу, а также познавательные и креативные способности. При этом их новый социаль­но-коммуникативный опыт приобретается ими средствами игры, драматизации, фольклора, песни, моделирования ти­пичных и адекватных возрасту жизненных ситуаций, а так­же в ходе групповой и проектной работы.

Большое значение на начальном этапе играют:

  • Обязательность повторения фонетического, орфографического, лексического и грамматического материала;

  • постепенное нарастание сложности изучаемого материала;

  • взаимосвязь и единство фонетического, орфографического, лексического, грамматического, аудитивного аспектов;

  • ориентация на современный английский литературный язык в его британском варианте;

  • многообразие типов упражнений, развивающих творче­ский потенциал учащихся;

  • коммуникативно-когнитивная направленность всех компонентов.

Цели обучения английскому языку

Иностранный язык как учебный предмет, наряду с русским языком, родным языком и литературным чтением, входит в предметную область «Филология». Основными зада­чами реализации ее содержания согласно ФГОС начального общего образования являются:

  1. приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освое­ ние правил речевого и неречевого поведения;

  2. освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке; расширение
    лингвистического кругозора;

  3. формирование дружелюбного отношения и толерант­ности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским
    фольклором и доступными образцами детской художествен­ной литературы.

Интегративной целью обучения английскому языку в учеб­ных комплексах серии "Rainbow English" является форми­рование элементарной коммуникативной компетенции в со­вокупности пяти ее составляющих: речевой, языковой, со­циокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной компетенций. Элементарная коммуникативная компетен­ция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в со­ответствующих его жизненному опыту ситуациях. Элемен­тарное общение на английском языке в начальной школе возможно при условии достижения учащимися достаточного уровня владения:

  • речевой компетенцией — готовностью и способностью осуществлять элементарное межкультурное общение в четы­рех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме);

языковой компетенцией — готовностью и способностью применять языковые знания (фонетические, орфографиче­ские, лексические, грамматические) и навыки оперирова­
ния ими для выражения коммуникативного намерения в со­ответствии с темами, сферами и ситуациями общения, пред ставленными в Примерной программе по иностранному языку для начальной школы;

  • социокультурной компетенцией — готовностью и спо­собностью учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам
    учащихся начальной школы;

  • компенсаторной компетенцией — готовностью и способ­ностью выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языко­вых средств;

учебно-познавательной компетенцией — готовностью и способностью осуществлять самостоятельное изучение иностранных языков, в том числе с использованием совре­менных информационных технологий, владением элемен­
тарными универсальными учебными умениями.

Коммуникативная цель. Коммуникативная цель являет­ся ведущей на уроках английского языка на основе учеб­но-методических комплексов серии "Rainbow English". Од­нако в процессе ее реализации осуществляется воспитание, общее и филологическое образование и личностное развитие школьников.

Воспитательная цель. В процессе соизучения языков и культур, общепринятых человеческих и базовых нацио­нальных ценностей, представленных в содержании учебни­ков, осуществляется духовно-нравственное воспитание млад­ших школьников, предусматривающее принятие ими мораль­ных норм и нравственных установок. Благодаря совместной деятельности, межличностному общению формируется эмо­ционально-оценочное отношение к миру, развивается культу­ра общения.

Образовательная цель. Использование иностранного язы­ка как средства получения информации способствует расши­рению общего кругозора младших школьников, достиже­нию образовательной цели. Наряду с общим образованием (приобретением знаний об окружающей их действитель­ности посредством иностранного языка) младшие школьни­ки расширяют свой филологический кругозор, знакомятся с новыми лингвистическими явлениями и понятиями.

Развивающая цель. Процесс изучения английского языка организован таким образом, что он способствует развитию ин­теллектуальных и познавательных способностей младших школьников, которые учатся воспринимать, запоминать, ос мысливать новую информацию. В процессе участия в моде­лированных ситуациях общения, ролевых играх у младших школьников развиваются речевые способности, личностные качества, а также творческое мышление и воображение.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа по английскому языку для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

3. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  1. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. 3189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);

  2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ г. Шахты «Лицей № 26»

  3. Учебный план МБОУ г. Шахты «Лицей № 26» на 2015-2016 уч. год.

  4. Сборник нормативных документов. Иностранный язык/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.

  5. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык./ Сборник нормативных документов. Иностранный язык/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.- С.92-112.

10. УМК О.В. Афанасьевой «Английский язык» Дрофа , 2013

Место и роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

Согласно концепции коммуникативного обучения, интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения ИК. Интеллектуальная нагруженность достигается за счет информативной насыщенности уроков. Каждый раздел цикла познавательный и сталкивает альтернативные мнения, создавая тем самым условия для взаимообогащающего общения.

В то же время обучение английскому языку в начальной школе по предлагаемым учебно-методическим комплексам закладывает основу для последующего формирования уни­версальных учебных действий. Учащимися впервые осознаются суть, смысл и ценность учебной деятельности. Младшие школьники учатся овладевать знаниями, самостоятельно ра­ботать над языком, что является основой для последующего саморазвития и самосовершенствования и эффективности процесса школьного иноязычного образования.

Место предмета в учебном плане лицея

Настоящая программа предусматривает изучение англий­ского языка в начальной школе (2—4 классы) общеобразова­тельных организаций. Всего на изучение английского языка отводится 204 учебных часа, соответственно по 68 часов еже­годно.

Содержание учебной программы

Содержание обучения включает следующие компоненты:

  1. сферы общения (темы, ситуации, тексты);

  2. навыки и умения коммуникативной компетенции:

  • речевая компетенция (умения аудирования, чтения,говорения, письменной речи на начальном уровне);

  • языковая компетенция (лексические, грамматические,лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими на начальном уровне);

  • социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения на начальном уровне);

  • учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы);

  • компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения).

Тематическое планирование (68 часов)

Предметное содержание

Тематика общения

Количество часов

1.  Знакомство, основные элементы речевого этикета

Политкорректность

при характеристике людей, предметов

или явлений

2

2. Я и моя семья

Семейные увлечения. Возраст членов семьи. Что мы делаем хорошо, плохо,

не умеем делать. День рождения и подарки. Выходные дни

7

3. Мир вокруг нас. Природа. Времена года

Время. Местоположение предме тов в пространстве. Физические характеристики предметов. Цветовая палитра

мира. Дикие животные разных континентов. Времена года и погода, их описание. Названия месяцев. Красота окружающего мира

23

4. Мир увлечений, досуг

Спортивные игры в разные дни недели и времена года. То, что мы любим и не любим. Времяпрепровождение сказочных персонажей. Пикник. Излюбленные места отдыха англичан. Любимые занятия на отдыхе. Любимые фильмы. Планы на выходные


7

5. Городские здания, дом, жилище

Моя комната. Предметы серви ровки стола.

Загородный дом


3

6. Школа, каникулы



Школьный день. Школьные

друзья. Настоящий друг. Предметы

школьного обихода


3

7. Человек и его мир

Возраст человека. Физические характеристики человека. Адрес,

телефон. Профессиональная

деятельность

7

8. Здоровье и еда

Самочувствие человека. Фрукты

2

9. Города и страны. Страны изучаемого языка. Родная страна

Континенты. Названия некоторых европейских языков. Названия государств,

их флаги. Отдельные достопримечательности России, Британии, Франции.

Символы стран

2

Планируемые результаты

Работа по учебно-методическим комплексам "Rain­bow English" призвана обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

В результате изучения английского языка в начальной школе у учащихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости английского языка в жизни современного человека и его важности для совре­менного поликультурного мира. Школьники приобретают начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают лич­ностный смысл овладения иностранным языком. Содержа­ние учебно-методических комплексов "Rainbow English" по­зволяет заложить основы коммуникативной культуры у младших школьников. Они учатся самостоятельно ставить и решать личностно-значимые коммуникативные задачи, при этом адекватно используя имеющиеся речевые и нерече­вые средства, соблюдая речевой этикет. Содержание обуче­ния представлено в учебно-методических комплексах зани­мательно и наглядно, с учетом возрастных особенностей младших школьников. Работа по УМК данной серии будет способствовать дальнейшему формированию у учащихся ин­тереса к английскому языку, к истории и культуре страны изучаемого языка. Это будет способствовать развитию позна­вательных мотивов, поможет усилить желание изучать ино­странный язык в будущем.

Метапредметные результаты

Деятельностный характер освоения содержания учебно-методических комплексов серии "Rainbow English" способ­ствует достижению метапредметных результатов, то есть формированию универсальных учебных действий. Разделы учебников «Учимся самостоятельно» развивают умение учиться, приучают самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию при сравнении планируемого и полученного результатов. Способы презентации нового языкового материала показы­вают учащимся, каким образом необходимо структуриро­вать новые знания, анализировать объекты с целью выделе­ния существенных признаков и синтезировать информацию, самостоятельно выстраивая целое на основе имеющихся компонентов. Однако наибольшее внимание в данных учеб­но-методических комплексах уделяется развитию коммуни­кативных универсальных учебных действий, а именно: фор­мированию умения с достаточной полнотой и точностью вы­ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладению монологической и диалогиче­ской формами речи, инициативному сотрудничеству рече­вых партнеров при сборе и обсуждении информации, управ­лению своим речевым поведением.

Предметные результаты

Основными предметными результатами освоения предла­гаемой рабочей программы являются: формирование ино­язычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и письменной речи и аудировании; приобретение учащимися знаний о фонетической, лексической, граммати­ческой и орфографической сторонах речи и навыков опери­рования данными знаниями; знакомство с общими сведе­ниями о странах изучаемого языка.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в бал­лах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практичес­ких работ.

Ожидается, что выпускники начальной школы смогут де­монстрировать следующие результаты в освоении иностран­ного языка.

Речевая компетенция Говорение

Выпускник научится:

  • участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диа­логе-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;

  • составлять небольшое описание предмета, картинки,персонажа;

  • рассказывать о себе, своей семье, друге;

  • кратко излагать содержание прочитанного текста.

Выпускник научится:

  • понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально / невербально реаги­ровать на услышанное;

  • понимать основное содержание небольших сообщений,рассказов, сказок в аудиозаписи, построенных в основном на знакомом языковом материале;

  • использовать зрительные опоры при восприятии на слух
    текстов, содержащих незнакомые слова.

Чтение

Выпускник научится:

  • соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;

  • читать вслух небольшой текст, построенный на изучен­ном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

  • читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом ма­териале;

  • находить в тексте необходимую информацию в процессе чтения.

Письмо и письменная речь

Выпускник научится:

  • выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

  • в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;

  • писать поздравительную открытку (с опорой на образец);

  • писать по образцу краткое письмо зарубежному другу (с опорой на образец).

Языковая компетенция

Графика, каллиграфия, орфография

Выпускник начальной школы научится:

  • воспроизводить графически и каллиграфически кор­ректно все буквы английского алфавита (полупечатное напи­сание букв, буквосочетаний, слов); устанавливать звуко-бук-
    венные соответствия;

  • пользоваться английским алфавитом, знать последова­тельность букв в нем;

  • списывать текст;

  • отличать буквы от знаков транскрипции; вычленять значок апострофа;

  • сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка;

  • группировать слова в соответствии с изученными прави­лами чтения;

  • оформлять орфографически наиболее употребительные слова (активный словарь).

Фонетическая сторона речи

Выпускник научится:

  • различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков (долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звон­
    ких согласных в конце слова, отсутствие смягчения соглас­ных перед гласными);

  • находить в тексте слова с заданным звуком;

  • вычленять дифтонги;

  • соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе, не ставить ударение на служебных словах (артиклях,предлогах, союзах);

  • соблюдать основные ритмико-интонационные особен­ности предложений (повествовательное, побудительное, об­щий и специальные вопросы);

  • членить предложения на смысловые группы и интонационно оформлять их;

  • различать коммуникативные типы предложений по интонации;

  • соотносить изучаемые слова с их транскрипционным изображением.

Лексическая сторона речи

Выпускник научится:

  • узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы (приблизительно в объеме 500 единиц), обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в соответствии
    с коммуникативной задачей;

  • использовать в речи простейшие устойчивые словосоче­тания, речевые клише, оценочную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;

  • использовать в речи элементы речевого этикета, отра­жающие культуру страны изучаемого языка;



  • узнавать простые словообразовательные деривационные элементы (суффиксы: -er, -teen, -y, -ty, -th, -ful, префикс un);

  • узнавать сложные слова, определять значение незнако­мых сложных слов по значению составляющих их основ (bedroom, apple tree, etc);

  • узнавать конверсивы, выводить их значение (chocolate —chocolate cake, water — to water);

• опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования.

Грамматическая сторона речи

Выпускник научится:

  • использовать в речи основные коммуникативные типы предложений (повествовательное, побудительное, вопроси­тельное), соблюдая правильный порядок слов;

  • оперировать вопросительными словами (who, what,when, where, why, how) в продуктивных видах речевой де­ятельности (говорении и письме);

  • оперировать в речи отрицательными предложениями;

  • формулировать простые (нераспространенные и распро­страненные) предложения, предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения;

  • оперировать в речи сказуемыми разного типа: а) простым глагольным (He reads); б) составным именным (He is a pupil. He is ten.); составным глагольным (I can swim. I like to swim.);

  • оперировать в речи безличными предложениями (It is spring.);

  • образовывать формы единственного и множественного числа существительных, включая случаи man — men, wo­man — women, mouse — mice, fish — fish, deer — deer,sheep — sheep, goose — geese;

  • использовать в речи притяжательный падеж имен суще­ствительных ;

  • использовать прилагательные в положительной, сравни­тельной и превосходной степенях сравнения, включая и супп­летивные формы (good — better — best; bad — worse — worst);

  • выражать коммуникативные намерения с использовани­ем грамматических форм present simple, future simple, past simple (включая правильные и неправильные глаголы) —оборота to be going to, конструкции there is/there are, конст­рукции I'd like to... модальных глаголов can и must;

  • использовать вспомогательные глаголы to be и to do для построения необходимых вопросительных, отрицательных конструкций;

  • оперировать в речи наречиями времени (always, often,sometimes, never, usually, yesterday, tomorrow), степени и об­ раза действия (very, well, badly, much, little);

  • использовать наиболее употребительные предлоги для обозначения временных и пространственных соответствий (by, on, in, at, behind, in front of, with, from, of, into);

использовать в речи личные, указательные, притяжа­тельные и некоторые неопределенные местоимения.
  1   2