Главная страница


Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности



Скачать 463.63 Kb.
НазваниеПричины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности
страница2/3
Дата24.08.2016
Размер463.63 Kb.
ТипДокументы
1   2   3

КИТ 1
Ощущение самостоятельности поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»


Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Техника «Проблемные вопросы»

Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:

 

+



?

Я это знал(а)

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал(а)

Я хочу об этом узнать побольше

От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.

КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)


— Почему ты ходишь в школу?

Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

КИТ 3
Ощущение компетентности:
«У меня это получается, я понял, я умею!»


Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей.

Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.

 Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

        Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

        Уверенность в себе;

        Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

        Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

        Потребность и возможность в самовыражении,

        Принятие и одобрение значимыми людьми;

        Актуализация творческой позиции;

        Осознание значимости происходящего для себя и других;

        Потребность в социальном признании;

        Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

        Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом. Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью учащихся на данном уроке, применительно именно к этому содержанию .Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию. Она наиболее распространена и чаще используется на уроках.

Между тем, известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется.

Вместе с тем, внутренняя мотивация личностно-значима, индивидуальна: то, что для одного ученика очень важно, другого может абсолютно не стимулировать к активности. Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление школьников, то нетрудно сделать вывод о том, что при формировании внутренней мотивации учения важно опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.

При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащихся.
 Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам


Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы

II. Интересные предметы

Предмет 
Причина 
Предмет  
Причина

Ответы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

1.      Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

2.      Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

3.      Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

4.      Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

5.      Этот предмет учит разбираться в жизни.

6.      Этот предмет считают значимым мои родители.

7.      Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

8.      Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

1.      Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.

2.      Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

3.      Интересно выяснять причины событий.

4.      Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

5.      Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

6.      Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

7.      Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

8.      Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.

9.      Интересно, так как этот предмет дается мне легко.

10.   Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

11.   Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

12.   Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения


Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.

Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.

1.      Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

2.      Хочу закончить школу и учиться дальше 

3.      Понимаю, что знания мне нужны для будущего

4.      Хочу быть культурным и развитым человеком 

5.      Хочу получать хорошие отметки

6.      Хочу получать одобрение родителей

7.      Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

8.      Хочу быть лучшим учеником в классе

9.      Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

10.   Хочу занять достойное место среди лучших в классе

11.   Мне нравится учиться

12.   Люблю узнавать новое

13.   Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей

14.   Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности

15.   Люблю уроки, на которых можно рассуждать

16.   Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.   

Мотивы обучения:

  мотив долга и ответственности – № 1;

  мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;

  мотивы собственного благополучия – № 5–7;

  мотивы престижности – № 8–10;

  мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;

  мотивы отношения к процессу учения – № 14–16. 
Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам


Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых 
в школе предметов.

Предмет 

  Информатика

  Астрономия

  Экология

  Физкультура

  ОБЖ

  Черчение

  Экономика

  Общество­знание

  Математика

Мотивы:

  Интересное содержание предмета 

  Интересное преподавание

  Предмет имеет практическое значение

  Уважаю учителя

  Хотел бы получать дополнительные знания

Пытаясь применить выше изложенное , проект урока-исследования в 8 классе по теме “Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление” получился следующим.

Данный урок проводился в начале второго полугодия. К моменту изучения данной темы, ребята знали: понятие электрического тока; напряжения, силы тока, их единицы измерения; приборы для измерения силы тока и напряжения; правила пользования амперметром и вольтметром; умели решать расчетные, качественные и экспериментальные задачи; умели чертить схемы электрических цепей и читать их и т.д. Новая тема полностью базировалась на имеющихся знаниях ребят.

Изучение новой темы осуществлялся на основе демонстрационных опытов.

На уроке были сделаны попытки активного включения детей в различные виды деятельности. На этапе актуализации знаний проверялись ЗУН и активизировалась мыслительная деятельность практически на всех этапах урока. На протяжении всего урока фиксировались затруднения в индивидуальной деятельности ребят.

На уроке постоянно ребята находили пути выхода из затруднительных ситуации выдвигая предположения. Свои гипотезы ребята предлагали проверять разными способами: теоретически и экспериментально.

На уроке постоянно старалась подводить детей к «открытию» новых знаний с помощью подводящего и побуждающего диалога. На протяжении всего урока использовался демонстрационный эксперимент достаточно понятной и доступной форме для учеников.

На уроке четко была осуществлена межпредметная связь с математикой. Математические познания ребят помогли при построении графика зависимости силы тока от напряжения, устанавливать прямую пропорциональную зависимость между силой тока и напряжением и т.д.

На уроке со стороны ребят наблюдался высокий уровень мотивации к учебной деятельности: стремление больше узнать, интерес к уроку, радость от активности, интерес к изучаемой теме.

Также на уроке использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого мышления : методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, свобода творчества и т.д.);

активные методы (ученики в роли учителя, дискуссия, работа в парах и др.);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Использовались различные виды преподавания(словесный, наглядный,

самостоятельная работа и др) и различные виды учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, наблюдение за результатами опытов, ответы на вопросы, решение задач, и т. д. )
Цели: показать зависимость силы тока от напряжения;

доказать, что сила тока не только зависит от напряжения, но и от сопротивления;

ввести понятие сопротивления проводника;

объяснить причины сопротивления проводника с точки зрения электронной проводимости металлов;

ввести единицы измерения сопротивления;

знать зависимость между силой тока и напряжением;

знать, что сила тока зависит не только от напряжения, но и от сопротивления проводника; знать единицы измерения сопротивления; знать причины сопротивления проводника; знать, что сопротивление проводника является электрической характеристикой самого проводника;

уметь объяснять, с точки зрения электронной проводимости металлов, причину сопротивления проводника;

знать, что сопротивление проводника является электрической характеристикой самого проводника;

привить самостоятельность в поиске новых знаний;

при поиске новых знаний, развить познавательную активность ребят.

Опыты.

1. Собирают электрическую цепь, состоящую из регулируемого источника, резистора, амперметра, ключа и вольтметра. При изменении напряжения между концами резистора изменяется сила тока в цепи.

Вывод. Сила тока зависит от напряжения. Сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению. I~U.

2. В установке опыта 1 заменяю резистор на другой, из другого металла. Повторяя опыт при фиксированном значении напряжения, показываю, что сила тока не только зависит от напряжения, но и от рода вещества, из которого изготовлен проводник.

Вывод. Сила тока зависит не только от напряжения, но и от рода вещества. Зависимость силы тока от рода вещества характеризуется сопротивлением. Разные вещества обладают разным сопротивлением.

Ход урока.

1. Включение детей в деятельность.(30с)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

На данном этапе проверяется готовность ребят к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть на очередном уроке.

Ребята, сегодня на уроке присутствуют гости. Надеюсь, что вы проявите свое гостеприимство своей самой активной деятельностью. Хотя в этом я не сомневаюсь.

2. Актуализация знаний умений и навыков.

Форма работы – фронтальная.

Цель фронтальной беседы: готовность мышления к построению нового способа действий.

На данном этапе воспроизводится ЗУН, достаточные для построения нового способа действий.

На данном этапе проверяется: соответствие заданий содержательной установке урока; свободное владение детьми предложенным содержанием.

Вопросы для фронтальной беседы.

1) Что такое сила тока?

2) По какой формуле находится сила тока?

3) В каких единицах измеряется сила тока?

4) Что характеризует сила тока?

5) С помощью какого прибора измеряется сила тока?

6) Что такое напряжение?

7) По какой формуле находится напряжение?

8) В каких единицах измеряется напряжение?

9) Что характеризует напряжение?

10) С помощью какого прибора измеряется напряжение?

Перехожу к следующему этапу урока.
1   2   3