Главная страница

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности



Скачать 463.63 Kb.
НазваниеПричины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности
страница1/3
Дата24.08.2016
Размер463.63 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности.

 

Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

В то время как может он просто влюбиться.

И в мыслях в другие миры улететь?

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

а главное – просто ребёнка любить.

 Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь. Кому-то от волнения на уроке становится плохо и он испытывает приступы тошноты, кто-то теряет сознание от страха. Кто-то опаздывает на уроки, кто-то не приходит на занятия вообще, прогуливают уроки, находят себе друзей вне школы и нередко попадают под влияние дурной компании.

Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти ученики страдают от одной и той же проблемы — плохой успеваемости в школе, которая в свою очередь является результатом низкой учебной мотивации или отсутствия таковой совсем.

 Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность и побуждающий ученика учиться. Самый простой её пример (известный всем) – ослик и морковка.
Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

 Ребенок, который с радостью ходит в школу, учится с интересом, - мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учится у большинства пропадает. 

В школе можно провести исследование с целью выявления уровня учебной мотивации.

Вопросы анкеты:

  1. Тебе нравится в школе?

-не очень
-нравится
-не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится
-бывают по-разному
-нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто
-редко
-не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?

-мало
-много
-нет друзей.

 По результатам анкеты можно выделить пять уровней мотивации:

 Первый уровень – высокая мотивация .

У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Второй уровень – хорошая мотивация

При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Третий уровень – положительная мотивация к школе

Ребята, показавшие развитие внешней школьной мотивации имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация  

Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация таких детей очень мало, но к сожалению они есть                 

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:

1.Содержание учебного материала.

2. Организация учебной деятельности .

3. Коллективные формы учебной деятельности .

4. Оценка учебной деятельности .

5. Стиль педагогической деятельности учителя.

1. Содержание учебного материала:

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, телевизионных передач и т.п. средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников определённого возраста потребности.

Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценки. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие. Содержательно и иллюстративно бедный материал не облачает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.

Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время, содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.

2. Организация учебной деятельности.

Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего уч-ся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно- проблемной ситуации ( задачи, цели).

Операционально-познавательный этап. На этом этапе уч-ся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положит, эмоции). Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы уч-ся начинал действовать.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы уч-ся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.

3. Коллективная (групповая) форма деятельности.

Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных уч-ся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

4. Оценка результатов учебной деятельности.

Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью.

Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащегося, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

Выявлено, что учителя, имеющие склонность к авторитарному стилю деятельности, занижают отметки по сравнению с учителями демократического стиля, учителя с либеральным стилем, наоборот, завышают отметки.

5. Стиль деятельности учителя.

Различные стили формируют различные мотивы.

Авторитарный стиль формирует "внешнюю" (экстринсивную) мотивацию учения, мотив "избегания неудачи", задерживает формирование "внутренней" (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив "надежды на успех".

Выделяют следующие методы мотивации.

Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”.

Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации (IV): 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.

Основными факторами, влияющими на формирование отрицательной неустойчивой мотивации к учебной деятельности являются:
1. Отсутствие интереса к учебе. Нужно помнить: интерес к учебе нельзя привить насильно. Нужно попытаться понять, что именно стало причиной потери интереса и как давно это произошло. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности обучение в школе, регулярное выполнение домашнего задания находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами взрослых. Но, тем не менее, нельзя превращать выполнение домашнего задания для ребенка в орудие пыток. Страх наказания не прибавит интереса к учебе и не повысит мотивацию. А вот теплое дружеское отношение и доверие способны творить чудеса. Нужно развивать и поддерживать познавательный интерес у детей. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получатся то, что интересно. В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Ни в коем случае нельзя стращать ученика предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не надо говорить о том, что у вас всегда получалось всё и сразу (подумайте, так ли это на самом деле?). Начните поиск решения проблемы с беседы. Поговорите с ребенком и узнайте, что он думает о своей плохой успеваемости: почему так? Старайтесь избегать лишних вопросов и обвинений – волю эмоциям вы можете дать, но решение вряд ли найдете. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности. Трудно то, что непонятно. Поэтому никогда не помешает иметь дома справочную литературу, словари, энциклопедии, где ребенок, всегда найдет объяснение непонятным словам. Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, подбирайте нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь выполнять работу вместо своего ученика. Поощрение за положительный результат, для ребенка необходимо. Хвалите его, радуйтесь вместе с ним его успехам, пусть даже маленьким. Ребенок должен чувствовать, что родители принимают его таким, какой он есть. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий. Режим дня, для детей очень важен, соблюдая его развиваются волевые качества, собранность, ответственность и самостоятельность. Спросите у своего Чада, что такое, с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Нужно приучать ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма, но и не забывать про отдых. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом, хотя от домашних повседневных поручений ребенка ограждать не следует. Не следует упрекать ученика в том, что он ничего не делает, «а вот я в твои годы…». Такие фразы способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Кстати говоря, времена постоянно меняются, а вместе с тем меняются возможности и требования. Вместе с ребенком создайте план, какие именно шаги следует предпринять для достижения цели. Помогите не отступать от намеченного.

2. Конфликты с педагогами. Не понижайте авторитет преподавателя в глазах своего Чада. Даже если вам что-то не нравится, не обсуждайте учителя в присутствии детей. Ребенок, анализируя услышанное приобретает «особый» повод относиться отрицательно как к учителю, так и к его предмету. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, в дальнейшем ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей. Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть и по вине самого ученика, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, нарушает правила поведения на уроке и т.п.

Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Спросите у педагога, какие претензии у него есть к школьнику. Учитель может соответственно относиться к тем ученикам, которые постоянно не готовы к уроку. Проследите, чтобы у школьника было все необходимое для данного урока.

3. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами на улице и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала нужно попытаться поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения. Цените друзей своего ребенка. Всякая ценность человека в нем самом. Учите быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость всегда рождает большую.

4. Конфликты с родителями. Учитесь быть своему ребенку другом. Если ваш ребенок доверяет вам свои тайны как другу, не шантажируйте его этими тайнами. Критикуйте, не унижая, а поддерживая. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Всегда нужно помнить простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.  

 5. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё время и место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения. 

6.Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье. Поинтересуйтесь у ребёнка о том, зачем он учится, и попытайтесь объяснить, для кого он это делает. Бывает, что родители специально занижают достижения способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремиться добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных. Но когда – нибудь он может просто устать и охладеть к учебе. 

7. Проблемы с развитием внимания и памяти. Это решаемо. Существует много различной литературы с упражнениями и заданиями на развитие внимания и памяти. Учите ребенка слушать и «рисовать» в уме у себя «картинку» того, о чем говорит учитель, не отвлекаясь при этом. 

 8.Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами своей проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него настоящая беда. Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения, исправить это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа. Отсутствие сотрудничества между учителем, учеником и его родителями - это тоже одна из причин нежелания учиться. Только совместными усилиями мы можем достичь успеха в освоении знаний учеником. Крайне важна семейная обстановка в доме. Давайте не будем допускать сарказма и издёвок. Необходимо постоянно укреплять чувство собственного достоинства, обеспечивая успех подростку. Еще раз проверим условия учёбы – учащийся должен иметь собственное рабочее место. Увы, ещё не изобрели таблетки от лени, школьных хулиганов, издевающихся над отличниками, но к счастью есть замечательное и совершенно бесплатное средство, улучшающее состояние всех детей на свете – родительская любовь.

Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.
Актуальность ее рассмотрения обусловлена:
1. Переход на новые стандарты обучения.
2. Обучение школьников приемам самостоятельного обучения.
3. Мотивация учения как уровень психологического благополучия и развития школьника.
Ученика нельзя заставить учиться если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся.
Последние исследования психологов говоря о том, что нет связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам, ни по общеобразовательным дисциплинам. Оказалось, что « сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе мотивации учебной деятельности.
Таким образом, каким бы не был школьник без желания и мотивации к учебе успехов он не добьется.
Возрастные особенности развития мотивации школьников по мнению психологов.
Подростковый возраст.
• Стойкий интерес к определенному предмету, развивается крайне редко, обычно формируется в семье.
• Мотив избегания неудачи.
• Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
• Познавательный интерес.
• Мотив достижения успеха в учебе не развивается.
• Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)
Старшая школа.
• Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.
• Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).
• Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.
• Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
Внутренняя, собственная мотивация.
Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Традиционно принято различать две группы учебных мотивов:
1. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
2. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Познавательные мотивы включают в себя:
1. Овладение новыми знаниями.
2. Ориентация на усвоение способов добывания знаний.
3. Самообразование.
Социальные мотивы включают в себя:
1. Стремление получать знания на основе долга, ответственности, полезности.
2. Заслужить авторитет.
3. Стремление взаимодействовать с другими людьми, анализировать способы и формы сотрудничества.
Источники мотивации, применяемые на уроках физики.
1. Интерес к информации: А знаете ли вы …

Пример тем:

7 класс.
Глубину погружения человека.

(Тема урока: давление жидкости и газа)
Подшипники можно делать из дерева и даже из материи.
( Тема урока: Сила трения)
В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шарик.

( Тема урока: Воздухоплавание)
8 класс.
Сколько выделиться энергии при остывания Земного шара на один градус.

( Тема урока: Внутренняя энергия)
Кипятим охлаждая ( Тема урока: Кипение)

Можно ли сварить мясо высоко в горах?

(Тема: Кипение)
9 класс
Приливы в море.
Сколько было Ньютону, когда он открыл закон всемирного тяготения

(Тема урока: Всемирное тяготение)
Если бы Энрико Ферми удалось полностью объяснить результаты своих опытов по искусственной радиоактивности, вызванной нейтронами, то весь мир уже в 1934 г. узнал бы о возможности создания атомной бомбы.

(Тема урока: Радиоактивность)

2. Интерес к способу действия

Понять как это делается и сделать это лучше.

3. Интерес к людям, организующим процесс и участвующие в нем.

Общение в ходе учебного процесса для многих школьников является стимулом к учебе.
Урок с элементами игр заметно повышает интерес к уроку. Я провожу такие уроки во всех классах.

4. Потребность в самовыражении и самопрезентации.

В современном уроке учитель очень часто использует презентацию, но и ученик может проявить свои знания по физике и информатике, подготовив свою презентацию для урока.

Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды, а физический кроссворд сделанный учащимися, позволяет повторять пройденный материал в интересной форме. Я детям часто задаю в качестве домашнего задания с целью повторения и закрепления пройденного материала в конце изучения главы составить кроссворд.

5. Осознание значимости происходящего на уроке.
Ученик учится потому что ему это надо. Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам, которые готовятся поступать в вузы.
Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время.
Эти занятия включают в себя материал подготовки к ЕГЭ.

6. Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры.
Он появился в педагогике сравнительно недавно (около 30 лет назад). Для современного образования деловые познавательные игры важны прежде всего тем, что могут активизировать учебный процесс, а также служат средством развития теоретического и практического мышления, актуализации знаний. Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регламент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же организовывать на ее основе весь материал. Учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, ибо игра занимательна и интересна для них.
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.



















Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

        мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;







        мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

 

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности школьников.

В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.

Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.

Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.

Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
  1   2   3